СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАТЕГОРИИ «ОБЩЕСТВЕННОЕ БЛАГО»

 

Оводовская И.В. (СГСЭУ, г. Саратов, РФ)

 

In the given paper features of a  the public goods which predetermine disinterest of a private sector in their production are analyzed

 

Центральной категорией экономической теории является благо, т.е. все то, что заключает в себе определенный положительный смысл; предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенные человеческие потребности и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей. Если благо потребляется одновременно и целиком всеми пользователями, то оно называется коллективным. Коллективные блага охватывают выгоды, которые человек получает от проживания или нахождения в определенном месте и в определенное время и от принадлежности к какому-либо государству и/или сообществу[1].

С древних времен люди понимали, что есть некоторое количество благ, которые выгодно производить сообща. Прообразом общественных благ были блага, производимые и потребляемые коллективно – укрепление древних поселений, колодцы, оросительные каналы, пристани, маяки. С появлением государства как института власти в его обязанность во всех странах вменялось производство тех благ, от которых напрямую зависит национальная безопасность, целостность государства, единое экономическое пространство.

В реальном мире существует огромное множество вариантов классификации общественных благ в зависимости от различной комбинации их свойств. Понимание сущности того или иного блага, его свойств, места в общей системе благ необходимо для эффективной организации производства, распределения и потребления как на мезоуровне, так и на макроуровне. В качестве критериев классификации возьмем две характеристики: 1)соперничество в потреблении (конкурентность); 2) исключаемость.

Под соперничеством в потреблении понимаем положение, когда при любом заданном уровне производства предельные издержки для дополнительного потребителя не равны нулю. Для большинства благ в частном секторе предельные издержки производства большего объема благ положительны.        Общественное благо подле­жит равному и полному потреблению всеми членами большой группы. Ни один индивид не может быть исключен из процесса потребления на основе назначения цены.

Под исключаемостью понимается положение, когда потребление одним человеком или группой лиц лишает возможности потребить данное благо другим человеком или группой лиц. Люди могут быть исключены из сферы потребления на основании назначения цены за пользование данным благом. Польза блага может быть ограничена. Принято различать техническую невозможность и экономическую нецелесообразность исключения общественных благ, связанную с тем, что если затраты на достижение исключаемости общественных благ слишком велики, если требуются огромные средства на осуществление контроля над допуском людей к общественным благам, исключаемость может оказаться экономически неоправданной. Предельные затраты предложения данного товара каждому дополнительному индивидууму равны нулю.

Иногда вводится еще одна характеристика – бесплатность для потребителя. На самом деле, это не совсем так. А. Смит считал, что значительная часть расходов на общественные работы— такие, как постройка и ремонт шоссейных дорог, мостов, каналов, портов, — должна оплачиваться соответствующими взносами пользователей плюс некоторые выплаты из доходов местных властей, если это местные сооружения, и только если это не так, то из центрального бюджета. Это правило гораздо больше относится к шоссейным дорогам, чем к каналам: владелец канала должен поддерживать его, исходя из собст­венных интересов, так как в противном случае канал станет непроходимым и владе­лец лишится источника дохода, тогда как «шоссе, хотя бы совершенно запущенное, не становится от этого совсем непроходимым... Обладатели права сбора пошлин на шоссе могут совершенно не исправлять дороги, но это мало отразится на величине сборов. Поэтому самым удобным было бы передать сбор пошлин для содержания шоссе комиссарам или чиновникам»[2]. Граждане страны, платя налоги, пополняют тем самым государственный и местные бюджеты. Деньги налогоплательщиков являются одним из источников средств для производства общественных благ.

Потребление общественных благ — необходимое условие существования любого общества, но их производство требует довольно значительных затрат и усилий[3]. Именно поэтому общественные блага, всегда возникающие в результате человеческой деятельности, можно рассматривать как экономическое благо: во-первых, их предложение ограничено и в количественном, и в качественном отношении, во-вторых, для их производства нужно тратить ресурсы. Мы не можем потреблять эти блага в неограниченном количестве, не задумываясь над тем, откуда они берутся, — в отличие, например, от воздуха, в котором мы обычно не испытываем недостатка.

Так же небезупречным является тезис о совместном предложении общественного блага (joint supply), когда весь объем услуг предоставляется одним субъектом и финансируется из одного источника[4]. Как представляется автору, речь идет только о неконкурентности в потреблении, при производстве и предоставлении общественных благ можно и должно говорить о конкуренции.

