НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ БЫТОВЫМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ НАСЕЛЕНИЯ
Галушко Н.А. (КФ АТ и СО, г. Курган, РФ)
The results of studying the processes development of system social services in Kurgan region.
Раскрывая содержание сферы услуг, многие исследователи отмечают в качестве первоочередной ее задачи оказание бытовых услуг населению. Их особенностью является направленность на обслуживание повседневных или периодически возникающих хозяйственно-бытовых и личных потребностей человека, а также изготовление вещей и объектов по индивидуальным заказам.
Бытовые услуги могут быть материальными и нематериальными.
Под материальными услугами понимаются услуги, при производстве которых труд фиксируется в материальном вещественном товаре, сохраняя или увеличивая его стоимость. При оказании же нематериальных услуг труд не фиксируется в материальном вещественном товаре.
За последние годы кардинально изменилась система государственного регулирования сферой бытового обслуживания населения. В доперестроечный период бытовое обслуживание представляло собой отрасль народного хозяйства, включавшую более 25 отдельных видов услуг. Управление отраслью осуществлялось через Министерство бытового обслуживания населения РСФСР, которое в начале перестройки было упразднено. Координационные функции Министерства были переданы постановлением правительства в ОАО «Росбытсоюз». Однако в связи отсутствия административных рычагов и финансовых средств у «Росбытсоюза» и активизации центробежных сил со стороны региональных демонополизированных и приватизированных хозяйствующих субъектов развал сферы бытовых услуг был неизбежен.
По мере ликвидации Министерства бытового обслуживания населения, выступающего ранее в роли головного центра по вопросам организации и управления на предприятиях отрасли, а также утраты бюджетных источников финансирования научные, информационные, методические отраслевые центры либо распались, либо переориентировались на доходные виды деятельности. Развитая отраслевая инфраструктура оказалась подорванной.
Сегодня государство занимается преимущественно вопросами развития и совершенствования системы стандартизации в сфере услуг с учетом изменяющихся социально-экономических условий с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья потребителей, предотвращения причинения вреда их имуществу и охраны окружающей среды.
Сфера бытового обслуживания населения, являясь составной частью потребительского рынка, представляет собой социально-значимый сектор экономики, который нуждается в регулировании со стороны государства.
Государственное регулирование сферы бытового обслуживания населения должно осуществляться путем качественного взаимодействия федеральных, региональных структур и органов местного самоуправления.
Важным аспектом сектора бытового обслуживания населения является его способность в большей степени смягчать проблему безработицы и в целом обеспечивать занятость населения. Подобные предприятия могут укомплектовываться женщинами, пенсионерами, инвалидами, лицами, не имеющими возможности трудиться полный рабочий день, т.е. теми категориями населения, которым непросто найти работу в рыночных условиях.
Сложность в обеспечении стабильности производства и невозможность согласования спроса и предложения требуют поиска новых форм организации в этой сфере, среди которых заслуживают внимания такие формирования, как цепные системы, франчайзинг и холдинги.
Бытовое обслуживание имеет важное значение для поддержания и повышения жизненного уровня населения.
В связи с тем, что услуги – это большое количество разнообразных видов деятельности, необходимо определиться с наиболее рациональными уровнями управления для каждого вида и методами, используемыми на каждом уровне.
Структура управления развитием рынка бытового обслуживания представляет собой сложную, систему воздействия на объект (в нашем случае – рынок бытовых услуг) через управляющие решения с получаемым на выходе сложно прогнозируемым социально-экономическим эффектом. Жесткая оптимизация работы такой системы в принципе невозможна из-за большого количества факторов влияния. В тоже время, введение в систему постоянно работающей обратной связи по типу " управляющее действие – социально-экономический результат – корректирующее действие" позволит приблизиться к оптимальности воздействия. Такая обратная связь в рассматриваемом аспекте достигается с помощью мониторинга рынка по тому или иному вопросу.
Сложность управления системой усугубляется еще и тем, что возможности принятия тех или иных управляющих решений и применяемых методов воздействия в значительной степени зависят от уровня властной структуры. Такие ограничения в использовании механизмов управления значительно снижают эффективность обратной связи.
В систему методов и рычагов регулирования развития сферы бытовых услуг могут быть включены следующие:
1) в области налогообложения
- общее снижение числа местных налогов и ставок по ним;
- установление прямых налоговых льгот в части местных налогов, целевых платежей и сборов для предприятий;
2) в области административно-экономического управления:
- установление льгот по арендной плате и коммунальным платежам;
- продажа помещений по льготным ценам;
- прямое финансирование из муниципального бюджета;
- условиями, на которых предприятиям будут предоставляться льготы;
3) в области административно-законодательного регулирования:
- лицензирование деятельности;
- создание муниципальных лизинговых компаний;
4) в области коммерческого расчета:
- создание муниципальных предприятий и муниципальных рабочих мест создание предприятий на основе смешанных форм собственности;
- установление территориального заказа на оказание услуг социально-незащищенным слоям населения.
Каждый вид услуг, в том числе и бытовые, входящие в сферу услуг, могут быть охарактеризованы с точки зрения управляемости по следующим взаимосвязанным показателям: метод управления и уровень управления.
Методы, которые могут быть применены органами государственного управления для регулирования того или иного вида услуг можно объединить в шесть блоков:
1) Законодательное регулирование производства и потребления услуг, трудовых отношений.
2) Налоговое регулирование (налоги, льготы).
3) Производство услуг, являющихся общественными благами, через создание государственных или муниципальных предприятий, акционерных обществ с долей государственного капитала.
4) Субсидирование производителей (полное или частичное) или косвенная поддержка производителей.
5) Субсидирование потребителей бытовых услуг .
6) Организация процесса контроля и оперативного регулирования процесса оказания услуг.
Применение того или иного метода регулирования или их сочетания в значительной мере зависит от второго показателя управляемости услуги – уровня управления (федеральный, республиканский, местный, муниципальный) и формируется на основании 4 предпосылок, указанных выше.
В таблице 1 показаны методы регулирования (номерами от 1 до 6 в соответствии с вышеприведенной нумерацией), которые целесообразно использовать для бытового обслуживания на разных уровнях управления.
Таблица 1 - Классификация методов регулирования на разных уровнях управления (на примере сферы бытового обслуживания в сравнении с ЖКХ)
Уровень управле- Вид ния услуг |
Федеральный |
Региональный |
Местный |
Муниципальный |
Бытовое обслуживание населения |
1,2 |
1,2 |
2-6 |
3,4,5,6 |
ЖКХ |
1,2 |
1,2 |
3,4,5,6 |
6 |
Таким образом, поле возможных вариантов регулирования представляет собой множество сочетаний из 6 возможных блоков методов, применяемых на 4 уровнях. Возможно использование одновременно нескольких вариантов методов регулирования для одного и того же вида услуг.
Можно сказать, что на уровне муниципального образования имеется значительное количество методов управления и высока оперативность обратной связи по результатам управляющих воздействий. Кроме того, органы местного самоуправления заинтересованы в развитии доходных направлений социально-значимых услуг.
Из комплекса основных видов услуг в современных условиях в первую очередь необходимо уделять внимание социально важным видам. Причем особенно важно обратить внимание на возможность получения доходов от их развития. Одним из таких видов является сфера бытового обслуживания населения.