ПРОБЛЕМЫ ИНФРАСТРУКТУРЫ ФОНДОВОГО РЫНКА
Паничкина И.Н. (ОГИЭТ, г. Орел, РФ)
This article written by Irina Panichkina is devoted to the problems of a structure of a fund market; such as: investment banking: realities and perspectives; civilized bankruptcy as a factor of strengthening and development of a fund market
С момента начала финансового кризиса 1997-1998 гг. прошло уже много времени, чтобы у основных участников отечественного фондового рынка возникло хотя бы примерное понимание возможных сценариев дальнейшего развития рынка ценных бумаг. Тем не менее, при анализе основных рыночных тенденций в 2000-2002 гг. создается впечатление, что основные участники рынка ценных бумаг никак не могут определиться с тем, как в дальнейшем будут развиваться основные рыночные процессы, определяющие глобальную динамику развития отечественного фондового рынка. Главным предметом анализа становится, как правило, описание нескольких общеизвестных и относительно крупных сделок, в основном связанных с приобретением новых или реструктуризацией прежних активов, принадлежавшим бывшим финансово-промышленным (олигархическим) структурам. Между тем, из поля зрения каким-то образом выпал набирающий силу процесс успешного развития компаний, развивающих комплекс услуг "" - процесс, опирающийся в первую очередь на специфику развития российской экономики в данный период времени.
В условиях изменчивого российского налогового законодательства, большое количество предприятий среднего уровня, большей частью работают в так называемой долговой среде с относительно небольшой примесью классических денежных отношений, доля которой в последнее время растет, но не является определяющей. Большинству вышеозначенных предприятий требуется полный пакет предложений "investment banking" в российском варианте, а именно управление долговыми обязательствами всех видов, антикризисное и арбитражное управление и классические финансовые и фондовые услуги.
Переходная экономика неизбежно вступает в период, когда накопленный капитал позволяет преодолеть с точки зрения рыночной реструктуризации негативные последствия первичного раздела государственной собственности. Российский частный бизнес уже не ограничивается финансовыми спекуляциями и сверхдоходами от экспорта природных ресурсов. В отсутствие последовательной и определенной на перспективу государственной промышленной политики он начинает действовать сам, ставя под свой контроль не только отдельные предприятия, но и целые отрасли. В России крупный бизнес сформировался быстрее, чем многие другие рыночные институты, так как опирался на чрезмерно концентрированные структуры советской экономики. Поэтому все необходимое для своего развития и расширения рыночной экспансии большой бизнес создает самостоятельно, не дожидаясь, пока требуемые условия возникнут естественным путем.
Неудивительно, что в России получили распространение дикие методы передела собственности и силовой реализации прав собственности. Из-за несовершенства и противоречивости законодательства можно безнаказанно нарушать практически любые нормы ведения бизнеса1. Наиболее типичными нарушениями в сфере корпоративных финансов и управления, вольно или невольно допускаемыми компаниями, являются: незаконные, не отвечающие уставу компании дополнительные эмиссии акций; отсутствие регистрации эмиссии в органе по управлению рынком ценных бумаг; сделки с акциями, не подтвержденные разрешением антимонопольного органа; сделки, не согласованные с собранием акционеров; нелегитимное избрание советов директоров и генеральных директоров; незаконное самостоятельное ведение реестра. В России именно недостатки законодательства и отсутствие контроля со стороны государства и общества дали возможность новым олигархам так стремительно и агрессивно скупать целые отрасли промышленности и создавать финансово-промышленные империи, формируя новых монополистов.
В ходе переделов собственности российскими компаниями возникло множество методов ее отъема и захвата, дележа, переуступок, обменов, перекрестного владения, блокирования собственников друг с другом и с государством. В конечном счете, эти методы позволяют не только присутствовать на рынках, но и реализовывать более крупные стратегические замыслы - инвестиционные проекты с привлечением иностранных капиталов и с участием государства. Видимо, можно ожидать, что стабилизация структур собственности в российских компаниях в форме стратегического владения одним или группой инвесторов послужит импульсом к росту рыночной капитализации в реальном секторе экономики.
Уже несколько лет подряд реструктуризация - один из самых распространенных терминов, как в деловых кругах, так и среди государственных чиновников. Практика реструктуризационных проектов показывает, что процесс реорганизации неизбежно затрагивает сферу жизненных интересов ряда групп, связанных с предприятием. Если цели и методы реструктуризации нарушают эти интересы, то противодействие последних ведет к саботажу и провалу реструктуризации. В числе этих групп могут оказаться собственники предприятия, высший менеджмент предприятия, профсоюзы работников предприятия, региональная администрация. Казалось бы, собственники предприятия должны быть главными ревнителями благополучия предприятия. Однако на практике все происходит иначе. Зачастую собственниками АО могут оказаться банки и финансовые группы. Они обычно используют предприятие как источник денежных средств для подпитки своих финансовых операций. И реструктуризация в этом случае сводится лишь к централизации финансовых потоков предприятия под строгим контролем банка и его представителей на предприятии.
Получается, что интересы групп собственников противоречат долгосрочным интересам предприятия, которые призвана обеспечивать реструктуризация. Поэтому, основная причина некоторых неудач реструктуризационных проектов заключается в отсутствии реальной опоры среди большинства заинтересованных групп.
