ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МЕХАНИЗМА МОТИВИРОВАНИЯ РАБОТНИКОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА
Шпильберг С.А. (СибГТУ, Красноярск, РФ)
Development and introduction of systems of various kinds of stimulation one of the major directions of strategic activity of personnel managers. The size of monetary payments and schemes of their charge the vital issue, both for owners of business, and for hired employees. Motivational programs are, perhaps, the most powerful tool of management of the personnel.
Разработка и внедрение систем различных видов стимулирования одно из важнейших направлений стратегической деятельности кадровых менеджеров любой отрасли деятельности, в том числе и в организациях лесного хозяйства. Размер денежных выплат и схемы их начисления насущный вопрос, как для владельцев бизнеса, так и для наемных сотрудников. Мотивационные программы являются, пожалуй, самым мощным инструментом управления персоналом. Именно поэтому так губительны ошибки, допускаемые при подготовке программ мотивации, а из-за предубеждений (многие из которых являются типичными) менеджеров, собственников или персонала эффективные системы остаются лишь проектами на бумаге. Самый разрушительный вид ошибок - заблуждения и предубеждения. Исходя из неверных предпосылок, прийти к правильным выводам почти невозможно.
Ошибка первая. Не правильное понимание сути и предназначения системы стимулирования
Система стимулирования - мощный прикладной инструмент управления персоналом, способный помочь компании и ее сотрудникам добиваться поставленных целей. Представление о ней, как о "модной игрушке", "волшебной палочке-выручалочке", - серьезное заблуждение. Эта форма мотивации работает только тогда, когда она учитывает интересы и работодателя, и наемных сотрудников.
Таким образом, одна из главных характеристик эффективной системы стимулирования - это учет потребностей всех представителей компании: собственника, менеджеров, в т. ч. кадровых, и персонала (см. табл. 1).
Таблица 1- Интересы всех групп участников рабочего процесса
Собственник |
Повышать прибыль, сокращать издержки, достигать цели организации; |
|
Не переплачивать сотрудникам; |
|
Повышать мотивацию, лояльность персонала; |
|
Минимизировать собственные усилия к стимулированию; |
Менеджмент |
Максимизировать свое вознаграждение; |
|
Повышать мотивацию, лояльность сотрудников; |
|
Заботиться о своих подчиненных; |
|
Минимизировать усилия к мотивации персонала; |
Кадровая служба |
Заботиться об удовлетворении потребностей всех сотрудников; |
|
Быть стратегическим партнером первого лица; |
|
Выполнить сложный HR-проект, реализоваться профессионально |
Персонал |
Иметь обязанностей меньше, а зарплату - больше. |
|
Понимать, за что спрашивает руководство; |
|
Иметь возможность увеличивать заработок; |
|
Стремиться к стабильности. |
Без учета и установления взаимосвязей порой противоречащих друг другу интересов этих групп, без выработки решений, приемлемых для всех, работающую систему стимулирования создать невозможно. Если сотрудникам не будет предложена удовлетворяющая компенсация трудовых усилий, они не станут тратить силы на качественное выполнение своих обязанностей. В этом смысле порядок внедрения подобен процессу продаж: нужно выяснить и учесть потребности сторон, разработать соответствующий продукт (систему стимулирования), презентовать его и ответить на вопросы и возражения, провести модельное внедрение (например, в течение двух-трех месяцев выплачивать зарплату по старой схеме, но параллельно рассчитывать и по новой, выдавая сотрудникам распечатки с данными об их возможном доходе.
Одно из распространенных заблуждений состоит в том, что единственный эффективный способ стимулирования - это манипулирование. Те, кто придерживается такого мнения, считают, что сотрудник должен знать, по каким схемам формируется заработная плата его руководителя или коллеги в другой должности. Однако открытость в данном случае - необходимое условие мотивации. Если человек знает систему в целом, понимает, как начисляют выплаты другим, то он не строит пустых домыслов, ему легче понять политику компании в отношении доходов работников, оценить ее справедливость. 3ная схему стимулирования руководителя и требования к должности, сотрудник лучше понимает, что ему нужно делать для того чтобы самому претендовать на продвижение. Кроме того, за подобной позицией может скрываться обыкновенная лень: при внедрении прозрачной системы стимулирования менеджерам необходимо будет проводить внутренний PR, разъяснять сложные вопросы подчиненным, отвечать на их возражения, приводить аргументы и т. д. Поскольку многие не хотят прилагать для этого усилий, они пытаются заблокировать нововведения, забывая о том, что мотивирование персонала - одна из неотъемлемых функций руководителя.
В более резкой форме манипулятивные установки выражаются в том, что акцент делается на методах распределения переменной части заработной платы, при этом объективные механизмы замалчиваются. Менеджеры этого типа считают, что премию назначает руководитель в соответствии с одному ему ведомыми, неформализованными критериями, в которые каждый волен вкладывать собственный смысл: "умный, порядочный, добросовестный, лояльный" или "нравится - не нравится".
Ошибка вторая. Мотивировать - значит вынуждать
Кроме манипуляторов, есть довольно распространенная категория "силовиков", считающих, что система стимулирования должна быть максимально жесткой. В компаниях с подобной корпоративной культурой люди чувствуют себя как на бочке с порохом, в то же время всегда существует большая вероятность бунта. Авторитарный стиль управления требует от менеджеров постоянной работы по выявлению недовольных такой ситуацией, поскольку они способны повлиять на остальной персонал. Как правило, система стимулирования и подобные методы руководства несовместимы.
Ошибка третья. Мотивировать - значит повышать зарплату
Это заблуждение носит попустительско - потребительский характер. Считается, что с повышением зарплаты сотрудники будут мотивированны на хорошую работу. Сторонники такого метода воздействия сравнивают оклады в своей организации со среднерыночными. Однако в пример чаще всего ставятся компании-лидеры, располагающие несопоставимыми возможностями, или же предприятия из отрасли, в которой нормы прибыли и обороты принципиально отличаются от тех, которые возможны в своей сфере.
Ошибка четвертая. Лояльность можно купить за деньги
Это распространенное заблуждение, присущее людям, ставящим деньги во главу угла. Они крайне пренебрежительно относятся ко всем видам нематериального стимулирования, считая их глупостями. Однако всем известно, что даже если зарплату регулярно повышать, то через не которое время она все равно будет казаться маленькой. Более того, всегда найдется работодатель, готовый предложить больше (правда, не факт, что он выполнит обещание). К тому же возможности компаний не безграничны. Таким образом, нематериальное стимулирование является, пожалуй, единственным инструментом формирования лояльности и, очевидно, позволяет компании существенно сэкономить средства.
Не смотря на большое количество разработанных систем мотивирования работников, каждая компания ищет и создает собственные пути для достижения поставленных задач. Одни руководителя считают, что высокой заработной платы вполне достаточно, другие окружают работников прямо таки отеческой заботой, другие завлекают дополнительными льготами. В любом случае, хорошо разработанные эффективные механизмы мотивирования труда сотрудников в конечном счете становятся материальной выгодой предприятия. А наиболее эффективным механизмом мотивирования будет являться тот, который учитывает интересы всех сторон производственного процесса.