ХАРАКТЕРИСТИКИ МИКРОПРОФИЛЕЙ ТРЕЛЕВОЧНЫХ ВОЛОКОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ДИНАМИЧЕСКОЕ УПЛОТНЕНИЕ ПОЧВЫ
Григорьев И.В. (ГЛТА им. С.М. Кирова г. Санкт-Петербург)
They аre вrought statistical features got as a result of studies an mikroprofils of skidding portages.
Движение трелевочной системы сопровождается непрерывным изменением сил взаимодействия движителя и древесины с опорной поверхностью. Эти изменения обуславливаются как изменчивостью сил сопротивления качению, так формой, размерами и чередованием неровностей волока, которые преодолевает трелевочная система. В своей совокупности эти силы вызывают колебания подрессорных и неподрессорных масс системы, изменения крутящего момента на ведущих колесах и скорости движения системы. Совокупность неровностей формируют опорной поверхности, характеризующие случайные изменчивости вдоль оси волока. Поэтому при математическом моделировании на современном уровне используются возможности статистического метода, которые не исключают, а дополняют детерминированные методы исследования динамически мобильных систем.
В теории случайных функций и ее приложении к исследованию динамических систем [1-4] случайный процесс ξ(t) определяется как случайная функция неслучайного параметра t, величина которого в каждом tT являются случайными величинами. ГОСТ 21878-76 рассматривает случайный процесс как семейство векторных или скалярных случайных величин, зависящих от его мерного параметра, имеющего размерность времени. Следовательно случайный процесс является обобщением понятия случайное событие, а случайная величина может принять любое заранее неизвестное значение. В отличие от события случайная величина характеризует количественный результат опыта.
В настоящее время расширяется применение в исследовании тракторных, сельскохозяйственных, и других машин статистической динамики, которая базируется на теории случайных функций и автоматического регулирования [1-5]. К наиболее ранним исследованиям лесотранспортных машин с использованием статистической динамики можно отнести работы проф. Жукова А.В.
Применение статистической динамики при исследованиях различных мобильных систем в основном сводится к исследованию динамики систем и нагруженности элементов конструкции. При движении трелевочной системы трелевочный трактор преодолевает значительные неровности трелевочного волока; при этом происходят интенсивные колебания подрессоренной и неподрессоренной масс системы и, как следствие, происходит динамическое уплотнение почвы. На динамическое уплотнение почвы влияют колебания трелевочной системы в вертикальной, поперечной и продольной плоскостях, следовательно, необходимо иметь математические модели неровностей как по длине волока, так и превышение неровностей одной колеи по отношению к другой.
В опубликованных работах по исследованию лесосечных машин и трелевочных волоков в ограниченном объеме, без систематизации, приводятся математические модели только неровностей продольного профиля; отсутствует обоснование шага квантования и длительности эксперимента или длины мерного участка [6-9]. Задача исследования состоит в определении статистических характеристик неровностей продольного и поперечного профилей трелевочных волоков с обоснование шага и длины мерного участка волока.
Многочисленные исследования микропрофилей дорог показали, что неровности можно рассматривать, как случайный стационарный процесс, обладающий эргодичностью [2, 3], а эмпирическое распределение ординат и экстремумов высот неровностей показывают, что описывающие их законы близки к нормальным. Следовательно, случайные функции, моделирующие микропрофиль можно считать гаусовскими [3, c. 70]. Аналогичные заключения применительно к неровностям трелевочных волокам и силам сопротивления движения трелевочных систем сделали исследователи лесотранспортных машин [6, 7].
Для получения характеристик микропрофиля опорной поверхности применяются прямой и косвенный методы. Прямой метод базируется на применении различных измерительных средств, от простых, например нивелир, до сложных измерительных систем. Косвенный метод сводится к определению не микропрофиля, а измерению, регистрации и обработки реакции динамической системы на воздействия неровностей пути. Оба метода имеют достоинства и недостатки, анализ которых позволяет предположить, что косвенный метод может давать завышения дисперсии [10, 11]. В отличие от автомобиля или сельскохозяйственного агрегата, трелевочный трактор трелюет древесину по относительно короткому трелевочному волоку, имеющему значительные неровности, следовательно, применение существующих измерительных систем микропрофиля, длина которых достигает 24 м [12], исключается.
