УРОВЕНЬ РАСХОДОВ НА ЗДРАВООХРАНЕНИЕ В ПОЛЬШЕ В ОТНОШЕНИИ К ВАЛОВОМУ ВНУТРЕННЕМУ ПРОДУКТУ (ВВП)
Софья Скшипчак (Факультет управления Варшавского университета, Польша)
Основным показателем, позволяющим оценить сумму средств, находящихся в системе здравоохранения данного государства и - тем самым - состояние обеспеченности потребностей общества в этой области, является отношение расходов на здравоохранение к валовому внутреннему продукту (%).
Целью этой работы является показ уровня расходов (государственных и частных) на охрану здоровья в Польше, а так же их отношение к валовому внутреннему продукту (ВВП) в 1995 - 2005 годах.
1. Государственные расходы на здравоохранение
Государственные расходы на здравоохранение - это суммы, поступающие из государственного бюджета, из бюджетов органов местного самоуправления, а также от организаций медицинского страхования.
В таблице 1 показаны государственные расходы на охрану здоровья граждан в Польше в 1995 - 2005 годах.
До 1998 года основным источником финансирования здравоохранения в Польше был государственный бюджет. - расходы на систему здравоохранение из этого источника составляли около 90%.
в 1999 году - в результате реформы системы здравоохранения - основным субъектом государственного финансирования стали Больничные Кассы, преобразованные в 2003 году в Народный Фонд Здравоохранения. Их доля в финансировании государственной охраны здоровья граждан в 1999 - 2005 годах выросла с уровня, превышающего 70%, до уровня более 80%.
Отношение государственных расходов на здравоохранение к ВВП в 1995 - 2005 годах составляло от 4,5% до 3,9% (с явно выраженной тенденцией снижения к концу анализируемого периода).
2. Частные расходы на здравоохранение
Частные расходы на здравоохранение складываются из расходов бюджетов домашних хозяйств, а так же из расходов предприятий и организаций.
Расходы бюджетов домашних хозяйств выражаются в форме непосредственных покупок медикаментов, оплаты медицинских услуг в частном секторе здравоохранения, в форме оплаты и доплаты за услуги, оказанные в рамках государственного сектора здравоохранения, а также в форме оплаты коммерческого медицинского страхования.
Расходы предприятий и организаций охватывают организацию службы здравоохранения на предприятиях, дополнительное (сверх предусмотренного) страхование сотрудников, а также покупку предприятием абонементов для сотрудников на обслуживание в платных учреждениях здравоохранения.
Определение суммы частных расходов - это непростая и неоднозначная методологическая задача.
Расходы предприятий и организаций на охрану здоровья обычно не анализируются как сложные для определения и подсчёта или определяются в высшей степени условно[1].
Расходы бюджетов домашних хозяйств на охрану здоровья могут быть определены, исходя из результатов анализа бюджетов домашних хозяйств (АБДХ), систематически проводимых Центральным статистическим управлением. Месячные расходы на здравоохранение, приходящиеся на 1 человека, пересчитываются в масштабе года и в масштабе всего населения[2].
Более оправданным (более точным) методологически является всё же использование для определения уровня расходов бюджетов домашних хозяйств на здравоохранение общественных счетов - категории "потребности индивидуальные(из личных доходов)" в секторе домашних хозяйств в статье раздела "здоровье". Категория эта точно отражает расходы, понесённые домашними хозяйствами на покупку лекарств, медицинского оборудования, медицинских услуг и т.п. В общественных счетах учитывается также стоимость "серого сектора" - в этом случае: стоимость медицинских услуг, оказываемых платно частнопрактикующими врачами, оплаты, взимаемые в неустановленном законом порядке в государственных медицинских учреждениях и т.п.
В таблице 2 сравниваются государственные расходы, расходы на охрану здоровья из доходов частных домашних хозяйств, а также суммарные расходы на здравоохранение и их отношение к ВВП в Польше в 1995 - 2005 годах.
Отношение расходов на здравоохранение к ВВП свидетельствовало в 1995 - 2005 годах о небольшой тенденции роста (с уровня 6,3% до 7,1%), в последние пять лет показатель этот удерживался на уровне около 7%.
Интересным показателем, характеризующим уровень отягощения домашних хозяйств расходами на охрану здоровья, является доля их расходов в общих расходах.
В 1995 - 2005 годах показатель этот характеризовался явной тенденцией роста: он увеличился с уровня около 30% в 1995 году до около 40% в годах 2000 - 2001 и выше 40% в 2002 - 2005 годах (в 2004 году анализируемый показатель превысил уровень 44%). Это свидетельствует о значительном участии польского общества в финансировании здравоохранения; такой высокой "совместной оплаты" мы не обнаружим в большинстве стран Европы.
3. Выводы.
Анализ уровня расходов на охрану здоровья в Польше в 1995 - 2005 годах позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на тенденцию роста как расходов государственных, так и расходов домашних хозяйств, более быстрыми темпами росли расходы общества.
Отношение расходов на здравоохранение к ВВП имеет в анализируемом периоде небольшую тенденцию роста, но характерный для последних лет этого периода показатель на уровне около 7% ставит Польшу на одно из последних мест среди стран Европы.
