АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ И ПОПЫТКИ ИХ РЕШЕНИЯ
Ивакина И.И., Сидоров И.С. (СибГТУ, г. Красноярск, РФ)
In this article present problems of financial-credit politics and ways to decide it.
В общем, Кредитно-Денежная политика – это попытка государства (не всегда удачная) стабилизировать цены путем изменения банковских резервов.
При государственном регулировании банковской системы в России следует учитывать фактор ее территориальной организации. Более того, требуются некие особые механизмы управления ее региональным развитием. Нельзя с сожалением не отметить недостаточную правообеспеченность соответствующих задач и даже отсутствие самой их четкой постановки в документах Центрального банка и Правительства РФ.
Дефицит внимания федеральных властей к особенностям развития кредитно-денежной политики и вызывает постепенное саморазвитие проблем на российском рынке. На данный момент существует широкое многообразие разнопланового характера проблем российской кредитно-денежной политики. Из них можно выделить три основные:
1. Задача достижения полноценной конвертируемости рубля с перспективой его превращения в мировую валюту;
2. Попытки противодействия опасной тенденции увеличения с каждым годом внешних долгов российских корпораций;
3. Тема наращивания капитала банками, имея в своей основе отраслевой надзорный аспект, затрагивающий интересы широкою спектра клиентов кредитных организаций - субъектов предпринимательства, и, следовательно, трансформирующийся в национальную социально - экономическую проблему.
Достижение реальной конвертируемости рубля, очевидно, — длительный процесс, связанный не только с внутриэкономической ситуацией, но и с положением страны в мировой экономике, с востребованностью ее валюты другими государствами.
Как известно, все расчеты за наш экспорт ныне осуществляются в иностранных валютах. Между тем в практике развитых стран такие расчеты обычно ведутся в валютах национальных, что представляется вполне логичным: экспортеры изначально несут издержки производственного характера, а потому весьма уязвимы к колебаниям валютного курса и сильно заинтересованы в минимизации своих рисков посредством установления цен и получения платежей в «своей» валюте.
Если посмотреть на положение российского рубля и на место России в мировой торговле то можно отметить тот факт, что все условия для начала решения этой проблемы созданы. Начать необходимо с того, что позволит рублю стать востребованным, т.е перевести на рублевую основу российский экспорт в страны СНГ, а затем и «дальнее зарубежье». На основе этого исчезнут более мелкие проблемы, такие как:
- будет снят курсовой риск, т.е. покупателям российских товаров придется беспокоиться о курсах их валюты и рубля, соответственно нести издержки по хеджированию;
- станет формироваться мировая практика расчетов с применением рубля;
- начнется формирование рублевых резервов у иностранных Центробанков;
- возрастет эффективность налогового и иных форм контроля внешне-экономической деятельности.
Переход к экспортным расчетам в рублях, с одной стороны, обеспечит предпосылки для практической реализации более сложной, причем системного порядка, задачи - формирования сегментов рынка отечественных товаров, где рубль выступал бы в качестве валюты цены. Эта проблема многоаспектна, и успех здесь будет зависеть от места, которое займет наша страна на тех или иных международных рынках и в интеграционных образованиях, включая, разумеется СНГ, от меры востребования рубля третьими сторонами, а в конечном счете - от макроэкономической ситуации в самой России и от ее перспектив.
Финансовые ресурсы, обеспечивающие саму возможность экономического роста, должны расти вместе с экономикой. Это положение в развитых странах считается императивом государственной политики и закрепляется нормативно. В России же, как известно, практикуется иной подход: при одном из самых низких в мире уровней монетизации экономики, не достигающем и 30%, значительная часть финансовых ресурсов фактически выводится из оборота, т.е. в действительности отношение денежной массы к ВВП еще ниже. Растущая экономика не может не опираться на дополнительные финансовые ресурсы, и коль скоро таковые не формируются в стране и отсутствуют на внутреннем рынке, хозяйствующим субъектам приходится привлекать их из других стран дальнего и ближнего зарубежья. Именно эта тенденция и заявляет о себе в последнее время. Если на начало 2003 г. внешний долг предприятий нефинансового сектора составил 33 млрд. долл., то к середине 2005 г. он превысил 90 млрд., а к концу 2005 г. - достиг почти 130 млрд. долл. Причем задолженность этого сектора перед нерезидентами уже почти равна его задолженности перед российскими банками, которые тоже все более активно берут займы за рубежом; их соответствующий долг уже превысил 50 млрд. долл. Эти негативные процессы стимулируются тем, что нормы резервирования по кредитным ресурсам, полученным от нерезидентов, составляют 2%, тогда как по всем прочим привлеченным кредитам - 3,5%. Даже после устранения этой явно дискриминационной для внутреннего финансового рынка ситуации - после введения с октября прошлого года единой нормы резервирования, равной 3,5%, - мы будем «отставать» от Запада: в странах ЕС привлеченные извне кредитные ресурсы резервируются в большей мере, нежели средства, полученные с внутреннего рынка.
Один из важнейших аспектов данной проблематики — инвестиционное финансирование для модернизации и создания основных фондов предприятий. В банковской системе существует избыточная ликвидность, и денежно-кредитная политика регулятора направлена на ее стерилизацию. Получается противоречивая ситуация - избыточные деньги в банковской системе есть, а значительная часть ее субъектов (малые и средние региональные банки), а следовательно, и их клиенты, испытывают в них недостаток, особенно в ресурсах инвестиционного качества.
Подавляющее большинство российских банков (в основном региональных) не участвует в инвестиционном кредитовании экономики страны и эта негативная тенденция продолжает развиваться. При ее сохранении в перспективе, на российском финансовом рынке средних и малых региональных банков, в условиях жесткой конкурентной борьбы, увеличения надзорных требований Банка России и неразвитой системы инвестиционного рефинансирования, фактически не просматривается.
Предлагаемый Ассоциацией российских банков инструмент в виде программы массовых эмиссий субординированных облигационных займов коммерческих банков на срок 7-10 лет позволяет решить не только проблему инвестиционных ресурсов для экономики, но и задачу увеличения капитала банков, в том числе и за счет увеличения прибыли кредитных организаций в связи с расширением и ростом объемов долгосрочного кредитования.
Необходимо отметить, что данный проект может быть реализован в краткосрочной перспективе, поскольку не требует значительных материальных затрат, а вся необходимая инфраструктура уже создана.