АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЖКХ И ОГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЕМ В КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Галушко Н.А. (КФ АТ и СО, г. Курган, РФ)
The results of studying the processes development of system social services in Kurgan region.
Регион как сложная система состоит из элементов и связей между ними. Совершенствование управления развитием региона представляется невозможным без совершенствование управления каждым его элементов.
Развитие всегда имеет направленность, определяемую целью и системой целей. Основной, интегральной целью развития региона является улучшение качества жизни населения. В рамках главной цели можно выделить подцели: экономическое развитие, социальное развитие, совершенствование использования ресурсов региона и совершенствование среды региона. Одной из подцелей является развитие жилищно-коммунального хозяйства.
Жилищно-коммунальное хозяйство является одним из важнейших структурных элементов, обеспечивающих функционирование региона и качество жизни населения.
Развитие сферы ЖКХ является одним из важнейших факторов эффективности и повышения качества жилищно-коммунального обслуживания населения и организаций. Население территории является непосредственным потребителем жилищно – коммунальных услуг, призванных создавать нормальные условия для жизни населения и деятельности предприятий и организаций, расположенных на территории региона.
Специфика жилищно-коммунального хозяйства такова, что в современной финансово-экономической ситуации нормальное функционирование ее невозможно без административного подчинения муниципальным органам управления.
Курганская область - субъект Российской Федерации, расположен в южной части Уральского региона. Текущее социально-экономическое состояние Курганской области можно характеризовать как депрессивное. Уровень экономического развития Курганской области значительно ниже средних показателей по стране и региону. Основной причиной низкого уровня ВРП в Курганской области является значительное снижение объемов производства в промышленности области. Социальное обеспечение населения области остается на крайне низком уровне.
Жилищная проблема является одной из наиболее острых социальных проблем. Основная часть жилых зданий и инженерных коммуникаций (около 80%) была построена и введена в строй в период до 1971 года и в настоящее время требует комплексной реконструкции и капитального ремонта. Износ основных фондов организаций коммунального хозяйства крайне высок. По итогам 2006 года функционирование жилищно-коммунального хозяйства Курганской области привело к формированию общего отрицательного финансового результата (убытка) в размере 149477,9 тыс. рублей. Наихудшие финансовые результаты на протяжении всего рассматриваемого периода демонстрирует ЖКХ города Кургана, убыток которого составляет 95971 тыс. рублей. Существующая система управления жильем характеризуется как несовершенная и бесперспективная, так как органы местного самоуправления не торопятся с созданием конкурентного рынка жилищных услуг, продолжая делать ставку на развитие муниципальных унитарных предприятий. Последние, в свою очередь, заинтересованы в продолжении бюджетного дотирования и не стремятся переходить к оплате за качественное и количественное предоставление услуг населению. Необходимо отметить и тот фактор, что процесс вовлечения собственников жилья длительные годы не получает динамичного развития. По данным Управления ЖКХ Челябинска, сегодня в городе насчитывается 106 организаций, обслуживающих частный жилищный фонд, в том числе: 28 – ЖСК, 60 – ТСЖ и 18 – другие формы. В городе Кургане создана 1 управляющая компания и 30 ТСЖ.
Сфера предоставления услуг ЖКУ характеризуется высокой степенью монополизма. Это одна из главных проблем, наряду с наличием огромных дебиторской и кредиторской задолженностей предприятий. Процесс разделения функций заказчика и подрядчика в основном только начинается. Охват населения договорными отношениями происходит медленно, а договоры подряда, заключаются не на конкурсной основе.
Основными причинами застоя в решении вопросов демонополизации являются отсутствие условий для развития конкуренции и несовершенство механизма регулирования тарифов в ЖКХ. За последний год дебиторская и кредиторская задолженности предприятий ЖКХ достигли 1398398,1 и 2231297,9 тыс. руб. соответственно. Подобное состояние финансов указанных предприятий является наиболее существенным препятствием для стабильного функционирования систем коммунального хозяйства муниципальных образований. Основные причины такого положения - несовершенная тарифная политика органов местного самоуправления, сдерживающая процесс утверждения экономически обоснованных тарифов на ЖКУ и бюджетное недофинансирование жилищно-коммунальных предприятий из-за дефицита местных бюджетов.
