КОНЦЕПЦИЯ, ПРИНЦИПЫ И ЭТАПЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ

 

Чайников В.Н. (ЧувГУ им. И.Н. Ульянова, г. Чебоксары, РФ)

 

In given article are considered concept, principles and stages of the forecasting to competitive ability to product since it is main and objective facility of the management decisions in sphere prodaction and realization produced to product.

 

Для эффективного управления современным предприятием всё большее значение приобретает прогнозирование тенденции повышения конкурентоспособности выпускаемой им продукции. Это вызвано тем, что прогнозирование конкурентоспособности открывает предприятию возможности выбора направления (вектора) совершенствования качественных характеристик продукции и существующей технологии изготовления, а также управления её производством.

В итоге рассмотрения имеющихся подходов и особенностей прогнозирования конкурентоспособности продукции было определено, что в большинстве из них не используется фактор времени, а также для формирования прогноза необходимо большое количество исходных данных, что может затянуть процесс прогнозирования и представить его неэффективным.

Исходя из предыдущих исследований, нами предложена трактовка концепции прогнозирования конкурентоспособности продукции, состоящая из следующих критериев:

1.Опережающий характер прогнозирования конкурентоспособности и развивающаяся ситуация на рынке с учетом маркетинговых инструментов, позволяющих на ранних стадиях проектирования и модернизации изделий предъявлять повышенные требования к параметрам качества и глубине удовлетворения будущих потребностей спроса. Прогнозный период необходимо корректировать, учитывая тенденции развития рынка и поведения конкурентов, когда прогнозный период должен быть не больше времени конкурентного интервала, определенного как разница во времени от возникновения потребности до появления на рынке товара, способного удовлетворить данные потребности. Данная ниша абсолютна свободна для предложений производителей и конкуренции. Те производители, кто полностью воспользуется таким образом временным шагом, получают абсолютное конкурентное преимущество и при позитивном действии прочих маркетинговых факторов, имеют возможность доминировать на рынке со своим товаром.

2. Прогнозирование конкурентоспособности продукции должно строиться на основе эффективности самого процесса прогнозирования, предполагающего оптимальное количество использования прогнозных параметров с целью определения формы и типа тенденции развития конкурентоспособности продукции. Минимум исходных данных определяет достаточность использования в расчетах ограниченного их количества, позволяющих определить достоверные границы конкурентного интервала, сформировать тенденцию конкурентоспособности и оценить место производимой продукции в средней и долгосрочной перспективе. По мере достижения того или иного этапа прогнозного периода будет необходимо для анализа конкурентоспособности продукции использовать данные о производимой продукции, присутствующие в рассматриваемом периоде, а также параметры и оценки, характеризующие внешнюю среду, участников рынка, конкурентов. Таким образом, представленная концепция прогнозирования конкурентоспособности продукции в прогнозном периоде в виде сформированных тенденций ее развития, тогда как количественные и качественные параметры, а также ассортимент и номенклатура производства должны быть конкретизированы с учетом изменения рынка и внешней среды при достижении во времени прогнозного периода.

Данная концепция прогнозирования конкурентоспособности продукции основывается на следующих принципах.

Принцип адекватности. Конкурентоспособность, как совокупность показателей качества, маркетинга и цены, должна по всем своим параметрам быть адекватной тем условиям рынка, на которых товар предлагается. Вместе с тем рынок, на котором позиционируется товар, должен по своему развитию соответствовать объективному уровню конкурентоспособности товара и адекватно воспринимать последнее.

Таким образом, адекватность означает, с одной стороны, уровень востребованности товара со стороны рынка и уровень соответствия товара рынку – с другой. Невосприятие рынком какой-либо составляющей конкурентоспособности при объективно высоком ее уровне, а также несоответствие рынку последних приводит к снижению конкурентоспособности товара, вплоть до ее потери.

Принцип достаточности. Регламентирует нижний уровень конкурентоспособности, определяет, что компоненты конкурентоспособности должны быть достаточными для обеспечения соответствующего уровня конкурентоспособности- Эти компоненты должны быть строго ранжированы и иметь в процентном отношении разные удельные веса, составляющие 100% порога конкурентоспособности. Размещение по ранжиру согласуется с внешними и внутренними факторами, влияющими на процесс обеспечения конкурентоспособности, как на макроуровне так и на микроуровне.

Принцип оптимальности. Определяет верхний уровень конкурентоспособности и показывает верхнюю границу значении показателей конкурентоспособности, с необходимым интервалом конкурентоспособности, превышение которой не приведет к дальнейшему увеличению конкурентоспособности, адекватно не воспринимается рынком, в силу его несоответствующего развития, но приведет к неоправданно высоким затратам. Значительное превышение объективного уровня конкурентоспособности не всегда обеспечивает ее долговременность так как с течением времени могут изменяться рыночные приоритеты, и затраты на увеличение уровня конкурентоспособности могут быть неоправданны.

