ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ СОБСТВЕННОСТИ МЕДИЦИНСКИХ АМБУЛАТОРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ПОЛЬШЕ В ПЕРИОД С 1998 ПО 2005 ГОД
Скшипчак Софья (факультет управления Варшавского университета, Польша)
Abstrakt
Political transformation in Poland, which occurred in 1989, affected many aspects of political and social life, including the healthcare. One of the major changes, enhanced by the healthcare reform of 1999, was new property structure of outpatient health services. Non-public healthcare facilities, providing outpatient services, constituted 20% of all outpatient clinics in Poland in 1989. After the transformation fast development of private healthcare services was observed. As a result, in 2005 75% of outpatient clinics in Poland were non-public.
Введение
Изменение польской политической и экономической системы после 1989 года вызвало изменения во всех областях общественной и хозяйственной жизни, включая и систему здравоохранения.
В 1991 - 1998 годах в Польше был принят ряд решений, направленных на введение коренных изменений в финансируемую из бюджета государственную систему медицинского обслуживания. Стало возможным, например,
- заключение договоров на оказание медицинских услуг через первичные учреждения системы охраны здоровья;
- преобразование бюджетных учреждений в самостоятельные государственные предприятия здравоохранения;
- появление частных учреждений здравоохранения;
- введение института семейных врачей как субъекта хозяйствования, действующего на принципах хозяйственной самостоятельности, основывающейся на контракте с государственным плательщиком[1].
Реформа польской системы здравоохранения, начавшаяся 1 января 1999 года, должна была – в соответствии с замыслами - обеспечить:
1) изменение способов получения государственных средств на охрану здоровья путём введение медицинского страхования,
2) укрепление учреждений первичного медицинского обслуживания и построение на этой основе всей системы, приведение деятельности государственных учреждений здравоохранения в соответствие с потребностями пациентов,
3) изменения в организационных формах и источниках финансирования учреждений здравоохранения, отход от финансирования, зависящего от кадровой и материальной базы, и переход к финансированию услуг, оказываемых пациентам.
Изменения форм собственности, начатые в 90-х годах, продолжались и после 1 января 1999 года, причём тенденция эта усиливалась.
Амбулаторное обслуживание в Польше в 1998 – 2005 годах.
Целью данной работы является представление вашему вниманию изменений, которые произошли в Польше в период с 1998 по 2005 год в структуре собственности и источниках финансирования амбулаторного обслуживания населения.
Услуги, оказываемые населению учреждениями польской системы здравоохранения, складываются из
1) услуг, оказываемых в медицинских учреждениях государственной сферы – они являются результатом функционирования системы обычного медицинского страхования, а потребители этих услуг получают их бесплатно,
2) услуг, оказываемых в медицинских учреждениях внебюджетной сферы – они охватывают как услуги, оказываемые бесплатно внебюджетными учреждениями здравоохранения, так и бесплатно оказываемые в рамках частной врачебной практики услуги, если оказывающий услугу заключил соответствующий контракт с Народным Фондом Здравоохранения (до того – Больничная касса)[2].
Одновременно в системе здравоохранения присутствуют и услуги, оказываемые частными лечебными учреждениями – услуги, оказываемые врачами, проводящими частную деятельность, в частных лечебных учреждениях, финансируемые из собственных средств получателя услуги.
В таблице 1 представлено количество амбулаторных учреждений здравоохранения в Польше в 1998 – 2005 годах, а также количество оказанных в этих учреждениях врачебных и стоматологических услуг с учётом разделения медицинских учреждений на государственные и внебюджетные.
Обращает на себя внимание изменение соотношения количества государственных учреждений и учреждений внебюджетной сферы: если в 1998 году учреждения внебюджетной сферы составляли около 20% всего количества, то уже к 2002 их количество возрастает до 60%, а в 2005 году достигает 75%.
Количество врачей, занимающихся частной деятельностью, которые подписали соответствующий договор с Больничной кассой (НФЗ), выросло за анализируемый период почти в 10 раз (с 770 в 1998 году до 7587 в 2005 году).
