ПРИМЕНЕНИЕ АУТСТАФФИНГА В ЛЕСНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Петрова Е.В. Андреева Л.П. (СибГТУ, г. Красноярск, РФ)
The highest administrative charges fall to the staff of the company, and one of the most effective staff technologies, which helps to decrease expences of the company a lot and to increase the business effectiveness is out staffing
Из-за усиления конкуренции многим компаниям приходится задумываться об оптимизации бизнес-процессов, сокращении издержек и, соответственно, о перераспределении ресурсов в пользу рационального решения стратегических задач, направленных на развитие корпоративного и/или товарного бренда.
В большинстве случаев наиболее высокие административные расходы приходятся на персонал компании, а одной из результативных кадровых технологий, позволяющих существенно снизить затраты предприятия и повысить эффективность бизнеса, является аутстаффинг. Этим термином обозначается услуга в области кадрового менеджмента по выводу отдельных сотрудников за штат компании.
Многие компании пользуются аутстаффингом, чтобы решить вопросы, связанные прежде всего с ограничением штатного расписания и бюджета компании, а также снизить риски, связанные с решением трудовых споров. Из-за сходства мотивов, направленных на минимизацию издержек, нередко аутстаффинг путают с аутсорсингом, хотя между ними существует значительная разница.
Аутсорсинг — это вывод за пределы компании не персонала, а определенных, чаще всего непрофильных для нее, функций, как, например: маркетинговые исследования, рекламная деятельность, организация питания, уборка, транспорт и т. д. Иными словами, в данном случае заказчик покупает не труд конкретных работников, а услугу.
Под аутстаффингом понимается вывод персонала за штат компании-заказчика и оформление его в штат компании-провайдера, при этом выведенные за штат сотрудники продолжают работать на прежнем месте и осуществлять свои обычные функции, но обязанности формального работодателя по отношению к ним выполняет уже кадровая компания-провайдер. Она же берет на себя полную юридическую и административную ответственность за персонал, включая ведение кадрового делопроизводства и бухгалтерии.
Кроме того, при аутстаффинге вся ответственность за выплату заработной платы, больничных листов, отпусков, за составление и предоставление отчетности в налоговые органы, внебюджетные фонды, органы статистики ложится на кадровую компанию. В перечень услуг входит и избавление компании-заказчика ото всех споров и разбирательств с сотрудником в случае реорганизации и сокращения штата. Все это делает кадровая компания, по сути, освобождая заказчика от обязательств по трудовым отношениям с сотрудником, в том числе и на период его испытательного срока.
Особенно незаменимым аутстаффинг оказывается, когда компании срочно требуются временные сотрудники различных специальностей - на период отпуска, болезни постоянного сотрудника, для проведения промоакций. Поиск их собственными силами достаточно затруднителен, в то время как кадровая компания быстро и качественно заменит отсутствующего специалиста, не увеличивая штат компании и не нарушая внутреннего распределения обязанностей.
Аутстаффинг достаточно прозрачная процедура – предусматривает законные выплаты и налогообложение, в отличие от начисления их в практической деятельности.
Аутстаффинг отчасти похож на лизинг персонала, но это не совсем одно и то же. При лизинге сотрудники все время находятся в штате компании-провайдера, то есть лизинг персонала, который, как и любой другой лизинг, представляет собой долгосрочную аренду с правом выкупа. В кадровом аспекте такая «аренда» осуществляется по отношению к сотрудникам, в услугах которых компания нуждается, но на данный момент времени по каким-либо причинам, например из-за сезонности выполняемых работ, не имеет возможности держать у себя в штате. При аутстаффинге до тех пор, пока сохраняется потребность в работниках, они находятся у провайдера, но в случае прекращения по требованию клиента трудовых отношений с сотрудником он увольняется.
По мнению специалистов, основная разница между этими технологиями по управлению персоналом в том, что лизинг используется компаниями, когда нужны «дополнительные руки» на временную работу, а аутстаффинг применяется, если компания хочет снизить издержки. Кроме того, чтобы исключить возникновение проблем с проверяющими органами (а это весьма щепетильный момент, поскольку вопросы, связанные с лизингом персонала или с предоставлением временных сотрудников, ни в Трудовом, ни в Гражданском кодексе, не регулируются), у провайдера и клиента должен быть контракт, заключенный на предоставление определенных услуг, а не на сдачу сотрудника в аренду.
Формат работы с компанией, предоставляющей услуги аутстаффинга, состоит в следующем. После заключения договора на эти услуги обязательным приложением, к которому являются списки выводимых сотрудников с их личными данными, описанием функционала, ответственности и компенсаций, указанные сотрудники переводом оформляются к провайдеру. С каждым из них заключается трудовой договор.
Далее провайдер командирует этих сотрудников к компании-заказчику. В ходе работы все текущие документы, справки и т. п. выведенные за штат сотрудники передают непосредственно провайдеру. Соответственно, провайдер ежемесячно выплачивает заработную плату каждому сотруднику, а также все премии, бонусы и дополнительные выплаты, определенные компанией-заказчиком.
