Ермалицкий А.А., Клоков Д.В., Насковец М.Т. (УО «БГТУ», г. Минск, РБ)
В последние годы в Беларуси имеет место ежегодное увеличение объемов сортиментной заготовки древесины. По различным подсчетам лесозаготовки, основанные на вывозке хлыстов, в масштабах государства составляют теперь около 23%. В этих условиях одной из ключевых проблем лесного комплекса является проблема сохранения и повышения уровня производительности труда и эффективности производства на различных фазах лесозаготовительного процесса. Главным образом, это связано с грамотным выбором, заменой способов и средств механизации тех или иных технологических операций.
Как известно, одними из важнейших операций по заготовке древесины, являются ее погрузка, перегрузка и сортировка на лесопогрузочных пунктах. На различных конференциях и семинарах, посвященных рассматриваемой проблеме, многими учеными и специалистами лесного комплекса обосновывается выполнение процессов погрузки в лесном массиве и на перегрузочных пунктах колесными манипуляторными лесопогрузчиками большой грузоподъемнос-ти [1]. Эта техника может эффективно использоваться при проведении как сортиментной, так и хлыстовой заготовки древесины.
Однако вопросам проектирования и обоснования конструктивных параметров таких машин с учетом специфики лесных грузов конструкторами и учеными уделено недостаточно внимания. Анализ литературных источников показывает, что подобные задачи рассмотрены применительно к отдельным элементам общего цикла работы лесных машин с гидроманипуляторным оборудованием различного назначения [2, 3, 4].
При проектировании погрузочно-разгрузочных машин с рабочим оборудованием манипуляторного типа особенно актуальны вопросы обеспечения поперечной устойчивости против опрокидывания. От данного показателя работы во многом зависят безопасность выполнения технологических операций, динамическая нагруженность элементов системы и в конечном итоге производительность. Кроме того, в процессе осуществления технологического цикла погрузки система «колесный лесопогрузчик-манипулятор-дерево» испытывает нагрузки, являющиеся определяющими при расчете и обосновании параметров погрузочно-разгрузочных устройств и их воздействия на шасси машины и конструкцию манипулятора.
Машины, имеющие гидравлический привод, испытывают наибольшие динамические нагрузки при разгоне и торможении управляющих гидроцилиндров [5,6]. К наиболее тяжелым режимам работы рассматриваемого типа машин можно отнести подъем стрелой комлевой части хлыста и первое торможение гидроцилиндра.
С целью исследования динамической устойчивости гидроманипуляторного лесопогрузчика нами разработаны имитационные математические модели (1,2), которые позволяют анализировать динамические процессы на различных режимах, определять влияние параметров системы на работу машины и обосновывать наиболее рациональные параметры лесопогрузчика и манипулятора.
Мы рассмотрели одни из наиболее тяжелых режимов работы машины – в первом варианте – систему колебаний машины при поднятии пачки сортиментов (1), во втором – подъем стрелой комлевой части хлыста, лежащего на грунте (2). В обоих случаях расчетные модели учитывают связь вертикальных и угловых колебаний системы и позволяют рассмотреть их в поперечной и продольной плоскостях.
|
(1) |
Положение гидроманипулятора выбрано поперек продольной оси машины. Внешнее воздействие на систему передается от перемещения штока управляющего гидроцилиндра стрелы при его пуске или торможении.
В первом случае расчетная схема описывается 3 степенями свободы, во втором – 4, которые характеризуются соответствующими обобщенными координатами вертикального (Yт, Yпач, Y1, Y2) и углового (Θ) перемещения.
Расчетная схема также включает вертикальные жесткости упругих элементов сi и коэффициенты демпфирования ki машины и груза. Масса поворотной колонны гидроманипулятора приводится к массе машины mт, масса m1 (mпач), включающая массу захвата, приведенную массу стрелы манипулятора, массу груза, сосредоточена в одной точке. Применительно к расчетной схеме поднятия хлыста в качестве массы груза выступает дискретная масса хлыста m1, находящаяся в точке захвата гидроманипулятором комлевой части. Модель длинномерного груза на этой схеме принята трехмассовой.