Количество оказанных врачебных и стоматологических услуг, уменьшившееся в 1999 году - т.е. в первом году деятельности реформированной системы здравоохранения - по сравнению с 1998 годом примерно на 5%, в 1999 -2001 годах стабилизировалось, а в 2002 – 2005 годах даже появилась небольшая тенденция роста количества оказанных услуг. За анализируемый период существенно изменилась пропорция между количеством услуг, оказанных в государственных учреждениях здравоохранения и в учреждениях здравоохранения внебюджетной сферы: в 1998 году услуги, оказанные в учреждениях внебюджетной сферы, составляли менее 10% от общего количества оказанных услуг, в 2001 году количество это возросло выше 45%, в 2004 году – превысило 60%, а в 2005 году достигло уровня почти 65% от всего количества оказанных услуг.
Taблица 1- Aмбулаторное обслуживание пациентов в государственных и внебюджетных медицинских учреждениях (финансированное из государственного бюджета) в Польше в 1998 – 2005 годах
|
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
||||||||
государ-ственные |
внебюд-жетные |
государ-ственные |
внебюд-жетные |
государ-ственные |
внебюд-жетные |
государ-ственные |
внебюд-жетные |
государ-ственные |
внебюд-жетные |
государ-ственные |
внебюд-жетные |
государ-ственные |
внебюд-жетные |
государ-ственные |
внебюд-жетные |
|
Поликлиники |
4 162 |
1 863 |
3 378 |
2 047 |
2 699 |
2 986 |
2 201 |
3 575 |
1 762 |
3 895 |
3 575 |
8 403 |
3 369 |
8 732 |
3 258 |
9 015 |
Здравпункты |
3 205 |
- |
2 601 |
201 |
2 018 |
485 |
1 550 |
685 |
1 368 |
802 |
||||||
Кол-во практикующих врачей |
- |
770 |
- |
2 509 |
- |
5 080 |
- |
7 847 |
- |
6 419 |
- |
7 004 |
- |
7 975 |
- |
7 587 |
- в городе |
- |
422 |
- |
2 076 |
- |
4 211 |
- |
6 337 |
- |
5 136 |
- |
5 642 |
- |
6 503 |
- |
6 044 |
- в сельской местности |
- |
348 |
- |
433 |
- |
869 |
- |
1 510 |
- |
1 283 |
- |
1 362 |
- |
1 472 |
- |
1 543 |
Кол-во принятых пациентов /в тыс./ |
244 646 |
233 518 |
234 805 |
234 820 |
238 933 |
251 683 |
256 631 |
261 252 |
||||||||
221 851 |
22 795 |
192 766 |
40 752 |
151 984 |
82 821 |
101 138 |
150 545 |
122 177 |
112 643 |
105 356 |
133 577 |
98 007 |
158 624 |
94 230 |
167 022 |
|
- в том числе в рамках врачебной практики |
- |
8 510 |
- |
10 170 |
- |
16 827 |
- |
23 551 |
- |
21 873 |
- |
21 420 |
- |
23 295 |
- |
22 791 |
Кол-во принятых врачами |
190 635 |
18 315 |
172 263 |
34 421 |
139 911 |
69 174 |
95 213 |
129 296 |
114 539 |
96 153 |
99 992 |
115 950 |
92 627 |
137 079 |
89 759 |
145 366 |
- в том числе специалистами |
64 744 |
- |
57 400 |
7 968 |
53 654 |
14 711 |
46 635 |
39 072 |
49 299 |
24 042 |
48 432 |
34 030 |
46 944 |
44 338 |
45 115 |
44 558 |
Кол-во принятых стоматологами |
22 180 |
- |
20 503 |
6 331 |
12 073 |
13 647 |
5 925 |
21 149 |
7 638 |
16 490 |
5 364 |
17 627 |
5 380 |
21 545 |
4 471 |
21 656 |
Источник: сопоставлено автором на основе данных из Статистических ежегодников за 1998 – 2006 годы, Главное статистическое управление, Варшава, 1998 – 2006 г.г.
В таблице 2 представлены оценочные данные 3 о количестве частных лечебных учреждений в 1998 – 2005 годах и о количестве случаев оказания медицинской помощи этими учреждениями в рамках так называемых внебюджетных средств, что означает оплату пациентами оказанных услуг или стоимости лечения, покрывающихся из фондов дополнительного добровольного страхования, но через иные субъекты (не Народный Фонд Здравоохранения). К сожалению, доступные нам данные касаются лишь учреждений, в которых количество работников не превышает 9 человек – таким образом за рамками исследования осталась большая группа частных поликлиник, в которых затруднено более десяти, а то и более 20 сотрудников. А количество таких частных медицинских учреждений в Польше систематически растёт. Увеличивается и количество пользующихся их услугами граждан.