Кроме того, провайдер ежемесячно отчисляет установленные налоги с фонда заработной платы, выплаты в Пенсионный фонд и другие выплаты, определенные российским законодательством. Это также социальное и медицинское страхование, оформление и оплата отпусков, командировок и пособий по временной нетрудоспособности, управление компенсационным пакетом сотрудников.
Периодически, как правило, ежемесячно, провайдер передает заказчику отчеты о проделанной работе, на основании которых выставляется счет за услуги, куда входят зарплата выведенных сотрудников, зарплатные налоги, оплата возможных бонусов и собственно оплата услуг по аутстаффингу.
Общество с ограниченной ответственностью «Компания Кедр» располагаются в Кемеровской области, город Мариинск. Учредителем общества является Аверин Василий Николаевич. Предприятие образовалось в 2003 году и занималось поначалу только лесозаготовкой в Томской области, а так же в Мариинском, Ижморском, Чебулинском районах.
Для оценки возможностей предприятия проведем «SWOD – анализ»
Таблица 1 – SWOT – анализ
SWOT - анализ |
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
1.Высококачественная продукция. 2. Эффективное использование отходов. 3. Участие в президентской компании. 4. Правильный выбор ценообразования. 5. Широкий ассортимент продукции. |
1. Повышенная пожароопасность. 2. Неэффективное товародвижение. 3. Использование устаревшего оборудования. 4. Наличие сильных конкурентов. 5. Не использование возможностей Интернета. |
|
Возможности (О) |
SO - стратегия |
WO – стратегия |
1.Увеличение покупательской способности населения. 2. Изменение общественных стереотипов по отношению к продукции лесопиления. 3. Развитие новых международных отношений России с Китаем. |
1. Развитие экспортных связей с Китайской Народной республикой. 2. Увеличение объемов переработки круглого леса. 3. Расширение ассортимента продукции лесопиления. |
1. Реализовать на сторону отходы. 2. Увеличить распространение рекламно-информационных материалов о деятельности предприятия. 3. Добавить специальность маркетолога на предприятии |
Угрозы (Т) |
ST – стратегия |
WT – стратегия |
1.Увеличение налогового пресса. 2. Замедление темпов экономического роста. 3. Рост цен на круглый лес и на пиломатериал в связи с сокращением запасов спелого качественного леса. |
1. Привлечение инвестиций для приобретения техники 2. Создание системы учета и снижения затрат. 3. Комплексное использование лесных ресурсов. |
1. Поиск новых потребителей 2. Поиск новых источников сырья. 3. Создание систем электронных продаж. |
В 2006 году руководитель ООО «Компании Кедр» был принят в Союз лесопромышленников Кузбасса, что дало возможность предприятию войти в президентскую программу восстановления лесопромышленного комплекса России. ООО «Компания Кедр» является первым в Мариинске частным предприятием по глубокой переработке древесины, для развития которого необходима финансовая и инвестиционная помощь.
Предприятие выпускает довольно широкий ассортимент продукции это: пиломатериалы обрезные и необрезные, вагонка, половая рейка, всевозможные бруски, дранка, штакетник, а так же оконные и дверные блоки, пихтовое масло. А в 2006 году заключен договор с администрацией города на отстройку жилого района лесокомбинат.
На данный момент предприятие находится в неустойчивом финансовом положении, что объясняется недостатком собственных средств для осуществления производственной деятельности, в связи, с чем был взят в кредит в размере 8 млн. руб.
В штате предприятия 30 человек, из них 5 руководителей и служащих: директор, главный инженер, главный бухгалтер и два бухгалтера. В связи с тем, что рынок информационных услуг на данный момент широко развит, для программного обеспечения пользуются услугами сторонних компаний, и это выгоднее, чем содержать должность программиста. Можно передать и функции бухгалтера, но будет ли это экономически целесообразно?
В городе Мариинске действует Общество с ограниченной ответственностью «Винтер», занимающееся предоставления услуг по ведению бухгалтерской и иных видов отчетностей. Поэтому существует реальная возможность передачи функций бухгалтера.
Стоимость услуг ООО «Винтер» устанавливает в зависимости от объема и характера выполняемых работ в пределах от 5 тыс. руб. до 25 тыс. руб. Консультация с директором ООО «Винтер», определила предварительную стоимость услуг для ООО «Компания Кедр» в сумме 15 тыс. руб. ежемесячно.
Сама компания ООО «Компания Кедр» тратит в месяц на главного бухгалтера: заработная плата бухгалтера 9600, отчисления на социальные нужды 1920, канцелярские расходы 1000, оплата семинаров по изменениям в налоговом законодательстве и бухгалтерском учете 1500 и прочие 300. Итого 14320.
Таким образом, экономия составляет 680 руб. в месяц, в год - 8160 руб.
Можно отметить, что при использовании аутсаффинга, кроме прямого сокращения расходов, присутствует и опосредованная экономия, которая выражается в перераспределение времени руководителя в пользу непосредственного управления бизнесом.
Помимо предоставления возможности полноценно сконцентрироваться на своем бизнесе аутстаффинг позволяет работодателю снизить объемы кадровой документации - нет необходимости заводить личное дело, вести трудовые книжки, оформлять договоры, приказы и осуществлять воинский учет. Но главное - это один из значимых способов повышения инвестиционной привлекательности компании.