НАЛОГОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Шогенов А.А. (КБГУ, г. Нальчик, РФ)
A tax consulting is summoned to solve the problem of irrational functionality of tax system and to establish for tax –payers appropriate conditions for remaining a wish to co – operate with the tax organs.
В настоящее время налоговое законодательство Российской Федерации претерпевает частые изменения, что приводит к тому, что допускаются несколько вариантов толкования норм налогового права. Следствием чего является нерациональное функционирование налоговой системы.
Налоговое консультирование призвано решить данную проблему и сформировать эффективно действующую налоговую систему, которая не угнетала бы коммерческую деятельность и позволяла бы проводить эффективную бюджетную и налоговую политику – важнейшее условие для совершенствования экономики России.
Важным направлением налоговой деятельности является налоговое консультирование, которое может обеспечить правовую поддержку организациям по различным вопросам, связанным с уплатой налогов и применением законных способов уменьшения налоговых платежей.
Налоговое консультирование позволяет стабилизировать платежеспособность и финансовую устойчивость, которые являются важнейшими характеристиками финансово – экономической деятельности предприятий. Если предприятие финансово устойчиво, платежеспособно, то оно имеет преимущества перед другими предприятиями в привлечении инвестиций, в получении кредитов, выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Кроме того, такое предприятие не вступает в конфликт с государством по перечислению налогов, по выплате заработной платы, дивидендов, возврату кредитов и процентов по ним.
Налоговое консультирование – вид профессиональной деятельности по оказанию организациям и физическим лицам услуг на платной основе, позволяющее исполнять налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами и иными лицами обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Необходимо отметить, что налоговое консультирование не входит в компетенцию налоговых органов. Важно еще также подчеркнуть, что налоговое консультирование не подменяет государственный контроль за налогообложением, в том числе и налоговые проверки налогоплательщиков органами ФНС. Государственные органы приобретают в лице налоговых консультантов надежных помощников. Там, где консультанты по налогам и сборам будут добросовестно работать, отпадут проблемы правильности и своевременности уплаты налогов, не будет административных и уголовных дел по этим составам правонарушений.
Как известно, Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ содержит положение о налоговом консультировании, которым аудиторы могут заниматься в качестве сопутствующих услуг, но не раскрывают понятие деятельности по налоговому консультированию, а специальных нормативных актов по этому вопросу вовсе нет. Аудиту подлежат юридические лица и индивидуальные предприниматели. А кто же займется огромной массой граждан – налогоплательщиков?
Именно поэтому необходимо создание консалтингового центра по оказанию услуг как коммерческим организациям, так и физическим лицам.
Ключевым моментом для налогового консультирования стало постановление Минтруда РФ от 4 августа 2000г. № 57. Им внесено дополнение в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, касающееся новой квалификационной характеристики «Консультант по налогам и сборам», в котором предусматриваются должностные обязанности консультанта по налогам и сборам, вопросы, которые он должен знать и требования к его квалификации.
Современное налоговое консультирование требует специального законодательного регулирования. Необходим закон, который осуществлял бы контроль за эффективным и квалифицированным осуществлением этой деятельности.
Законное налоговое консультирование должно быть специализацией категории лиц – профессионалов, которые допускаются к этой деятельности на установленных законом основаниях после получения соответствующего образования в высшем учебном заведении в рамках не дополнительного, а основного профессионального образования.
В зависимости от того, кто осуществляет консультирование можно выделить внутрифирменное и внешнее консультирование.
Внутрифирменное – осуществляется консультантом по налогам и сборам или отделом по налогам внутри предприятия.
Внешнее – осуществляется профессионально подготовленными консалтинговыми организациями или физическими лицами, имеющими квалификационный аттестат налогового консультанта.
Налоговый консалтинг охватывает широкий спектр услуг и включает в себя:
1. Консультации по вопросам налогового законодательства:
· Консультирование по вопросам исчисления и уплаты налогоплательщиком всех видов налогов и сборов, в том числе по вопросам использования установленных льгот;
· Консультирование по вопросам проведения контролирующими органами налогового контроля, и способах защиты прав и интересов налогоплательщика;
· Консультирование по вопросам установленной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах;
· Предоставление налогоплательщику информации о взимаемых налогах и сборах на определенной территории Российской Федерации;
· Оценка налоговых последствий совершения сделок;
· Оценка налоговых последствий совершения сделок, в том числе осуществления инвестиций;
· Оценка налоговых последствий проведения реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) юридических лиц.
2. Оптимизация налогообложения – процесс, который рекомендуется проводить как при создании бизнеса, так и на любом из этапов функционирования предприятия, включает:
· Разработку индивидуальных легитимных правовых схем;
· Разработку оптимальных форм взаимоотношений налогоплательщика с контрагентами;
· Оптимизацию процесса формирования себестоимости в целях налогообложения;
· Оптимизацию товарно-денежных потоков и способов их учёта в целях налогообложения;
· Анализ применяемых налогоплательщиком схем оптимизации.
3. Досудебное урегулирование налоговых споров:
· экспертиза документов налогового органа (актов проверки, решений, требований и др.) и подготовка заключений по ним;
· Подготовка возражений на акт налоговой проверки;
· Представление интересов налогоплательщика при рассмотрении материалов проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа;
· Подготовка жалоб (заявлений, возражений) на решение налогового органа или иной акт о нарушении законодательства о налогах и сборах.
· Подготовка рекомендаций при получении налогоплательщиком от налоговых органов требований об уплате налогов, предложений о добровольной уплате налоговых санкций;
· Представление интересов налогоплательщика при рассмотрении руководителем (заместителем руководителя) налогового органа жалоб (заявлений, возражений) налогоплательщика;
4. Оценку и анализ налоговых рисков компаний, разработку рекомендаций по их минимизации;
5. Постановку системы налогового учета, разработку учетной политики для цели налогообложения;
6. Обжалование действий и решений налоговых служб в суде и вышестоящих органах:
· оценка обстоятельств дела, в том числе юридическая экспертиза документов и заключение о перспективе судебного разбирательства;
· подготовка необходимых процессуальных документов, в том числе исковых заявлений и отзывов на исковые заявления;
· формирование доказательственной базы;
· квалифицированное представительство;
7. Возврат или зачет излишне уплаченных сумм налога;
8. Оперативное информирование об изменениях в законодательстве и нормативных актах, касающихся налогообложения.
Необходимо создавать налогоплательщику условия, при которых у него не пропадало бы желание взаимодействовать с налоговыми органами.
Литература
1.Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001г. № 119-ФЗ
2.Постановление Минтруда РФ от 4 августа 200г. № 57
3.Андреев Е.П. Роль и значение налогового консультирования в современных условиях//Налоги и налогообложение «NOTA BENE».– 2006.- № 1.
4.Н.В. Бондарчук, З.М. Карпасова, Финансовый анализ для целей налогового консультирования, - М.: Вершина, 2006.
5.Соболева Г.В. Как минимизировать налог на прибыль? / Г.В. Соболева, - СПб.: «Питер», 2005.