В таблице 3 представлена информация о количестве услуг, оказанных в 1998 – 2005 годах врачами-специалистами, финансированных из государственных средств.
Таблица 2- Частная врачебная и стоматологическая практика (финансирование из внебюджетных средств) в Польше в 1998 – 2005 годах
|
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Количество врачей |
40 900 |
44 300 |
24 000 |
31 000 |
22 300 |
21 100 |
20 100 |
24 600 |
Количество стоматологов |
16 100 |
17 300 |
8 100 |
9 700 |
7 000 |
6 700 |
6 800 |
7 900 |
Количество принятых пациентов /в тыс./ |
14 424 |
15 487 |
13 791 |
12 147 |
13 016 |
14 469 |
16 444 |
17 077 |
Количество обслуженных в стоматологии /в тыс./ |
10 446 |
11 738 |
5 353 |
7 819 |
5 729 |
5 236 |
6 861 |
7 419 |
Источник: данные приведены на основе статистических ежегодников с 1998 – 2006 годов Главное статистическое управление, Варшава, 1999 - 2006
Таблица 3- Приём врачами-специалистами и стоматологами (финансирование из общественных средств) в Польше в 1998 – 2005 годах (в тыс.)
Год
|
Всего |
В том числе: |
|||||||||
Терапевты |
Педиатры |
Гинекологи |
Хирурги |
Ларингологи |
Окулисты |
Дерматологи |
Психиатры |
Туб. диспансеры и пульмонологические отделы |
Стоматологи |
||
1998 |
84 110,4 |
10 654,9 |
1 330,8 |
1 733,4 |
16 675,2 |
7 820,4 |
9 871,9 |
5 720,4 |
3 257,0 |
2 908,8 |
7 457,3 |
1999 |
71 832,3 |
8 329,8 |
1 091,1 |
2 590,0 |
13 487,6 |
6 037,8 |
8 456,5 |
5 171,7 |
3 391,9 |
2 107,6 |
6 464,5 |
2000 |
76 025,8 |
8 463,4 |
925,5 |
6 280,4 |
13 001,7 |
6 082,6 |
8 356,6 |
5 132,5 |
3 681,5 |
1 983,2 |
7 660,5 |
2001 |
81 486,2 |
10 102,4 |
913,2 |
7 719,7 |
13 176,4 |
5 703,2 |
8 058,7 |
5 097,2 |
3 799,0 |
1 983,7 |
8 145,0 |
2002 |
105 452,8 |
11 314,8 |
802,3 |
11 398,7 |
12 683,4 |
5 989,5 |
8 720,2 |
5 678,3 |
4 035,4 |
2 083,7 |
22 990,5 |
2003 |
98 863,8 |
11 597,9 |
642,1 |
11 660,4 |
13 259,0 |
6 079,5 |
9 008,8 |
5 693,3 |
4 316,6 |
1 960,5 |
13 158,2 |
2004 |
105 595,0 |
14 346,7 |
958,0 |
12 414,0 |
14 093,1 |
6 709,5 |
9 147,4 |
5 577,3 |
4 357,6 |
2 168,8 |
26 924,7 |
2005 |
115 799,4 |
16 980,5 |
503,3 |
12 342,4 |
14 595,7 |
6 375,3 |
9 001,6 |
5 484,2 |
4 272,1 |
2 365,3 |
26 126,7 |
Источник: данные приведены на основе: „Основные данные из сферы здравоохранения” в 1998 – 2005 годах, Главное статистическое управление, Варшава 1999 - 2006
Первый год проведения в Польше реформы системы здравоохранения (1999 год) принёс тенденцию уменьшения количества оказания услуг специалистами (снижение на 15% относительно 1998 года). Только в 2002 и 2004 годах количество обращений к специалистам превысило уровень 1998 года. В 2005 году этот показатель вырос.