Реформа местного самоуправления, предусматривающая разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также финансовые аспекты выполнения принимаемых обязательств, позволяет:
- обеспечить 100-процентную оплату предоставляемых ЖК услуг всеми потребителями;
- заменить бюджетные дотации жилищно-коммунальному комплексу на адресные инновационные программы.
В настоящее время введена 100-процентная оплата, но качество услуг жилищно-коммунального хозяйства осталось на низком уровне.
Ключевыми звеньями старого механизма, продолжающими, к сожалению, оставаться неизменными, являются:
- неэффективная система управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципальных образований, основным типом взаимоотношений в рамках которой являются административные воздействия и директивы;
- сохраняющееся монопольное положение предприятий, обеспечивающих предоставление услуг по содержанию и обслуживанию жилищного фонда;
- одновременное выполнение жилищно-эксплуатационными предприятиями функций заказчика и подрядчика;
- система прямого дотирования на покрытие фактически складывающихся затрат предприятий — как объективных, так и явившихся следствием прямой бесхозяйственности, низкого уровня организации производства и избыточной численности персонала;
- нормативный метод ценообразования на услуги, предоставляемые предприятиями жилищно-коммунального хозяйства;
- отсутствие у предприятий экономических стимулов улучшать свое финансовое положение, изыскивая возможные резервы снижения затрат и повышения качества обслуживания, что в свою очередь, обусловливает их низкую техническую оснащенность, высокий удельный вес недостаточно квалифицированной рабочей силы, занятой непроизводительным трудом, высокий уровень затрат на приобретение материалов;
- отсутствие стимулов к экономии различных видов ресурсов бесправное и зависимое положение потребителей жилищно-коммунальных услуг.
- экономическое развитие;
- социальное развитие;
- эффективное использование ресурсов;
- совершенствование городской среды.
В первом из названных стратегических направлений разрабатываются направления, определяющие политику по формированию условий, способствующих устойчивому развитию конкурентоспособного эффективного промышленного производства, развертыванию предпринимательской деятельности, расширению и росту объемов сферы услуг, развитию транспортного комплекса и услуг связи, по инвестиционно-строительной политике.
Во втором направлении предусматривается формирование стратегий в сфере воспроизводства и поддержания здоровья жителей города, в сфере обеспечения социальной защиты граждан, культурная политика, совершенствование системы образования и поддержки молодежи.
По третьему направлению включены стратегии, определяющие совершенствование системы управления бюджетным потенциалом, эффективное управление имуществом города, развитие городского самоуправления и институтов гражданского общества.
Четвертое направление содержит стратегии, направленные на улучшение качества городской среды в Кургане, это: регулирование планировки и застройки территории города, реформирование жилищно-коммунального хозяйства; благоустройство и инженерное обустройство города, экологические программы, организация информационной среды, обеспечение безопасности граждан.
Жилищно-коммунальное хозяйство нуждается в реформировании следующих направлений:
- реорганизация системы управления жилищным комплексом;
- демонополизация сферы предоставления ЖКУ;
- ликвидация дебиторской и кредиторской задолженностей предприятий ЖКХ;
- прекращение дотирования предприятий ЖКХ из бюджетов всех уровней;
- модернизация системы предоставления льгот по оплате ЖКУ;
- совершенствование института оказания социальной помощи малоимущим слоям населения при оплате жилья и коммунальных услуг;
- реконструкция и модернизация основных фондов жилищно-коммунальных предприятий.
Выполнение данных рекомендаций и направлений, возможно, существенно повысит эффективность управления развитием региона.