Иногда бывает так, что эти группы могут согласовывать свои интересы между собой. Но все компромиссы между ними происходят только за счет самого предприятия, которое не рассматривается ими как носитель своих собственных интересов. Кроме того, препятствием на пути реструктуризации выступает и существующая нормативно-законодательная база. Таким образом, реорганизация и реструктуризация являются весьма трудоемкой и длительной процедурой, и не все перечисленные цели и задачи могут быть практически реализованы.
Финансовая ситуация, сложившаяся в России после кризиса 1998 г., ускорила процесс слияний и поглощений в тех секторах экономики, которые уже были подготовлены к этому в предкризисный период. Это в первую очередь пищевая, фармацевтическая промышленность, черная, цветная металлургия, сотовая связь, банковская сфера.
К основным характеристикам этого процесса можно отнести, во-первых, активизацию этих процессов в тех отраслях, где поглощения не требуют значительной концентрации финансовых ресурсов. Во-вторых, большую подверженность поглощению тех компаний, которые сравнительно дешевы и могут повысить независимость покупателя от внешней среды. В-третьих, сохраняющуюся оппозицию региональных властей в тех случаях, когда "поглотитель" не связан с местной региональной элитой.
Итак, в России начался процесс расширения бизнеса промышленных компаний, что вызвало оживление на рынке корпоративных слияний и поглощений. Взаимопроникновение различных видов бизнеса обусловлено двумя причинами: необходимостью сокращения издержек за счет рационализации производственной кооперации и потребностью в активной рыночной экспансии в условиях, когда многие компании уточняют и расширяют свое рыночное позиционирование. При этом нередко интересы как захватчиков, так и поглощаемых хорошо согласуются.
Обобщенно можно выделить три основные цели реструктуризации. Каждая из них является автономной. Однако на практике процедура реструктуризации может быть направлена как на достижение одной, так и сразу нескольких целей.
Первая - обособление части активов имущественного комплекса коммерческой организации для создания на ее базе нового хозяйствующего субъекта, не обремененного долгами реорганизуемой организации.
Вторая - разрешение конфликта интересов участников акционерного общества.
Третья - разрешение конфликта интересов между обособленными подразделениями АО, а также между обособленными подразделениями и аппаратом управления АО.
Следует подчеркнуть, что одной из главных особенностей развития российской экономики в настоящее время является существенное ускорение процессов, связанных с перераспределением собственности. Не останавливаясь на причинах, приведших к необходимости столь значительного изменения взаимоотношений хозяйствующих субъектов всех форм собственности, можно лишь отметить, что одной из немногих процедур, позволяющих формализовать процессы смены неэффективных собственников и менеджеров, является институт банкротства. По-видимому, в связи с заметным уменьшением интенсивности приватизационных процессов только лишь различные процедуры антикризисного управления могут обеспечить в ближайшее время основной поток предложений для инвестиционной деятельности. В этом смысле развитие рынка банкротств является объективной необходимостью, обеспечивающей нормальное функционирование экономической системы.
Как уже отмечалось ранее, банкротство - это не уничтожение неэффективного предприятия и не способ хозяйствования при замороженных обязательствах по выплате долгов, в том числе налоговых, а один из мощных правовых инструментов для решения проблем радикального сокращения влияния внеэкономических мотивов на действие всех объектов бизнеса, равноправия акционеров, владельцев предприятий, должников, кредиторов включая государство. Поэтому наличие профессиональных игроков на рынке перераспределения собственности, использующих весь арсенал методов антикризисного управления, хорошо зарекомендовавших себя в российской практике, является важным ресурсом по оздоровлению экономики.
Таким образом, отечественный финансовый рынок и его важнейший сегмент - фондовый рынок вполне могут удовлетворить возрастающие потребности в инвестициях. Если это так, то это служит весомым аргументом в пользу стратегии высоких (в два-три раза выше существующих) темпов роста ВВП в настоящее время и на ближайшие годы. Стратегия же постепенного повышения темпов от низких к более высоким объективно замораживает структурную перестройку и консервирует сырьевую направленность российской экономики. Основные отечественные инвесторы (государство, предприятия и нефинансовые организации, население) уже сейчас располагают такими потенциальными инвестиционными ресурсами, которые вполне могут обеспечить потребности финансового и фондового рынков в притоке инвестиций, показать необоснованность ожиданий зарубежных инвестиций, которые якобы только и могут свершить структурную перестройку российской экономики. Они могут составить в лучшем случае 10-15% от общего объема инвестиций, а с учетом возврата российских капиталов - еще меньше.
Успешное развитие фондового рынка не может происходить стихийно. Требуется очень тонкое и предельно осторожное государственное регулирование сложнейшего механизма фондового рынка и строжайший контроль за деятельностью профессиональных участников рынка и эмитентов. В решении этой задачи государству огромную помощь и поддержку могут оказать саморегулируемые организации участников рынка.
Литература
1 Радыгин А. Внешние механизмы корпоративного управления и их особенности в России//Вопр. экономики, 1999.- № 8. -С 84-85.