В 1998 – 2003 годах явно уменьшилось количество услуг, оказанных в области педиатрии (уменьшение более чем на 50%), услуг в туберкулёзных диспансерах и отделах пульмонологии ( уменьшение примерно на 30%), хирургических (примерно на 20%), а также услуг ларингологических, дерматологических и услуг окулистов. В 2004 – 2005 годах тенденция спада постепенно прекратилась, а частично даже превратилась в тенденцию роста.
В 1998 – 2005 годах отмечен явный рост посещений гинекологов (6-тикратный) и 50%-ный рост количества обращений в связи с состоянием психического здоровья.
Снижение количества обращений к врачам-специалистам в учреждениях государственной системы здравоохранения можно объяснить несколькими причинами. Без сомнения, одной из причин этого явления была необходимость наличия направления на приём к врачу-специалисту, выданного семейным врачом или участковым терапевтом.
Этим же можно объяснить увеличение обращений к врачам-специалистам, не требующим такого направления, таким, как гинекологи или психиатры. Но одновременно рост количества обращений в учреждения по охране психического здоровья может свидетельствовать о нарастающих проблемах в этой области в польском обществе, связанных – среди прочего – с экономической ситуацией, безработицей, боязнью потерять работу, условиями работы, навязываемыми работодателем и т. п.
Причиной изменения количества обращений к врачам-специалистам может быть также рост компетенции участковых и семейных врачей, предпринимающих или продолжающих лечение, входящее в компетенцию врачей-специалистов.
Обращает на себя внимание уменьшение количества обращений в туберкулёзные диспансеры и пульмонологические отделения. Оно могло бы быть результатом улучшающейся в обществе ситуации с этими болезнями, но в равной степени может свидетельствовать и о недостатках в службе здоровья: например, об отсутствии элементарных профилактических мероприятий, таких, как флюорография. В результате этого выявление лёгочных заболеваний происходит уже на более поздней стадии развития болезни.
Это проблема более широкая, могущая иметь как общественные, так и экономические отрицательные последствия. Ликвидация службы здоровья на производстве, отсутствие профилактических осмотров и возможности делать регулярные периодические анализы, такие, например, как измерение давления или лабораторное определение уровня сахара или холестерина в крови, отказ от повсеместной флюорографию может привести к тому, что ряд заболеваний у работающих будет обнаруживаться уже на позднейших стадиях развития, что повлечёт за собой более высокие расходы на стационарное лечение или более дорогое фармакологическое лечение.
Выводы
Уменьшающееся количество государственных учреждений здравоохранения, недостаточное качество оказываемых в этих учреждениях услуг, длительное время ожидания возможности сделать бесплатные анализы, необходимые для определения диагноза, трудности, с которыми связана возможность попасть на приём у врачей-специалистов и т.п. служат причиной того, что население в Польше, несмотря на то, что охвачено системой обязательного медицинского страхования, чаще и чаще пользуется услугами, оказываемыми частными лечебными учреждениями, услугами, которые полностью оплачивают сами клиенты.
Поэтому в семейных бюджетах систематически растёт доля расходов на охрану здоровья. Анализ статистических данных позволяет сделать вывод, что эта доля за последние годы уже превысила уровень 40%[3].
Литература
[1] Скшипчак С. Польская система здравоохранения в период реформы на фоне европейских систем. Сборник «Феномен трансформации. Попытка анализа» под редакцией Новака А.З. Научное издательство Варшавского университета, Варшава, 2005 год.
[2] Государственным учреждением здравоохранения является учреждение, созданное министром либо центральным органом правительственной администрации, государственным предприятием «Польские государственные железнодорожные линии», воеводой либо единицами территориального самоуправления (кроме случаев, когда эти органы являются работодателями, т.е. когда учреждение создаётся для оказания медицинских услуг собственным работникам). Внебюджетным лечебным учреждением является учреждение, созданное католической церковью или религиозным объединением, работодателем, фондом, профессиональным союзом, комитетом самоуправления, общественной организацией, другим польским или заграничным юридическим или физическим лицом, а также общественной организацией, не имеющей правоспособности. (Закон«Об учреждениях медицинской помощи» от 30.08.1991 года)
[3] Рыч К.,Скшипчак С. – Государственные расходы и расходы граждан на здравоохранение в Польше. Сколько стоит здравоохранение?, «Проблемы управления» 4/2005.