Литература
1. Баран А. – Дифференциация расходов домашних хозяйств на здравоохранение, в: Медицинское страхование в польской системе здравоохранения», Политика здравоохранения, т.II, декабрь 2004
2. Бюджеты домашних хозяйств, ЦСУ Варшава 1996 – 2006
3. Финансирование охраны здоровья в Польше – Зелёная книга, Министерство здравоохранения, Варшава, декабрь 2004
4. OECD Health Data 2005 i 2007 (www.oecd.org)
5. Основные данные из области здравоохранения, ЦСУ Варшава 1995 – 2005
6. Статистический ежегодник РП, ЦСУ Варшава 200 и 2005
7. Рыць К., Скшипчак С. – Общественные и частные расходы на охрану здоровья в Польше. Сколько стоит здравоохранение?, «Проблемы управления» 4/2005
8. Рыць К., Скшипчак С. – Каково же в Польше действительное соотношение расходов на здравоохранение и ВВП?, в: «Здравоохранение и экономика. Проблемы управления» под ред. К. Рыця и С. Скшипчак, изд. Варшавского университета
9. Скшипчак С. – Жонглирующий цифрами, «Менеджер здоровья» 9/2006
10. Собчак А. – Чувство опасности, «Менеджер здоровья» 5/2004
11. Условия жизни населения, ЦСУ Варшава 1995 – 2005
Таблица 1- Государственные расходы на здравоохранение в Польше в 1995 – 2005 ( млн злотых)
Год
Разделы |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
13 132,6 |
16 742,0 |
18 891,9 |
20 919,5 |
6 312,6 |
4 300,0 |
4 600,8 |
3 594,1 |
3 714,4 |
3 834,6 |
3 863,8 |
|
2. Бюджеты территориальных органов самоуправления |
1 510,7 |
1 909,8 |
2 475,1 |
2 899,5 |
2 043,3 |
2 689,7 |
3 473,8 |
1 974,4 |
1 910,0 |
2 107,3 |
2 581,4 |
3. Больничные Кассы/ Народный Фонд Здравоохранения |
- |
- |
- |
- |
23 538,4 |
23 784,5 |
27 534,8 |
28 675,9 |
29 213,6 |
30 487,4 |
33 003,9 |
4. Сумма государственных расходов на здравоохранение(1) |
14 643,2 |
18 651,8 |
21 367,0 |
23 204,1 |
28 589,4 |
28 781,4 |
32 840,1 |
32 716 |
33 330 |
36 429,3 |
39 449,1 |
5. ВВП в существующих ценах |
329 567 |
414 425 |
504 133 |
589 361 |
652 517 |
744 622 |
779 205 |
807 859 |
842 120 |
923 248 |
980 666 |
6. Доля государственных расходов на здравоохранение в ВВП (%) |
4,4 |
4,5 |
4,3 |
3,9 |
4,4 |
3,9 |
4,2 |
4,05 |
4,0 |
3,95 |
4,0 |
Источник: собственные расчёты и данные на основании публикаций ЦСУ: Основные данные в области здравоохранения за период с 1995 по 2005 г.г., Статистический ежегодник 2000, 2005 и 2006
Tаблица 2- Расходы государственные и частные (из персональных доходов, исчисленные на основе народных счетов) на здравоохранение в Польше в 1995 – 2005 годах (млн злотых)
Год
Разделы |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
1. Расходы государственне |
14 643,2 |
18 651,8 |
21 367,0 |
23 204,1 |
28 589,4 |
28 781,4 |
32 840,2 |
32 716,0 |
33 330,0 |
36 429,3 |
39 449,1 |
2. Расходы частные (из персональных доходов) |
6 195,4 |
8 464,4 |
11 264,5 |
14 003,7 |
16 585,2 |
19 195,0 |
21 333,0 |
24 120,0 |
24 883,0 |
28 745,0 |
28 616,0 |
3. Суммарные расходы на здравоохранение |
20 838,6 |
27 116,2 |
32 631,5 |
37 207,8 |
45 174,6 |
47 976,4 |
54 173,2 |
56 835,0 |
58 213,0 |
65 174,3 |
68 065,1 |
4. Расходы на здравоохранение per capita (зл) |
539,72 |
701,77 |
844,06 |
962,19 |
1 168,81 |
1 254,28 |
1 416,66 |
1 487,05 |
1 524,30 |
1 707,47 |
1 783,68 |
5. Доля частных расходов в совокупных расходах (%) |
29,7 |
31,2 |
34,5 |
37,6 |
36,7 |
40,0 |
39,4 |
42,4 |
42,7 |
44,1 |
42,0 |
6. ВВП в рыночных ценах |
329 567 |
414 425 |
504 133 |
589 361 |
652 517 |
744 622 |
779 205 |
807 859 |
842 120 |
923 248 |
980 666 |
7. Отношение расходов на здравоохранение к ВВП (%) |
6,3 |
6,5 |
6,5 |
6,3 |
6,9 |
6,4 |
7,0 |
Источник: собственные расчёты и данные на основании таблицы 1, а также статистического ежегодника за 2000, 2005 i 2006 годы, ЦСУ Варшава
[1] «Финансирование здравоохранения в Польше – Зелёная книга», Министерство здравоохранения, Варшава, декабрь 2004
[2] Именно этот способ подсчёта расходов частных домашних хозяйств на охрану здоровья обнаруживаем в публикациях:
А. Баран – Дифференциация расходов домашних хозяйств на здравоохранение, в: Медицинское страхование в польской системе здравоохранения», Ролитика здравоохранения, т.II, декабрь 2004
[3] Для периода с 1995 по 1997г.г. общественные расходы составляют сумму расходов государственного бюджета и расходов бюджетов территориальных органов местного самоуправления на здравоохранение ( без вычета поступления средств между этими единицами)
Для 1998 года общественные расходы составляют сумму расходов государственного бюджета и расходов бюджетов территориальных органов местного самоуправления после вычета поступления средств между этими единицами.
Для периода с 1999 по 2000 г.г. под общественными расходами понимаются расходы государственного бюджета и бюджетов органов местного самоуправления суммарно (после вычета поступления средств из бюджета государства в бюджеты органов местного самоуправления, а также между этими единицами), а также расходы средств, выданных через Больничные Кассы и – после переименования – Народный Фонд Здравоохранения.