К ВОПРОСУ ОПТИМИЗАЦИИ РАЗМЕЩЕНИЯ РЕМОНТНОГО
ПРОИЗВОДСТВА
Шиловский В.Н., Саливоник А.В., Кутырев Е.В., Гольштейн Г.А.
(ПетрГУ, г.Петрозаводск, РФ)
The article presents a procedure and mathematical model with continuous variables on the optimization of repair work disposal.
Математические модели системы авторемонтного производства являются нелинейными из-за нелинейной зависимости технико-экономических показателей производств от их мощности [1]. Для решения задач большой размерности, характерной для задач развития и размещения авторемонтного производства, могут быть использованы методы нелинейного программирования или более простые приближенные методы, дающие удовлетворительные по точности результаты при меньших затратах труда и материальных средств [2].
Существует два основных метода решения задачи оптимизации размещения ремонтных производств транспортных машин. Первый метод предусматривает разработку математических моделей с дискретными переменными, второй – с непрерывными переменными по размещению и развитию ремонтно- обслуживающих производств.
Первый метод основан на сведении производственно-транспортной задачи к транспортной. Он весьма эффективен для решения задач с дискретными переменными при сравнительно небольшом числе возможных вариантов развития и размещения ремонтно-обслуживающих пунктов.
Второй метод позволяет решать задачи с непрерывными переменными практически любой размерности. Необходимым условием его использования является отсутствие ограничений на возможность расширения производств.
Для решения задач по оптимизации размещения ремонтно-обслуживающих пунктов для ремонта и технического обслуживания территориально распределенной лесозаготовительной и лесотранспортной техники возможно применение второго метода, когда мощность пунктов технического сервиса (ПТС) заранее не фиксируется, а определяется в ходе решения задачи, для чего строиться итерационный процесс.
В общем виде
задача формулируется следующим образом. Задано территориальное распределение
потребности в ремонтно-обслуживающих воздействиях. Пусть – индекс пункта-поставщика ремонтного фонда
,
– потребность
i-го потребителя в ремонте,
– индекс пункта технического
сервиса
.
Удельные приведенные затраты
на технические воздействия на j-ом
пункте технического сервиса задаются как функция объема производства ПТС.
Стоимость транспортирования одного объекта для технического воздействия от i-го потребителя на j-й пункт технического сервиса и обратно задается матрицей:
.
Обозначим переменную
, представляющую число объектов
технических воздействий, поставляемых i-м
потребителем j-му ПТС. Требуется определить оптимальную структуру
системы технических воздействий, учитывающую размещение и мощность пунктов
технического сервиса, и распределение между ними ремонтного фонда.
Математическая модель оптимизации системы организации и осуществления технических воздействий может быть представлена в виде:
.
(1)
В качестве ограничения минимально допустимую мощность ПТС устанавливают исходя из условия экономической целесообразности существования такой ПТС. Максимальная мощность ПТС может быть принята равная суммарной потребности в ремонте:
.
(2)
Выражение (2) предполагает в качестве возможного варианта создание одного ПТС, удовлетворяющего всю потребность в технических воздействиях определенного числа потребителей в масштабе района, региона.
На интервале выбираем
шкалу мощностей
, промежутки между соседними
значениями которых определяем исходя из требуемой точности расчетов. В качестве
нулевого приближения берутся произвольные, принадлежащие принятой шкале числа
.
Для выполнения вычислений может использоваться матрица, форма которой представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Матрица для расчетов оптимального варианта размещения ПТС
Потребители технического сервиса |
Пункты технического сервиса |
Объемы технического сервиса |
||||
1 |
… |
j |
… |
n |
||
1 |
|
… |
|
… |
|
|
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
i |
|
… |
|
… |
|
|
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
m |
|
… |
|
… |
|
|
Мощность ПТС |
|
… |
|
… |
|
|
Для минимизации
функции (1) на первой итерации необходимо провести минимизацию по каждой строке
для чего для каждого i выбрать , для которого
минимально и положить:
для
и
для
.
Суммируя по столбцам, получаем:
. (3)
Значения округляются до ближайших
значений, принадлежащих шкале М и по найденным
перевычисляем
зависящих от них величины
.
Процесс итерации заканчивается, когда на (k+1)-м шаге получим:
. (4)
Оптимальное решение для k-го шага итерационного процесса и является решением задачи.
Литература
1. Дехтеринский Л.В. Проектирование авторемонтных предприятий: Учебное пособие / Л. В. Дехтеринский, Л.А. Абелевич, В.И. Карагандин и др. – М.: Транспорт, 1981. – 218 с.
2. Шахнес М.М. Современные направления проектирования предприятий для автомобильного транспорта / Под ред. М. М. Шахнеса – М: Транспорт, 1982. – 368 с.