ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

 

Алешина И.А. (БГИТА, г.Брянск, РФ)

 

The peculiarity of the cost definition of the building–works and the forming of the building products cost have been analyzed.

 

Для самостоятельных товаропроизводителей, работающих на рынок, независимо от форм собственности, вопрос о ценах — это вопрос их существования и благополучия.

Принятие решения в области цен сопряжено с необходимостью учитывать многочисленные факторы внутреннего состояния предприятия и соответствующего рынка, под влиянием которых формируется рыночная цена.

Формируя ценовую политику, предприятие должно также учитывать отрасль и тип рынка, на котором оно функционирует. Обычно выделяют четыре типа рынка (свободная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая монополия), каждый из которых характеризуется особыми условиями формирования отраслевых цен и цен на продукцию отдельного предприятия. В реальной экономической ситуации любой из указанных типов рынка определить в чистом виде довольно сложно. Необходимо помнить, что анализ конкурентной структуры рынка сам по себе не может дать готовых рецептов установления цен; он необходим, прежде всего, для определения закономерностей ценообразования в зависимости от соотношения спроса и предложения [1].

При определении стоимости строительно-монтажных работ и цены строительной продукции возможны три подхода: минимальный уровень цены, определяемый затратами; максимальный уровень цены, сформированный спросом, и оптимально возможный уровень цены.

Ценообразование в строительстве также имеет индивидуальный характер: цена каждого вида строительной продукции определяется на основе сметы (калькуляции). В цене учитывается влияние природно-климатических факторов, региональных различий в экономических условиях, особенности конкретных видов строительной продукции.

Задачи ценовой политики в строительстве заключаются в определении потребности в инвестициях, снижении себестоимости строительства и контроле за расходованием средств.

Происходящий в Российской Федерации процесс изменений в экономической системе и ценовой политике, определил необходимость внесения принципиальных изменений в систему ценообразования и сметного нормирования в строительстве, в соответствии с которым основным правовым документом, регламентирующим производственно–хозяйственные и другие взаимоотношения субъектов инвестиционной деятельности, является договор (контракт).

Регулирование вопросов ценообразования в строительстве осуществляется Росстроем России, в субъектах Федерации действуют Региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС). С 1992 г. проводилась большая работа по формированию новых подходов к ценообразованию в строительстве в условиях реформирования экономики страны, которые нашли отражение в «Основных положениях (концепции) ценообразования и сметного нормирования в строительстве в условиях развития рыночных отношений» (Письмо Госстроя России 01 22.10.УЗ X БЕ-19-21.1 2). На их основе разработаны основные нормативно-методические документы: Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации (СП 81-01 94) и Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004).

Наряду с указанными документами действует большое число методических указаний и рекомендаций Госстроя России, по отдельным более частным вопросам ценообразования в строительстве: разработке элементных сметных норм, определению сметных цен на ресурсы, нормированию накладных расходов и сметной прибыли [2].

Исходя из общей экономической и единой ценовой политики Российской Федерации, а также ценовых соотношений, отражающих спрос и предложение на рынке инвестиций, основным направлением ценовой политики в строительстве становится применение свободных (договорных) цен на строительную продукцию. Формирование этих цен осуществляется как инвестором (заказчиком), так и подрядчиком на равноправной основе. Применение таких цен создает условия, при которых они наилучшим образом выполняют свои функции в рыночном регулировании воспроизводственных пропорций, а также ликвидации ценовых диспропорций.

Государственное воздействие на формирование цен в строительстве осуществляется, как правило, косвенными методами регулирования – это предоставление льготных кредитов, дотаций, финансовая поддержка отдельных предприятий за счет бюджета и внебюджетных фондов, изменение уровня налоговых ставок и др.

Проблема повышения эффективности разработки политики ценообразования на строительную продукцию весьма многогранна. Точность расчетов зависит, как известно, с одной стороны, от качества формирования сметной документации, прежде всего инвесторских смет, объективности расчета цен, а с другой - от фактора времени, т. е. при планировании капитальных вложений необходимо учитывать не только статистические цены на строительную продукцию, но и динамику их изменения в силу действия ряда факторов (инфляции, особых природно-климатических условий, специфики методов организации строительства и др.).

Литература

1. Экономика предприятия. Под ред. Н.А. Сафронова. - М.: ЮРИСТЪ, 2002. - 608с.

2. Резниченко В.С., Ленинцев Н.Н. Пути совершенствования методов определения цен и объемов инвестиций на создание строительной продукции // Экономика строительства. – 2005. -№ 2.

Сайт управляется системой uCoz