ДОБАВОЧНАЯ ПРИБЫЛЬ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Литвин В.З. (СГСЭУ, г.Саратов, РФ)
Additional profit is analyzed as economical activity index of enterprise efficiency in this article. The author explains forms of additional profit demonstration – profit surplus, transformed form of additional value, rent (intellectual, monopolistic, absolute, economic).
Становление научного, информационного комплексов, системы автоматизированного проектирования выступают как этапы реализации государственной структурной научно-технической политики.
Она предполагает создание ряда институциональных форм, действующих как частно-государственные финансово-промышленные группы, которые могут обеспечить на обоснованных направлениях комплекс организационных и финансово-экономических мер, способствующих реализации намеченных целей. В процессе создания современного мощного научного комплекса его основой должна стать интеллектуальная собственность ученых-исследователей. Ее стоимостное выражение может и должно определяться как часть добавочной прибыли, получаемой как разность между валовой прибылью до внедрения той или иной идеи в производство и после ее воплощения в материальном продукте. Расчетные данные показывают, что действительная интеллектуальная собственность ученых, теоретиков, инженеров составляет 15-20% от получаемой дополнительной прибыли. Таким образом, основная цель институциональной государственной политики – реализация государственной научно-технической политики, структурных преобразований путем использования экономических форм и методов регулирования, концентрации имеющихся ограниченных ресурсов, новых структурных подразделений, комплексов, систем на важнейших направлениях НТП.
Совершенствованием производства занимаются ради устойчивого роста прибыли. Прямые оценки здесь бывает сделать трудно, поэтому часто используют показатели, влияющие на величину прибыли: эффективность, качество, производственная мощность, скорость поставок и гибкость. Эти косвенные показатели могут дать представление о производственных характеристиках компании и ее возможности повышать прибыльность. Здесь многие менеджеры попадают в традиционную ловушку - они начинают относиться к этим косвенным показателям как к самостоятельной ценности и забывают о главной цели - долгосрочном наращивании прибыли.
В западной экономической литературе теория фирмы построена на принципе максимизации прибыли, однако существуют иные мотивации деятельности фирмы: максимизация объема продаж, достижение определенного, «идеального» уровня прибыли, максимальная прибыль как несбыточная цель. Теоретически максимизация прибыли, даже если и не признается целью фирмы, все-таки считается движущей силой в экономике. При экономическом подходе прибыль является разницей между выручкой от реализации и издержками, фирма стремится максимизировать эту разницу.
Косвенные показатели прибыльности полезны для диагностирования проблем и выявления возможностей совершенствования производства. Если поступления растут, а прибыль падает, показатели эффективности помогут найти, где и почему возрастают издержки. Так что, даже когда мы имеем точную информацию о прибыли, есть смысл анализировать другие показатели эффективности.
Иногда под эффективностью подразумевают сокращение расходов, но важно выявить соотношение производственных расходов с создаваемыми ценностями. Эффективность хозяйственной деятельности предприятия определяется отношением стоимости произведенной продукции к стоимости использованных ресурсов, выраженным в процентах. Величина эффективности всегда больше 100%, а в некоторых случаях стоимость готовой продукции или услуг намного превышает стоимость используемых ресурсов. Когда эффективность оценивают по величине добавленной стоимости или прибыльности, важно иметь в виду, что все производственные затраты, равно как и результаты, трудно реализовать за один период. Накопленные результаты могут проявиться в будущем, а если сокращение расходов достигнуто за счет качества и будущей репутации, тогда видимость, создаваемая краткосрочным увеличением прибыли, окажется ложной. Лучше пользоваться показателями долговременной прибыльности.
В условиях
господства частной собственности рента становится преобладающим показателем
прибыльности работы предприятия.
В этой связи становятся понятной разница между зарплатой американского и
китайского рабочего за одинаковую работу, которая является неполученной рентой
китайца. «Вынос» производства в Китай делается в целях обеспечения получения
этой ренты американским капиталистом, а не американским рабочим.
Для капиталиста характерно стремление к получению помимо обычной еще добавочной прибыли, или сверхприбыли. Монополия дает такую сверх-прибыль, то есть избыток прибыли сверх нормальной. В данном контексте термин «избыток прибыли» употребляется не в значении добавочной прибыли, прибыль более высокую по сравнению со средней получали некоторые капиталисты и в период свободной конкуренции путем понижения стоимости товара ниже общественной стоимости. Но если раньше добавочную прибыль получали лишь в редких случаях, то во времена монополий, самые крупные из них добиваются добавочной прибыли в течение длительного времени, и добавочная прибыль становится частью сверхприбыли, получаемой регулярно. Сверхприбыль обязана своим существованием использованию достижений научно-технического прогресса, господству монополий в целом, вывозу капитала, экономическому разделению мира между союзами капиталистов. Таким образом, прибыли, присваиваемые монополиями, состоят из следующих элементов: средней прибыли, добавочной прибыли и монопольной сверх-прибыли, связанной с продажей монополиями товаров по ценам выше их стоимости. Прибыли монополий играют главную роль в их экономическом господстве.
Вместе с тем, монополистическая деятельность создает реальную угрозу снижения прибыльности за счет ухудшения качества продукции. Только качество ценят потребители и за него платят деньги. В долговременной перспективе качество может оказывать влияние на расходы и доходы. Низкое качество готовой продукции рано или поздно приведет к падению рыночной стоимости товаров и услуг, росту расходов на ремонт, обслуживание и работу с жалобами потребителей. Если о плохой работе предприятия распространятся слухи и пострадает репутация другой продукции компании, издержки могут возрасти многократно. Низкое качество производственных процессов приведет к росту расходов за счет увеличения отходов, брака, затрат на доработку продукции, снижения коэффициента полезного использования оборудования или уменьшения удовлетворенности потребителей.
Ограничение рыночного поведения фирм, в том числе сделок на рынке капиталов (в частности, ограничения на свободу слияний и поглощений) обосновывают возможными потерями из-за сдвига цены от той, которая имела бы место в случае конкуренции. Конкуренция при таком подходе связывается с размером фирм и их количеством. Однако даже если принять эту логику, предполагающую измеримость совокупного социального ущерба, соответствующие ограничительные имеют два следствия, мгновенно исчерпывающие пресловутую «общественную выгоду». Во-первых, искажается система цен. Добавочная прибыль, обычно являющаяся индикатором временно повышенного спроса, не материализуется в цене. Централизованная установка телефонов по фиксированной цене, породившая многолетние очереди, и быстрое распространение мобильной связи на свободном (или более близком к таковому) рынке с высокой конкуренцией поставщиков являются примерами значительных потерь, которые несет общество при регулировании. Во-вторых, компании прибегают к неценовой, более дорогой для общества конкуренции, а в случае запрета на слияния имеет место прямая растрата ресурсов. Таким образом, обещанный совокупный общественный выигрыш оборачивается совокупным общественным проигрышем.