Новосибирская область в целом уступает большинству сибирских регионов по объемам и разнообразию природных ресурсов. Не смотря на это, даже ограниченность запасов нефти и угля по сравнению с другими сибирскими регионами, позволяет организовать здесь производство с выходом не только на внутрирегиональный, но и на внешний рынок.
Можно выделить ряд преимуществ НСО для дальнейшего экономического развития:
- выгодное экономико-географическое положение НСО определяет возможности создания здесь крупнейшего в России логистического центра и мультимодального транспортного узла;
- наличие уникального научно-образовательного комплекса дает возможность использования его разработок на предприятиях области с ориентацией на развитие высокотехнологичной наукоемкой продукции (в том числе - на основе конверсии предприятий ВПК), а также для функционирования здесь третьего по масштабам в России центра подготовки и переподготовки специалистов в различных областях знаний;
- реализация предпосылок для превращения Новосибирска в межрегиональный финансово-деловой центр Сибирского федерального округа;
- интенсификация сельскохозяйственного производства с ориентацией на углубленную переработку сельскохозяйственной продукции и организация новой системы экономических отношений «Новосибирск - сельские районы области».
Степень инвестиционного риска региона определяется степенью согласованности нормативных документов на региональным и федеральном уровнях, а также вероятностью введения изменений в законодательство, ухудшающих условия функционирования иностранных инвесторов (законодательный риск), поляризацией политических предпочтений населения (политический риск), тенденциями в экономическом развитии региона (экономический риск), способностью региональной экономики собрать достаточную сумму в иностранной валюте для погашения процентов и основной суммы иностранной задолженности (финансовый риск), уровнем социальной напряженности (социальный риск), уровнем преступности в регионе с учетом тяжести преступлений (криминальный риск), уровнем загрязнения окружающей среды (экологический риск).
Определенно положительным моментом в улучшении инвестиционного климата Новосибирской области является снижение инвестиционного риска региона, который в прошлые годы оценивался достаточно высоко (см. табл. 1).
Таблица 1 - Инвестиционный риск Новосибирской области* в 2004-2005 гг. по оценке Рейтингового агентства «Эксперт РА»
Ранг риска в 2004-2005 гг. |
37 |
Средний ранг интегрального риска за 10 лет |
45,3 |
Средневзвешенный индекс риска (Россия = 1) в 2004-2005 гг. |
1,061 |
Ранги составляющих инвестиционного риска в 2004-2005 гг. |
|
Законодательный |
14 |
Политический |
19 |
Экономический |
22 |
Финансовый |
30 |
Социальный |
50 |
Криминальный |
79 |
Экологический |
29 |
*определен как место Новосибирской области по конкретному показателю из 89 мест – субъектов Российской Федерации
В последние годы НСО входит в состав наиболее динамичных регионов России по изменению инвестиционного риска.
Состояние инвестиционного законодательства как на федеральном, так и на региональном уровне, вызывает тревогу у большинства иностранных инвесторов. В противовес западной многовековой судебной системе, в России наблюдается неоднозначность нормативных документов и наличие множества поправок к ним. Имеют место прецеденты, когда выпущенный одним органом государственной власти документ опротестовывается другим. Для инвестора самое важное – стабильность и соблюдение норм и правил законодательной базы.
Помимо этого, во многих европейских странах государство дает гарантии земельного титула, защищая права собственника. В России на настоящий момент не проведено окончательное разграничение земли, и существуют участки земли, которые не описаны Земельным кодексом. Кроме того, иностранные инвесторы дают отрицательную оценку уровню защиты прав акционеров в России. Изменения в налоговой системе сводятся к тому, что номинальное снижение ставок налогообложения на практике означает ужесточение налогово-административного бремени.
Полномочия по созданию привлекательных для иностранных инвесторов условий деятельности в регионе лежат на плечах региональных органов государственной власти. В этом направлении сделаны определенные шаги для увеличения привлекательности новосибирской экономики в глазах иностранных инвесторов в виде принятия нескольких областных законов:
- Закон о поддержке инвестиционной деятельности,
- Закон о поддержке инноваций,
- Закон о развитии предпринимательства и промышленного производства,
- Закон о развитии жилищного строительства.
По оценкам специалистов, результатом этих мероприятий является благоприятная внешняя оценка инвестиционного рейтинга и инвестиционных рисков НСО в последние 4 года.
Каждый отдельный регион является гетерогенной системой, включающей в себя такие подсистемы, как техническая, экономическая, информационно- коммуникационная, социальная и управляющая, которые тесно взаимосвязаны и существуют только в единстве. Как экономические системы, регионы являются базой для осуществления капиталовложений для достижения основополагающей цели – реализации стратегического плана экономического и социального развития региона и страны в целом. Для перехода к модели инвестиционного роста необходимо создание определенной региональной политики нового типа, совмещающей государственные стратегии развития и долгосрочные планы национальных и иностранных инвесторов.