АНАЛИЗ РЕНТООБРАЗУЮЩИХ ФАКТОРОВ ЛЕСОЗАГОТОВОК
Мохирев А.П. (ЛфСибГТУ, г. Лесосибирск, РФ)
Методы оценки экономической доступности лесных ресурсов в рыночной экономике имеют общий методический подход – рентная оценка платы за ресурсы, которая является основой при определении экономической доступности лесных ресурсов [1-3 и др.].
Для определения лесной ренты в отечественной практике рассматриваются два основных метода. Первый – когда рента определяется по фазе лесозаготовок с конечным выходом продукции – круглые лесоматериалы. Второй - по конечной фазе лесопереработки – пиломатериал (или другая переработанная древесина). В значительной мере, результаты зависят и от пункта доставки древесины (франко-поставщик, франко-потребитель).
Лесная рента r на базе показателей лесозаготовок (реализация круглого лесоматериала, франко-потребитель) определяется по зависимости [3]
r=P-R-C, (1)
где P – рыночные цены на круглые лесоматериалы; R – нормативная прибыль в лесозаготовительном производстве; C – нормативные затраты в лесозаготовительном производстве.
При расчете лесной ренты с доставкой круглого лесоматериала потребителю (франко-потребитель) или посреднику целесообразнее применить формулу
r=P1-Т-R-C, (2)
где P1 – цена лесоматериала на пункте доставки; Т – транспортные расходы от пункта заготовки лесоматериалов до пункта доставки.
При переработке лесоматериала и его реализации наиболее целесообразно использовать формулу
, (3)
где РО - стоимость продукта деревообработки, руб.; Rl - нормативная прибыль производства конечного продукта, руб.; Cl — нормативная стоимость производства в изготовлении продукта, руб.; m — потребление древесины в единицах конечного продукта; R2(xi) - нормативная прибыль лесозаготовки, руб.; C2(xi) - нормативные затраты на заготовку древесины в зависимости от рентообразующих факторов (xi), руб.
От выбора того или иного метода, очевидно, будет зависеть дальнейшая полученная прибыль от лесозаготовок, при прочих равных условиях.
В отечественной экономике существует мнение, что реальную лесную ренту следует определять по второму методу, т.е. по конечной фазе перерабатывающих предприятий. Достаточно очевидно, что это мнение объективно при сложившихся ценах на круглые лесоматериалы и конечную лесопродукцию, а также с учетом себестоимости их производства и их рентабельности. Однако по нашему мнению, методический подход в целом к определению ренты будет одинаков как для первого, так и для второго случая. Различия в эффективности производственных процессов зависят от целого ряда природно-климатических и технико-экономических факторов.
На ренту лесозаготовок влияют такие факторы, как: цена получаемой продукции; себестоимость производства 1 м3 древесины; затраты на строительство дорог и доставку древесины до потребителя; требуемый уровень рентабельности и т.д. В свою очередь, эти факторы зависят от множества природно-климатических и технико-экономических факторов.
К природно-климатическим факторам относятся: климат, гидрогеологические условия, рельф, почвенно-грунтовые условия местности, состав и структура древостоя и другие.
К технико-экономическим факторам относятся: технология лесоразработок, стоимость затратных материалов (запчасти, ГСМ и т.д.), тип работающих машин и механизмов, рыночная стоимость полученной продукции и др.
Для определения ренты лесозаготовок надо предусматривать все предполагаемые затраты, связанные с разработками этих участков и предполагаемую выгоду, получаемую с продажи древесины.
Цена в рыночной экономике формируется из условий коньюктуры рынка. Уровень цен на круглые лесоматериалы зависит от факторов: платежеспособный спрос на лесопродукцию на внутреннем рынке; спрос на лесопродукцию на внешнем рынке; удаленность лесопромышленных предприятий от внутреннего и внешнего рынков; породно-размерно-качественные характеристики и др.
Природно-климатические факторы в значительной степени влияют на себестоимость круглых лесоматериалов, но также как и цена не могут быть регулируемыми. Как природно-климатические факторы, так и факторы рыночной цены действуют объективно, а значит, что на величину их влияния нельзя подействовать, а возможно лишь предсказать и к ним приспособиться.
Технико-экономические факторы, влияющие на лесную ренту изменяются в достаточно широком диапазоне. Эти факторы, в основном, являются контролируемыми и управляемыми, зависят от организационно-технического уровня производства.
Соотношение отдельных статей затрат в общих расходах по производству и реализации продукции называют структурой себестоимости. Рассмотрим себестоимость товарной продукции лесозаготовок по статьям. Примеры себестоимости по разным технологиям производства, составу и виду работ (Мотыгинский и Высокогорский филиалы Лесосибирского ЛДК №1) за 2003 год представлены в таблице.