При математическом моделировании неровностей опорной поверхности ее профилируют и получают случайную функцию x(l) пути L. Профилеграммы Zl(L) обрабатываются на ЭВМ с целью получения дисперсии DZ, корреляционной функции RZ(l) и спектральной плотности Sz(ω); при этом аргумент l будет иметь размерность длины (м), а аргумент ω – размерность м-1.
Для сравнительного анализа удобно использовать безразмерные величины и параметры. В статистической динамике в качестве безразмерной характеристики неровностей используют нормированную корреляционную функцию ρ(l), которую в теории вероятностей называют коэффициентом корреляции [13]
.
Переход в описании функции неровностей от аргумента L к аргументу t (время) основан на том, что при единичной скорости продвижения по волоку численные значения аргументов совпадают и для обеих функций будет связующими время (t), путь (L) и скорость (v) продвижения относительно микронеровностей [2, 3]
.
Следовательно, в статистических характеристиках случайных функций микропрофиля переход от аргумента l к аргументу τ=Δt базируется на равенстве их числовых значений при единичной скорости.
Наиболее часто экспериментальные корреляционные функции апроксимируются выражением [2, 4, 6, 7]
,
где: α и β – коэффициенты.
Для учета скорости движения коэффициенты α и β при единичной скорости (v=1м/с) умножают на заданную скорость v, то есть:
, .
При переходе от аргумента l к временному аргументу τ используют связь τ=l/v.
В производственных условиях были измерены отклонения неровностей семи волоков, один из которых относится к лесовозной дороге, так как имел незначительные неровности, по высоте от условной горизонтальной плоскости с фиксированием этих отклонением через 0,5-1,0м. Такой метод в статистике называют методом случайных ординат [7]. Методами, изложенными в известных монографиях [13, 14] с применением ЭВМ, по статистическим рядам неровностей были определены законы распределения и нормированные корреляционные функции. Законы распределения неровностей получены по длине волока, т.е. продольный профиль и по превышению одной колеи над другой, т.е. поперечный профиль. Анализ законов распределения неровностей показал, что все они имеют нормальное распределение с изменением статистик в довольно широком диапазоне, особенно это относится к продольному профилю.
В монографии А.А. Силаева рекомендуется, при оценке воздействия неровностей на колебания динамических систем, все проселочные дороги разбить на три класса: к первому отнести дороги, у которых средняя квадратичная высота неровностей σн≤10 см; ко второму – дороги с σн=10-20 см; к третьему – дороги с σн>20 см. В исследованиях А.А. Силаева только одна из 12 исследованных дорог имела неровности σн>24 см.
Следует отметить, что трелевочный волок, в отличие от проселочных дорог должен быть подготовлен, видимо, поэтому в наших исследованиях даже очень тяжелый волок, с точки зрения сопротивления движению трелевочной системы, имел σН=14,8.
Исследования семи волоков позволяют классифицировать трелевочные волоки по неровностям на три класса: к первому отнести волоки σН≤5 см, ко второму – волоки с σН=5-10 см и к третьему – волоки с σН> 15 см.
Статистики М и σ позволяют определить коэффициенты вариации vП, характеризующие степень изменчивости процесса.
Значение vП позволяет при заданной величине вероятности Р и допустимой ошибки ε по «Номограмме достаточно больших чисел» [14] определить необходимое минимальное число отсчетов или число измерений, а, следовательно, при заданном шаге квантования – минимальную длину мерного участка волока. Анализ корреляционной функции и спектральной плотности продольных и поперечных микропрофилей семи волоков показал, что коэффициент вариации или степень изменчивости процесса находится в пределах от 19 до 60, по таблице «Достаточно больших чисел» число отсчетов или изменений в опыте должно быть не менее 384 опыта, т.е. при шаге квантования 0,5 м длина мерного участка волока должна быть не менее 192 м. Коэффициенты аппроксимации корреляционных функций находятся в пределах α=0,5-1,0с-1, β=1,3-1,8с-1.
Выводы
Полученные статистические характеристики микропрофиля в продольной и поперечной плоскостях трелевочных волоков и лесовозной дороги, позволяющие определить диапазон изменения значений статистических законов распределения и коэффициентов уравнений аппроксимации случайных функций, которые необходимы при исследовании динамического уплотнения почвогрунтов лесосеки трелевочными системами.
Литература