Модель груза на расчетной схеме процесса подъема комлевой части хлыста принята трехмассовой. Дискретные массы m2 и m3 сосредоточены в точках, характеризующих центр тяжести дерева и верхний отрез хлыста, лежащий на грунте, соответственно.
|
(2) |
Дифференциальные уравнения движения колебательных динамических систем получены с помощью уравнения Лагранжа II рода.
Для того, чтобы получить сведения о полных перемещениях элементов системы (с учетом статических), в уравнения введены силы веса дерева. При этом мы считали, что статические деформации шин, аутригеров и гидроманипулятора от веса элементов базовой машины и собственно манипулятора уже произошли. В этом случае на конце стрелы погрузочного оборудования будет действовать результирующая сила статического давления от груза, вошедшая в вышеприведенные системы уравнений в виде следующих зависимостей:
, |
(3) |
, |
(4) |
где QПАЧ и QХЛ – вес пачки сортиментов и хлыста соответственно; lХЛ2 – расстояние от вершинной части хлыста до его центра тяжести; LХЛ – общая длина хлыста; ∆α – внешнее возмущение, оказываемое на рассматриваемые системы, вызванное угловым перемещением стрелы, которое в зависимости от следующих условий равно
|
(5) |
где t - время подъема дерева, в течение которого происходит нарастание нагрузки (t ≤ 0,9 c) (время работы управляющего гидроцилиндра.
Разработанные математические модели позволили провести расчетно-теоретические исследования процесса подъема древесины гидроманипулятором и рассмотреть влияние параметров гидроманипулятора и груза – пачки сортиментов (хлыста) на динамические показатели устойчивости.
Одной из целей данного исследования было определение расчетным путем коэффициента динамичности системы, который характеризует возможные отклонения груза при его перемещении и действии возмущающих сил различного вида. В результате расчетов получены графические зависимости, характеризующие динамику системы при различных значениях СХЛ и СГМ. Также было установлено существенное влияние жесткости хлыста и манипулятора на величину коэффициента динамичности (kД) системы. Так, с увеличением СГМ до 20·104 Н/м, kД для массы m1 достигает величины 1,47. Интересен тот факт, что с ростом Схл коэффициент динамичности убывает и при СХЛ больше 16·104 Н/м приближается к единице, а с ростом СГМ, kД резко возрастает. Так как жесткость хлыстов является величиной независимой, существенного снижения динамических нагрузок на манипулятор можно добиться за счет изменения СГМ, путем введения в конструкцию дополнительных, упругих элементов.
Кроме того, приведенные расчетные модели позволяют в зависимости от жесткости манипулятора и жесткости хлыста определить максимальные динамические нагрузки и частоты колебаний, возникающие в рассматриваемых системах, и подобрать, в конечном счете, такое сочетание параметров установки, при котором динамические нагрузки минимальны. Все это дает возможность снизить металлоемкость конструкций и сократить сроки подготовки машины к серийному производству.
Литература
1. Ермалицкий А.А., Насковец М.Т. Механизация погрузки лесоматериалов в лесных массивах // Актуальные проблемы лесного комплекса: Сб. науч. тр. / БГИТА. – Брянск, 2004. – Вып.9. – С. 182–185.
2. Жуков А.В. Проектирование лесопромышленного оборудования: Учеб. для вузов. –Мн.: Выш. шк., 1990. –312 с.
3. Кушляев В.Ф. Лесозаготовительные машины манипуляторного типа. –М.: Лесн. пром-сть, 1981. –248 с.
4. Жуков А.В. Динамика харвестера // Труды БГТУ. Сер. Лесн. и деревообр. Пром-сти. 2003. Вып. XI. С. 28–35.
5. Комаров М.С. Динамика грузоподъемных машин. –К.–М.: Машгиз, 1953. –188 с.
6. Баринов К.Н., Александров В.А. Проектирование лесопромышленного оборудования: Учеб. пособие. –Л.: Издательство Ленинградского университета, 1988. –240 с.