НАГРУЖЕННОСТЬ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ВАЛОЧНО-СУЧКОРЕЗНО-РАСКРЯЖЕВОЧНОЙ МАШИНЫ (ВСРМ) В РЕЖИМЕ СТОПОРЕНИЯ ПРИ ПРОТЯЖКЕ СТВОЛА ДЕРЕВА (ДВУХМАССОВАЯ РАСЧЕТНАЯ СХЕМА)
Снопок Д.Н., Шоль Н.Р. (УГТУ, г. Ухта, РФ)
In article the opportunity of simplification of the three-mass settlement circuit of mechanical system "FDBM – a tree" for research dynamics a power-plant feller-delimber-buncher machines in a mode of latching is considered at clearing a tree trunk due to association of insignificant weight the mechanism of clearing with weight of a tree. The settlement circuit in this case will be two-mass.
Рассмотрим возможность упрощения расчетной схемы механической системы "ВСРМ – дерево" для исследования нагруженности силовой установки ВСРМ в режиме стопорения при протяжке ствола дерева счет объединения незначительной массы рябух с массой дерева. Расчетная схема в этом случае будет двухмассовая.
Расчетная схема для этого случая приведена на рисунке 1.
а) |
|
б) |
|
|
а – исходная; б – эквивалентная. Рисунок 1 – Расчетная схема |
Принятые обозначения: I1 – момент инерции кривошипно-шатунного механизма, маховика с муфтой сцепления и шестерен гидронасоса; I2 – момент инерции вращающихся частей гидромотора, рябух и дерева, приведенный к коленчатому валу силовой установки; I3 – момент инерции дерева, приведенный к коленчатому валу; φ1, φ2 – угловые перемещения масс, соответственно, с моментами инерции I1, I2; С12 – приведенная к коленчатому валу крутильная жесткость коленчатого вала и привода рябух; С0 – приведенная угловая жесткость ветвей и сучьев обрабатываемого дерева; МД – крутильный момент двигателя, отбираемый для привода гидронасоса.
Кинетическая энергия системы:
. (1)
Потенциальная энергия системы:
. (2)
В соответствии с уравнением Лагранжа 2-го рода имеем:
(3)
К полученной системе уравнений (3) присоединим уравнение связи с гидроприводом [1]:
, (4)
Произведя необходимые действия по методике [1], получим уравнение:
(5)
Обозначим:
; ; ; ; .
Тогда уравнение (5) примет вид:
. (6)
На рисунке 2 показан график зависимостей добавочного динамического момента и снижения частоты вращения коленчатого вала силовой установки от скорости перемещения перед началом стопорения.
|
Рисунок 2 – График зависимостей добавочного динамического момента и снижения частоты вращения коленчатого вала ДВС от скорости перемещения перед началом стопорения |
Сравнив полученные результаты с результатами компьютерных исследований, выполненных по трехмассовой расчетной схеме, видим, что расхождение по добавочному динамическому моменту не превышает 5,7 … 6,5%.
Далее оценим влияние учета гидропривода на динамику, то есть, из системы уравнений исключим уравнение связи с гидроприводом рябух.
(7)
Умножим уравнение (1) системы (7) на I2, уравнение (2) на I1 и вычтем из первого второе:
. (8)
Произведя необходимые действия по методике [1], получим уравнение:
. (9)
Введем обозначения:
; ; .
Введя новую переменную , получим однородное уравнение:
. (10)
Его характеристическое уравнение будет иметь вид:
. (11)
Решаем уравнение (10):
, (12)
После преобразований, получаем:
. (13)
Начальные условия для режима стопорения будут:
; ; ; . (14)
Таким образом, имеем:
; (15)
Из уравнения (2) системы (15):
.
Отсюда:
.
Из уравнения (4) системы (15):
.
Таким образом, решение дифференциального уравнения (10) запишется в виде:
. (16)
На рисунках 2 и 3 графики зависимостей добавочного динамического момента и снижения частоты вращения коленчатого вала Д.В.С. в зависимости от скорости перемещения ствола дерева перед началом стопорения.
|
|
|
Рисунок 3 – График зависимости добавочного динамического момента от скорости перемещения дерева перед началом стопорения |
Рисунок 4 – График зависимости снижения частоты вращения коленчатого вала силовой установки от скорости перемещения дерева перед началом стопорения |
|
Сравнивая приведенные результаты с результатами, полученными по математическому описанию с учетом параметров гидропривода, видим, что в первом случае (с гидроприводом) расчетный уровень динамической нагрузки ниже на 10,8 %.
Вывод: двухмассовая расчетная схема дает приемлемую для инженерных расчетов точность.
Литература
1. Александров, В.А. Моделирование технологических процессов лесных машин [Текст]: учебник для вузов / В.А. Александров.– М.: Экология, 1995.– 256с.
2. Снопок, Д.Н. Нагруженность силовой установки валочно-сучкорезно-раскряжевочной машины в режиме разгона при протяжке ствола дерева [Текст] / Д.Н. Снопок // Известия СПбГЛТА: Сборник научных трудов №13.– СПб.: СПбГЛТА, 2007.– С. 21-25.