ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЖЕСТКОСТИ ДЕМПФИРУЮЩИХ ЭЛЕМЕНТОВ В ПРИВОДЕ СТРЕЛОВОГО МАНИПУЛЯТОРА
Коновалов М.Н., Андронов И.Н., Дроздовский Г.П. (УГТУ, г. Ухта, РФ)
Use of materials with effect of memory of the form in hydrocylinders of systems of a hydrodrive of wood machines and research of influence of rigidity demfer of elements in a drive of the manipulator
Предварительные результаты экспериментального исследования параметров колебательного процесса моделируемой структуры манипулятора с различными демпфирующими элементами (система 1 - жёсткий стержень, имитирующий силовой привод на базе материала с эффектом памяти формы (ЭПФ) и демпфирующий элемент (рессора); система 2 - гидроцилиндр и резиновый шланг (РВД)), приведены в работе [1].
Дополнительно проведенные исследования учитывают адекватные в сравниваемых вариантах жесткости упругих элементов.
При экспериментальном исследовании системы 2 варьировалась величина внутреннего давления в гидросистеме (Рраб) для приближения упругой радиальной податливости РВД (жесткости) к жесткости пакетов рессор в системе 1. Критерием адекватности при сравнении жесткостей обеих систем, являлась величина вертикального перемещения конца рукояти манипулятора ∆ln от действия прикладываемой нагрузки в статическом режиме.
В таблице 1 приведены значения перемещения конца рукояти манипулятора ∆ln от массы груза Р (в моделируемой структуре от 8 до 20 кг на максимальном вылете L=1 м) в статическом режиме для системы 1 при различных параметрах рессоры. Количество листов рессоры n– 4; 5; 6; 7 листов с длинами lр – 15; 16; 17; 18; 19; 20; 21 мм (размеры каждого листа), шириной b=18 мм и толщиной каждого листа h=4 мм.
Таблица 1 – Значения вертикальных перемещений ∆ln∙10-3 м для системы 1
n |
Р, кг |
|||
8 |
12 |
16 |
20 |
|
4 |
34,5 |
48 |
60 |
71 |
5 |
28,5 |
41 |
54,5 |
65,5 |
6 |
27,5 |
39,5 |
51 |
63 |
7 |
22,5 |
34 |
44,5 |
54,5 |
В таблице 2 приведены значения корректировочных давлений гидрожидкости в системе 2 (рабочие параметры РВД – lРВД =970 мм, Dн=28 мм) с целью получения идентичных вертикальных перемещений конца рукояти манипулятора.
Корректировка давлений позволяет обеспечить аналогичные жесткости демпфирующих элементов для системы 2 в сравниваемых системах с учетом их разной природы податливости при варьировании массы груза в статике (где ∆l4, ∆l5, ∆l6, ∆l7 − перемещение конца манипулятора для системы 1).
Таблица 2 – Значения корректировочных давлений гидрожидкости Рраб (МПа) для системы 2
∆ln |
Р, кг |
|||
8 |
12 |
16 |
20 |
|
∆l4 |
0,5 |
0,71 |
0,9 |
0,99 |
∆l5 |
0,51 |
0,73 |
0,91 |
1,03 |
∆l6 |
0,55 |
0,75 |
0,93 |
1,08 |
∆l7 |
0,6 |
0,79 |
0,95 |
1,1 |
Для определения жесткости элементов подрессоривания в системе 1 применена методика [2]. Например, на рис. 1 показана упругая характеристика рессоры (1-нагрузка; 2-разгрузка) при n=5. Линии нагрузки и разгрузки не совпадают вследствие трения между листами (явление гистерезиса).
Упругая характеристика рессоры – зависимость между вертикальной нагрузкой Рр и упругой деформацией консольного конца рессоры, позволяет найти жесткость рессоры cр в данной точке характеристики. Жесткость рессоры cр равна тангенсу угла наклона касательной к средней линии характеристики рессоры при статической нагрузке или
(1)
где Рр
− вертикальная нагрузка приложенная к консольному концу четвертной
рессоры с учетом веса манипулятора, Н; − упругая
деформация конца рессоры в статике, м.
По
результатам экспериментальных замеров в диапазоне n – 4; 5; 6; 7 листов рессоры для
максимальной Рр=1102 Н (при Р=20 кг) получены соответствующие
жесткости (табл. 3).
Таблица 3 – Значения жесткостей рессоры cр для системы 1
n |
4 |
5 |
6 |
7 |
cр, кН/м |
58,5 |
63,1 |
68,6 |
80 |
Динамическая характеристика затухающих колебаний сравниваемых систем оценивалась по одному из критериев оценки − логарифмическому декременту затухания колебаний. Свободные колебания всегда являются затухающими, т. к. сопровождаются диссипацией механической энергии в демпфирующих элементах и переходом ее в тепловую. Силы сопротивления в системе 1, вызывающие затухание колебаний возникают в рессоре и обуславливаются трением между листами, трением в шарнирах и т.д. По рекомендации [2] в случае хорошо шлифованных листов рессор, трение возникающее в рессоре в первом приближении пропорционально скорости колебаний. Колебания возбуждали подтягиванием конца манипулятора с грузом на дополнительное к ∆ln расстояние (∆lдоп=30∙10-3 м), с последующим отпусканием. Результаты оформлены в виде графиков (рис. 2 ) и (рис. 3).
Рисунок 1 − Упругая характеристика рессоры (5 листов)
Рисунок 2 – Зависимость изменения логарифмического декремента затухания колебаний δ1 с нагрузкой Р на манипулятор при демпфирующем элементе (рессора) (система 1)
На
рис. 4 приведено отношение Кδ,
т.е. критерий сравнения эффективности гашения колебаний систем 1 и 2.
Рисунок 3 – Зависимость изменения
логарифмического декремента
затухания колебаний δ2 c нагрузкой на манипулятор Р
с применением гидравлики (система 2)
Рисунок 4 – Эффективность гашения колебаний сравниваемых вариантов
Выводы с учетом идентичности жесткостей демпфирующих элементов сравниваемых систем: - характер изменения логарифмического декремента затухания δ от нагрузки и жесткости демпферов различный. Система 1 (рессора и гидроцилиндр на базе материалов с ЭПФ) эффективней с более жесткой рессорой (n≥ 6), т. е при Кδ >1, а система 2 (гидроцилиндр и РВД) эффективней при n≤5, когда Кδ <1. Таким образом, демпфирующий элемент в системе 1 эффективней системы 2 в процессе гашения колебаний при увеличении жесткости cр (в условиях данного эксперимента).
Отсюда следует, что применение системы силового привода на базе материалов с ЭПФ c демпфером - рессорой (при оптимальном подборе рабочих параметров и с учетом нагрузок предельного уровня) может способствовать эффективному гашению свободных колебаний технологического оборудования. Это позволяет увеличить сопротивляемость конструкции гидроманипулятора (стрела, рукоять) усталостным разрушениям за счет снижения количества циклов знакопеременным нагрузкам в колебательном процессе.
Литература
1. Коновалов М. Н. Экспериментальная установка и методика исследования динамического нагружения манипулятора ТБ-1 с применением силовых элементов на базе материалов с эффектом памяти формы. // Сборник научных трудов по итогам международной научно-технической конференции “Актуальные проблемы лесного комплекса” Выпуск 11:.– Брянск: БГИТА, 2005. – С. 78−82.
2. Ротенберг Р. В. Подвеска автомобиля. М., “Машиностроение”, 1972. – 392 с.