Итак, чисто общественными благами являются те, которые

а) обладают полезностью и удовлетворяют специфические потребности отдельного человека, региона, государства или мира в целом;

б) не могут быть предоставлены одному лицу, не будучи предоставленными в распоряжение всех других;

в) не могут быть исключены из потребления на основании требований о выплате определенной цены;

в) будучи предоставлены одному лицу, могут быть предоставлены другим без дополнительных затрат;

г) не аддитивны, т.е. не могут быть разделены на единицы потребления;

е) в большинстве своем не имеют вещественной формы и чаще представляют собой услугу (полезный эффект от деятельности)[5].

Индивидуумы не покупают общественные товары. Их спрос можно было бы определить, если бы за каждую единицу дополнительного общественного товара им пришлось платить соответствующую сумму. На рынке общественных товаров индивидуумы потребляют одинаковое количество товаров и могут платить как одинаковую, так и разную налоговую цену. Каждый может заранее знать о доле общественных затрат, которую ему предстоит нести.  Некоторые индивидуумы могут предпочитать общественные блага другим благам.  Доходы индивидуумов различны. Для бедных предельная полезность частных благ будет выше, чем для состоятельных людей.  Природа налоговой системы  определяет ту долю дополнительных издержек, которая при увеличении расходов на общественные блага, падает на индивидуума. Чем больше спрос на общественные товары возрастает по мере увеличения дохода, тем больше спрос людей с высокими доходами на общественные блага.  С другой стороны, чем более прогрессивна налоговая система, тем выше налоговая цена богатых по отношению к соответствующим затратам бедных, тем меньше спрос богатых на общественные блага.

Если государство тратит очень мало на общественное благо, предельная полезность блага очень высока. По мере все большего увеличения расходов государства предельная полезность общественных благ уменьшается.  При увеличении расходов государства на общественные блага индивидуумы получают меньшее количество частных благ. Предельная полезность частных благ увеличивается, предельные издержки общественных благ увеличиваются. Чистая предельная выгода, положительная для низких уровней государственных расходов, имеет отрицательное значение для значительных объемов государственных расходов. Наиболее предпочтительный для индивидуума уровень государственных расходов, тот, при котором полезность максимизируется или когда чистая предельная выгода равна нулю.

Линию  совокупного рыночного спроса на общественные блага можно получить путем вертикального суммирования линий индивидуального спроса. Общественное благо в одном и том же количестве достается каждому из потребителей.  Предельные выгоды на рынке не проявляются. Для отдельного лица не существует необходимости в создании таких благ и отсутствует мера, позволяющая охарактеризовать степень настоятельности коллективной потребности, поскольку общественные блага не имеют цены, которую можно отнести к частному бюджету и тем самым отяготить его. Различия в предпочтениях проявляются в разной предельной готовности индивидов  платить за данное количество блага. Если предпочтения потребителей не совпадают между собой, то при равных платежах те, чья субъективная готовность платить относительно низка, оказались бы в проигрыше.  Те, чья субъективная готовность платить за общественное благо выше средней, получили бы это благо по заниженной цене.

Можно выделить следующие особенности определения спроса на общественные блага: цена не является переменной величиной, кривая спроса отражает предельную полезность его полного наличного объема, все потребители используют общественное благо целиком.

Производство общественных благ тесно связано с проблемой «безбилетника». Поведение, отвечающее критерию индивидуальной рациональности, может противоречить критерию коллективной рациональности. Индивидуумы не выражают истинные предпочтения, потому что их налоговая цена увеличивается по мере увеличения высказанных ими пожеланий. Каждый предполагает, что его высказывания будут иметь несущественное влияние на уровень предложения, но существенно повлияют на то, что он должен платить.  В итоге он получит несущественный выигрыш.

Выделенные особенности общественных благ предопределяют незаинтересованность частного сектора в их производстве. Производство общественных благ относится к категории так называемых провалов рынка, ситуаций, в которых государство вынуждено приходить на помощь рыночному механизму.

 



[1] Маршалл А. Принципы экономической науки. М., 1993. Т. 1. С. 117.

[2] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства. М.,1962. С.57.

[3] Например, выражение “production of law and order” в английском языке звучит вполне естественно, в русском языке аналогичного термина нет. Этот факт отражает широко распространенное у россиян убеждение, что правопорядок не является ни услугой, ни даже экономическим благом.

[4] « … Все уличные фонари предоставляются муниципалитетом и финансируются из одного источника – конкуренция между частными владельцами отдельных фонарей на одной улице попросту невозможна» (Пятьдесят лекций по микроэкономике. СПб., 2000. Т.2. С.394).

[5] Федорова Ю. Общественные блага в пофазной динамике воспроизводства. Саратов. Изд-во СГСЭУ. 2004

. С. 47.

Сайт управляется системой uCoz