Сравнивая затраты по филиалам, можно сказать, что даже при разных технологиях производства, составу и виду работ, большой диапазон изменений затрат приходится на вывозку древесины. На вывозку древесины приходится до 40 % от общих затрат. При этом надо отметить, что заготовка ведется на транспортно доступных, но истощенных территориях. Калькуляция приведена, в условиях, когда предприятия не инвестируют транспортную инфраструктуру, т.е. не строят дороги на дальнейшую перспективу. Для разработки новых участков потребуется строительство новых дорог, а значит, доля затрат на транспортировку древесины увеличится. По мнению многих ученых, изучающие сухопутный транспорт леса [4,5 и др.], затраты на транспорт леса при капитальных вложениях в освоение лесных массивов составляют 40-60 % от полных затрат.
Таблица - Калькуляция себестоимости производства
Вид
затрат
|
Затраты по операциям и филиалам ( М-Мотыгинский, В- Высокогорский), тыс. руб. |
|||||||||||
заготовка
|
вывозка
|
сплав
|
управление
|
всего |
||||||||
М |
В |
М |
В |
М |
В |
М |
В |
М |
В |
|||
Материалы |
447.9 |
414,6 |
452,2 |
418,5 |
686,4 |
635,3 |
24,4 |
22,6 |
1610,9 |
1491 |
||
ГСМ |
2630,8 |
2957,5 |
5750,7 |
8220,7 |
493,5 |
395,8 |
89,5 |
58,22 |
8964,5 |
11644 |
||
З/части |
3556,3 |
3088,9 |
3703,6 |
3014,6 |
1368,6 |
1390,4 |
38,1 |
40,1 |
8666,6 |
7534 |
||
Амортизация |
1870 |
4583,5 |
999,2 |
937, |
140,5 |
1738,1 |
71,1 |
265,3 |
3080,8 |
7514 |
||
Услуги сторонней организаций |
35,3 |
- |
40 |
- |
6,1 |
- |
126,9 |
- |
208,3 |
- |
||
Лесные Подати |
9931,7 |
8098 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
9931,7 |
8098 |
||
Затраты баланса ЛДК |
80,6 |
- |
93,3 |
- |
- |
- |
- |
- |
173,9 |
- |
||
З/плата |
4744,7 |
8128,1 |
495 |
443,5 |
1272,5 |
2547 |
2423,2 |
4171,4 |
8935,4 |
15336 |
||
Прочие |
70,2 |
265,6 |
151,3 |
118,4 |
76,5 |
728 |
1348,1 |
5066 |
1646,1 |
6178 |
||
Всего |
23367,5 |
31985,2 |
14658,3 |
12941,4 |
4044,1 |
13240 |
4121,3 |
5170,4 |
46191,2 |
63337 |
||
Объем производства, тыс. м3 |
68,4 |
142,3 |
50,6 |
179,8 |
49,7 |
|
50,6 |
|
50,6 |
|
||
Затраты на 1м3, руб. |
341,6 |
185 |
290,2 |
- |
81,4 |
25,93 |
81,4 |
66 |
794,6 |
430,28 |
||
Доля затрат, % |
43 |
|
36,6 |
|
10,2 |
|
10,2 |
|
100 |
100 |
||
Из всего выше сказанного можно выделить основные рентообразующие факторы лесозаготовительной деятельности: стоимость строительства автомобильных дорог; себестоимость лесозаготовительных работ; вывозка заготовленной древесины до потребителя; цена реализации древесины. Причем, одной из наиболее влияющей на лесную ренту является транспортные затраты (строительство дорог и вывозка древесины).
Так как на рыночную стоимость древесины предприятия влиять не могут объектом дальнейших исследований должно являться формирование себестоимости продукции (Рисунок).
Рисунок – Формирование себестоимости товарной продукции
1. Петров А.П. Методы определения попенной платы и стоимостной оценки лесных ресурсов за рубежом. // Лесное хозяйство. 1989. - №8. – с. 48-50.
2. http://www.webstudio.fi/vyh/juttu1898.htm. It¢s a snapshot of the page taken as our search engine partner crawled the web. We¢ve highlighted the words: экономическая доступность лесных ресурсов.
3. Моисеева Е.Е. Формирование механизма оценки экономической доступности лесных ресурсов при аренде участков лесного фонда (на примере Красноярского края): Дис. … канд. экон. наук. Красноярск. 2002. 162 с.
4. Матвеенко Л.С. Автомобильные лесовозные дороги: Справочник. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Экология, 1991. – 336 с.
5. Б.А. Ильин, Б.И. Кувалдин. Проектирование строительство и эксплуатация лесовозных дорог: Учебник для вузов. – М., Лесн. Пром., 1982.-384с.