КИНЕМАТИКА РАБОТЫ РОТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ
Старокожев М.А. (БГИТА, г.Брянск, РФ)
Given clause is continuation of a theme about rotor engine. The kinematics of the engine is described.
Кинематика работы двигателя заключается в следующем. Общий рабочий вал 4 двигателя вращает роторы 2 всех двухкамерных блоков вокруг оси этого вала в круговых статорах 1, смещенных относительно этой оси. Пружины 9 и центробежная сила прижимают раздвижные части роторов 2 к стенкам статоров и с помощью поворотных башмаков 7 обеспечивают герметичность камер. Приваренные к вращающемуся валу 4 пластины 6, перемещаясь в щелях ротора 2, обеспечивают ротору вращательное движение под действием высокого давления газов в камере «рабочий ход». (Сдвиг пружины достаточно мал, порядка 0.05 длины ротора).
|
|
Рисунок 1 - продольный схематический разрез двигателя при горизонтальном положении роторов |
Рисунок 2 - упрощенная кинематическая схема двухкамерного блока «впуск-сжатие»
|
Каждая пара двухкамерных блоков двигателя работает следующим образом: поворот и скольжение роторов 2 создают в паре блоков четыре замкнутых рабочих объема (камеры) а, б, в, г, каждый из которых меняет свой объем - то увеличивается, то уменьшается и наоборот. Увеличивающийся объем (например, а) всасывает свежий заряд, а уменьшающийся объем б в этом блоке - сжимает этот заряд. Сжатый заряд (через отверстие 8 в стенке 3) передается в камеру в, где воспламеняется, создает высокое давление и тем самым крутящий момент. В камере г давление падает. и заряд удаляется через отверстие 8. Движение заряда через отверстия 8 в неподвижных стенках имеет всегда одно направление.
Эпизодическое совмещение неподвижных отверстий 8 с камерами обеспечивает выполнение четырех тактов двигателя внутреннего сгорания: впуск - сжатие - рабочий ход - выпуск. Более конкретно эта цепочка тактов иллюстрируется на примере движения (против часовой стрелки в первой паре двухкамерных блоков).
Первый двухкамерный блок (впуск-сжатие заряда).
Вращение ротора 2 увеличивает объем камеры а и за счет совмещения ее с отверстием 8 в левой неподвижной стенке 3 в нее подается свежий заряд. Через некоторый поворот ротора 2 его камера а выходит из соединения с отверстием 8, происходит переход заряда в другую камеру б (сжатия), объем которой начинает уменьшаться - происходит сжатие (отверстие 8 не соединяет камеры).
При должной степени сжатия происходит соединение камеры б с камерой в и через отверстие 8 сжатый заряд переходит из камеры б первого двухкамерного блока во второй двухкамерный блок, в камеру в («рабочий ход»).
Второй двухкамерный блок («рабочий ход-выпуск»).
В камере в происходит накопление давления. Через некоторый поворот достигается нужное давление, заряд поджигается (рабочий ход), ротор 2 вращается, объем увеличивается. Процедура этого поджигания зависит от вида двигателя - у карбюраторных двигателей речь идет об искре, у дизелей - о подаче высоким давлением жидкого топлива через узкие отверстия.
При определенном угле поворота ротора 2 его камера соединяется с отверстием 8 неподвижной стенки 3 и заряд удаляется. Таким образом, неподвижные отверстия 8 и эпизодически соединяющиеся между собой камеры б и в переводят сжатый заряд в камеру сгорания, где и происходит рабочий ход двигателя. Впуск извне свежего заряда в камеру а происходит через отверстие 8 во внешней перегородке 3 первого двухкамерного блока, а выход сгоревшего заряда в камере г - через отверстие 8 во внешней перегородке 3 второго двухкамерного блока.
Кинематическое объединение двух пар двухкамерных блоков с помощью одного вала 4, но при разностороннем расположении центров статоров 1 относительно друг друга, позволяет уменьшить изгибающий момент по оси вала от сил высокого суммарного давления. Этот момент возникает за счет разнонаправленных сил, действующих на соседние роторы 2 камер сгорания, и создает износ подшипников.
Таким образом, предлагаемый проект учитывает два фактора - прочность и герметичность. Для обеспечения прочности используются ребра жесткости, а для герметичности (при механическом объединении скользящих деталей) - одинаковая кривизна поверхности и центробежная сила вместе с пружиной (для прижима башмаков к стенке ротора). Увеличение длины башмаков позволяет иметь допустимое удельное давление на статор при большом числе оборотов двигателя.
Для лучшего представления о размерах параметров двигателя можно привести следующий пример. Если диаметр статора D = 20 см, расстояние е (между центрами вала и статора) равно 3.3 см (т.е. отношение его к радиусу e/R=2e/D=l/3), то максимальное удлинение ротора будет равно:
Л = 1.14 см (Л = D-V(D2-4·e2) = 0.057·D).
Наибольшая площадь камеры будет, равна:
S = D 2е = 1.14 дм2.
При ширине ротора 1 дм объем одной камеры составит, примерно, 1.14 л, а всех четырех камер 4.46 л.
Габариты всего четырехкамерного двигателя составят 2·2·1·2 дм3 = 8 л (без учета толщин трех неподвижных стенок). Двигатель будет иметь один движущийся вал, на котором два ротора будут меняться по длине (под действием пружины) на 1.14 см. Такое малое перемещение роторов и большая площадь скольжения башмаков позволяют иметь очень большое число оборотов. При использовании двух пар двухкамерных блоков габариты двигателя будут в 2 раза больше.
Для примера, 4 поршневых двигателя, эквивалентных по объему камер одному предлагаемому двигателю, будут иметь 4 блока из трех движущихся звеньев (поршень, кривошип и шатун), т.е. всего 12 кинематических звеньев и несколько звеньев, управляющих подачей топлива в каждом двигателе. Число кинематических звеньев, габариты двигателя и механические потери резко возрастают.