ТВОРЧЕСТВО КАК ПРОДУКТ ХАОТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

 

Алетдинова А.А. (СибУПК, г.Новосибирск, РФ)

 

Creation appears when usual rules and procedures are broken. It can come into existence only in chaotic systems and it is a great strategic resource of contemporary organization developing.

 

Под хаосом всегда понималось неупорядоченное, случайное, непрогнозируемое поведение элементов системы, которое сложно предсказать или воспроизвести.

Греки считали, что порядку предшествует хаос, и потребовались немалые усилия созидающего начала, чтобы в мире воцарился порядок. Китайцы были убеждены в том, что порядок предшествует хаосу, и этот взгляд явился основой всех последующих китайских мировоззрений. По представлениям Платона и его учеников, хаос – это такое состояние системы, которое остается по мере устранения возможностей проявления ее свойств.

С. Бир пишет, что структуру бытия можно рассматривать как переход «порядок – хаос – порядок» [1]. Данный процесс всегда будет циклическим (рис.1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 1 – Структура бытия по С. Биру

 

Г. Адамс писал, что хаос часто порождает жизнь.

Теорию динамического хаоса можно применить ко многим системам, в том числе и социально-экономическим. Поведение хаотических систем не поддается ретроспективе на большие промежутки времени. И по мере удаления от начального состояния они становятся все более непредсказуемые.

Кроме хаоса в сложных системах возможно и противоположное явление. Его называют антихаосом. Если хаотические подсистемы связаны друг с другом, может произойти их спонтанное упорядочение, в результате чего они обретут черты единого целого (закон больших чисел). Этот случай можно рассматривать как пример хаотической синхронизации. Все связанные друг с другом подсистемы движутся хотя и хаотически, но одинаково, синхронно. Такие процессы могут происходить в разных системах, например, в организациях.

С точки зрения теории информации, такие системы порождают информацию. И чем больше степень хаотичности, тем выше скорость этого процесса.

Информация (informatio) с латинского переводится как «разъяснение, изложение».  Существует достаточно большое количество определений понятия информации, приведем наиболее интересные:

1.                     информация – совокупность сигналов, воздействий или сведений, которые система воспринимает из вне, выдает в окружающую среду или хранит в себе [2];

2.                     информация – физическая величина, такая же, как энергия или скорость [3];

3.                     информация – имеющее смысл количество непредсказуемого (нового) в сообщении, которое распространяется от одного субъекта информационных отношений к другому [4];

4.                     информация – это отраженное разнообразие, которое отражающийся объект воспринимает об отраженном объекте [5].

Сам процесс получения информации можно интерпретировать как изменение неопределенности в результате приема сигнала [6]. Любое информационное сообщение многозначно. Информация есть новизна, обладающая разным смыслом для разных адресатов. А сами информационные отношения – суть отношения по созданию и трансляции элементов новизны.

Исторически творчество является результатом растущей свободы и автономности личности, и в этом смысле оно возникает из принципиально иных источников, чем рутинная повседневная работа. Творчеству сложно возникнуть в детерминированных экономических системах. Оно возникает из несознательного или бессознательного нарушения существующих процедур и правил. Творчество характерно для хаотических экономических систем.

Как пишет Белокопытов Ю.Н.: понятия «хаос», «порядок» и «самоорганизация» объединяются в единую сущность, которая заключается в следующем: возможность творческих потенций хаоса является основой формообразования летучих структур порядка, которые самонастраиваются и самоорганизуются по законам гармонии [7].

Творить и делиться результатами творчества означает обмениваться информацией. В идеале творчество есть свободное, ничем не ограниченное информирование. По мнению В. Речицкого, творчество – это создание имеющего смысл информационного сообщения, необходимым условием существования которого в данном качестве выступает неповторимая оригинальность личности автора данного сообщения [4].

А,  по мнению Б. Карлофа: творчество – это способность интегрировать … элементы знаний в новые комбинации, ранее не известные [8].  Разработка управленческого решения на крупных предприятиях на 75% является наукой, а на 25 – творчеством [9]. Эти пропорции изменяются в сторону увеличения доли творчества, если разработка происходит для среднего или малого бизнеса.

Полный эффект передачи информации зависит от способов и возможностей ее истолкования и прочтения автором, ретранслятором и адресатом.

Общеизвестно, что лишь немногие из живущих и живших когда-либо на Земле людей сумели совершить великие научные или иные открытия, создать выдающиеся произведения искусства. Это доказывает, что «одна и та же» информация воспринимается символической реальностью в миллионах и миллиардах своих возможных интерпретаций, и лишь некоторые из них - всегда редкие и непредсказуемые – оказываются по-настоящему эффективными. Иначе говоря, информация обретает системную эффективность лишь при условии ее неограниченного распространения, абсолютной доступности [4].

Творчество является свободным процессом информирования, порождением и  продуктом хаотических экономическим систем. А также важнейшим стратегическим ресурсом развития любой организации.

 

Литература

1.      Берталанфи Л.   СЭС. - М.: Советская энциклопедия, 1980/ -с. 135.

2.      Лаптев В.Н. Информатика. Базовые понятия и определения. - Новосибирск: СибУПК, 2002. – 124 с.

3.      Шилейко А.В., Шилейко Т.И. Информация или интуиция? – М.: Молодая гвардия, 1983. – 68 с.

4.      Речицкий В. Открытость информации как универсальное требование. – Киев: Вестнике Академии Наук Украины, 2003 – № 9.

5.      Урсул А.Д. Отражение и информация. – М.: Мысль, 1973. – 121 с.

6.      Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. – М.: Высш. шк., 1989. – 376 с.

7.      Белокопытов Ю.Н. Синергетика как исследовательский подход в познании самоорганизующихся систем // Социально-гуманитарные знания. – 2004. – № 4. – с. 339- 346.

8.      Карлоф  Б. Деловая стратегия. – М.: Экономика, 1991. – 239 с.

9.      Глущенко В.В. Менеджмент: системные основы. - Железнодорожный Московской обл.: ООО НПЦ “Крылья”, 1996. – 216 с.

 

Сайт управляется системой uCoz