Принцип экономичности. Обеспечение конкурентоспособности не может быть самоцелью и должно соизмеряться с ресурсами, направленными на ее обеспечение, таким образом принцип экономичности определяет эффективность затрат по обеспечению конкурентоспособности соизмеряя затраты с результатами достижения заданного уровня конкурентоспособности товара. Этот принцип лежит в основе выбора товарной стратегии предприятия, а также диверсификации процесса обеспечения конкурентоспособности (смена деятельности, смежные области, новые товары), связанной с конкурентоспособностью предприятия.

Принцип прогрессивности. Выдвигает требования к процессу обеспечения конкурентоспособности как открытому, динамичному, поступательно развивающемуся на макроуровне и скачкообразно по спирали (в соответствии с законом перехода количества в качество и законом развития по спирали) на микроуровне. Тем самым определяется направление обеспечения конкурентоспособности как прогрессивный рост на основе новейших достижений НТП и позитивной эволюции общественных и личных потребностей.

Принцип назначения. Каждый товар должен соответствовать своему назначению и полностью соответствовать той потребности, которую должен удовлетворить. Чем ближе товар соответствует своему назначению, чем лучше он «покрывает» потребность, тем выше его конкурентоспособность, определяющая эффективность удовлетворения потребности.

Принцип функциональной эффективности. Любой товар предназначен для выполнения определенных функций. С одной стороны, данный принцип определяет степень полноты удовлетворения потребности товаром, дополняя принцип назначения, с другой – он определяет необходимые затраты на выполнение данных функции, чем обуславливается цена потребления товара (цена удовлетворения потребности), то есть эффективность выполнения функции как по назначению так и по затратам на их исполнение. Чем выше функциональная эффективность товара, удовлетворяющая интенсивности потребности, тем выше его конкурентоспособность.

Таким образом, из семи принципов складывается состав и содержание концепции прогнозирования конкурентоспособности продукции, в рамках которой был определен подход к совершенствованию прогнозирования конкурентоспособности продукции, состоящей из 3-х этапов (табл. 1).

 

Таблица 1 - Этапы прогнозирования конкурентоспособности продукции

Этапы

Цели

Актуальность

Прогнозирование уровня конкурентоспособности продукции

Определение и обоснование количественной величины возможного уровня конкурентоспособности продукции в будущем. Качественный анализ тенденций будущего развития уровня конкурентоспособности продукции для обеспечения баланса интересов потребителей и товаропроизводителей с учетом условий конкуренции на рынке сбыта.

Количественное значение прогнозной величины уровня конкурентоспособности продукции позволяет предприятиям целенаправленно распределять усилия и имеющиеся ресурсы, а также разрабатывать соответствующие стратегии маркетинга, являющиеся основным и объективным средством управленческих решений в сфере производства и реализации выпускаемой продукции.

Прогнозирование объема продаж продукции

Определение величины объема продаж продукции в будущем для планирования различных экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия. Принятие основных управленческих решений о своевременной разработке новых модификаций изделий с прогнозным уровнем из конкурентоспособности.

Количественные прогнозные значения максимального объема продаж и времени его реализации позволяют предприятиям заблаговременно разработать мероприятия, направленные на повышение уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции, т.е. в течение этапов «зрелости» и «насыщения» одновременно с выпуском продукции осуществить план ее модернизации.

Прогнозирование составляющих конкурентоспособности (полезного эффекта и совокупных затрат)

Выбор расчетной зависимости полезного эффекта и совокупных затрат, заключающейся в раскрытии ее сущности, обосновании, целесообразности. Получение оценки влияния качества на конкурентоспособность продукции.

Особую значимость приобретает информация о количественной оценке составляющих показателя конкурентоспособности – полезного эффекта и совокупных затрат продукции, которую следует рассматривать как инструмент адаптации продукции к рынку и одного из элементов функционирования.

 

Таким образом, в условиях рыночной экономики значение обновления продукции производственного назначения и улучшения ее качества возрастает, т.к. от придания ей новых свойств и повышения показателей качества зависит конкурентоспособность продукции на рынке. Разрабатываемый нами подход к прогнозированию конкурентоспособности продукции на региональном рынке взаимосвязывает все эти 3 этапа, т.к. уровень конкурентоспособности продукции в свою очередь, определяет уровень спроса, объема продаж, выручки и получаемой предприятием прибыли, совокупных затрат, которые в конечном счете формируют экономическую эффективность хозяйственной деятельности предприятия и дают возможность его функционирования и развития.

Сайт управляется системой uCoz