ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В ЛЕСНОМ КОМПЛЕКСЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Фокин В.А., Суетина Р.И. (УГТУ, г.Ухта, РФ)
The role of investments in steady development of a wood complex of Republic Komi is considered.
Инвестиционная привлекательность лесного комплекса находит свое выражение в реализации Программы развития и реструктуризации лесного комплекса Республики Коми на 2002-2010 гг., которая поддержана правительством России, основными целями которой являются формирование конкурентоспособных предприятий, обеспечивающих самофинансирование на длительный период их функционирования, обеспечение социальной защищенности работников отрасли и высвобождаемых, социально-экономическое, экологическое оздоровление в районах расположения предприятий.
Достижение указанных целей обеспечивается разработкой согласованных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекса производственно-технических, финансово-экономических, экологических, социальных и других мероприятий.
В числе важнейших задач, которые решает Программа через инвестиции определен круг предприятий: подлежащих перепрофилированию (реорганизации); подлежащих закрытию. Указанные группы предприятий определяются на основе анализа технического инвестиционного потенциала предприятий, возможности участия их в формировании внутреннего и внешнего рынков лесобумажной продукции.
Реструктуризации в первую очередь подлежат предприятия лесного комплекса Республики Коми, обеспечивающие основную долю спроса регионального и внешних рынков на лесобумажную продукцию и определяющие основные параметры функционирования лесного сектора экономики республики.
При экономическом обосновании инвестиционной политики в лесном комплексе основное методологическое положение состоит в безусловном обеспечении экологических и социальных норм качества окружающей среды и производственной сферы (т.е. природоохранных и социальных ограничений на урбанизацию среды и особенно на Севере).
Оптимальный вариант размещения, мощностей и технологического режима работы новых, реконструируемых или модернизируемых объектов, производств и отраслей лесного комплекса предполагает следующий подход к решению проблемы эффективности инвестиций.
Следует оценивать отдельно каждое производство по всем предприятиям лесного комплекса, включенным в региональную инвестиционную программу, т.е. необходимо рассматривать два множества: №=1, 2, 3…n число производств лесного комплекса: М=1, 2, 3… m число предприятий соответствующих производств (№).
Для конкретного направления инвестиций (например в лесоэксплуатацию – Л) их эффективность определяют по формуле:
Пл – (Иприр + Ипроиз)
Ер = ------------------------------------> Ед (1)
Кл + Кприр + Кпроиз + Кз
где Пл – годовая прибыль в отрасли (Л); Кл – капитальные вложения в эту отрасль; Кприр, Иприр – соответственно, единовременные и текущие затраты на природоохранные мероприятия, предотвращающие нарушения в природной среде; Кпроиз, Ипроиз – соответственно, единовременные и текущие затраты на производствен-ные мероприятия предотвращающие нарушения в экономической среде, т.е. сохранение необходимых условий труда и производства конечной продукции; К3 –стоимость отводимых (изымаемых) под застройку территорий; Ед – рыночная норма доходности капитала.
Реализация программы намечается в три этапа.
На первом этапе выполняется комплекс проектных работ по объектам нового строительства, расширения и реконструкции действующих предприятий, а также подготовка нормативных документов регламентирующих юридически-правовую основу реализации Программы.
Выполняются мероприятия, не требующие больших капитальных вложений: организация малого лесопиления, малой лесохимии, внедрение сортиментной технологии заготовки древесины и др.
На первом этапе должна быть достигнута остановка спада производства на большинстве лесопромышленных предприятий и существенно снижена убыточность лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности.
На втором этапе осуществляется строительство новых, реконструкция и перепрофилирование основных лесопильных и деревообрабатывающих предприятий, а также Сыктывкарского лесопромышленного комплекса.
Лесопромышленный комплекс получает устойчивое развитие, и большинство лесопромышленных предприятий достигнет рентабельной работы.
На третьем этапе завершается строительство новых целлюлозно-бумажных предприятий в Удорском и Троицко-Печорском районе, лесопромышленный комплекс республики должен стабильно функционировать, и все лесопромышленные предприятия работать в режиме самофинансирования и самоокупаемости.
Снижение затрат на единицу продукции в лесозаготовках должно осуществляться в первую очередь за счет уменьшения доли заработной платы, так, как в перспективе производительность труда работающих увеличится в 2-3 и более раза.
Существенно снижаются амортизационные отчисления на единицу продукции за счет увеличения объемов производства с одной стороны, и поэтапного вывода старых основных фондов у большинства предприятий.
За счет роста объемов производства внедрения новой техники и новых технологий уменьшаются удельные затраты по топливу, энергии и другим статьям затрат. В расчете товарной продукции учтены структурно-качественные изменения в производстве продукции: увеличение объема экспортных пиломатериалов, новые виды плит, фанеры и целлюлозно-бумажной продукции.
Товарная продукция увеличивается к 2002 году на 78% и к 2010 году в 3.5 раза и достигается рентабельность производства в размере 13% в 2002 году и 31% в 2010 году. Численность работающих к 2010 году увеличится на 2.9 тыс. человек в связи со строительством новых целлюлозно-бумажных и других перерабатывающих производств.
Рассчитаны возможности покрытия потребных инвестиций за счет собственных средств предприятий, которые будут, получены из прибыли и амортизационных отчислений.
Внутриотраслевая структура лесопромышленного комплекса Республики Коми более прогрессивна, чем в целом по России: доля целлюлозно-бумажной продукции в стоимости товарной всего комплекса в республике занимает 59% при 41% по России.
Предлагаемые меры по совершенствованию структуры – строительство новых целлюлозно-бумажных предприятий – позволяют увеличить к 2010 году долю целлюлозно-бумажной продукции до 67% в общем объеме производства.
Повышается уровень химической и химико-механической переработки древесины до 64% к 2010 году, главным образом, за счета вовлечения в переработку маломерной и низкокачественной древесины и древесных отходов.