ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ЭКОНОМИКЕ И УПРАВЛЕНИИ
ПРЕДПРИЯТИЕМ
Галушко Н.А. (КФ АТ и СО, г.Курган РФ)
The results of studying the processes of logistic and management at the manufacture.
В последние годы в хозяйственной практике ряда стран произошли существенные изменения, стали использоваться новые методы и технологии управления, которые базируются на концепции логистики.
Важнейший аспект логистики – возможность влиять на стратегию и тактику работы предприятия и на создание новых конкурентных преимуществ для фирмы на рынке, то есть на ее конечные цели.
Применение логистики ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса. Логистика координирует деятельность всего предприятия в целом.
В России в настоящее время логистика используется недостаточно эффективно и широко, так как является относительно молодой наукой и сферой бизнеса, только проходящей этап своего становления.
По форме толкования всю совокупность определений лигистики можно разделить на два направления.
Первое сводится к трактовке логистики как области хозяйственной деятельности по управлению материальными и информационными потоками в сферах производства и обращения.
Второе представляет логистику как междисциплинарное научное направление, имеющее прагматический характер и связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности потоковых процессов любого характера.
Объединяющая идея, которая выражает принципиальное отличие логистического подхода к управлению потоковыми процессами от традиционного - это интеграция отдельных звеньев потокопроводящей цепи в единую систему, способную быстро адаптироваться к происходящим изменениям внешней и внутренней среды, а также интеграция всех аспектов планирования и управления потоковыми процессами.
Для перехода к логистической стратегии предприятию необходимо решить ряд правовых, организационных, технических и других вопросов, в том числе внедрения современных информационных технологий.
Логистика отражает общую стратегию и тактику деятельности хозяйственных структур в экономике рыночного типа. Очевидно, что избранная стратегия фирм и предприятий, перешедших на логистические принципы функционирования, должна быть широко ориентирована на потребителя, т.е. предназначение логистики состоит в адаптации к желаниям потребителей.
Практическое использование логистической концепции в рамках действующей структуры позволяет улучшить многие функции цикла управления: повысить объективность анализа и результативность контроля; упорядочить процессы разработки, отбора, принятия и реализации верного решения; расширить сферу применения экономико-математических методов; оптимизировать исследовательскую и практическую деятельность субъектов хозяйствования; повысить эффективность отбора и формализации целевых установок.
Интеграция стратегических целей предприятия и целей логистики осуществляется естественным образом в различных сферах деятельности и на различных уровнях управления. В то же время практика показывает, что чем выше интеграция методологии логистики в функциональную деятельность предприятия вплоть до отдельных операций, тем выше эффективность промежуточных и конечных результатов этой деятельности.
Для реализации логистики на практике необходим так называемый логистический подход к организации производственно-сбытовой деятельности. Это предъявляет высокие требования к менеджменту и квалификации персонала.
Приступая к созданию логистических систем, на начальном этапе изучается та совокупность целей (подцелей), которая влияет на взаимодействие элементов данной системы и которая затрагивает такие определяющие аспекты, как удовлетворение спроса на рынке, количество предприятий, входящих в логистическую систему, мощность и размещение, обслуживаемую территории, персонал и др. Ограничениями при этом выступают уровень рентабельности, обеспеченность, материальными, трудовыми, финансовыми и интеллектуальными ресурсами.
На курганском муниципальном унитарном предприятии «Городские электрические сети» было апробировано создание логистической службы и её дальнейшая оптимизация.
Работа началась с анализа существующей системы управления предприятием, в результате которой были выявлены существенные недостатки, среди которых снижение эффективности производства в целом; повышение себестоимости продукции и услуг; невосприимчивость к изменениям, особенно под воздействием научно-исследовательского и технологического прогрессов; закостенелость системы отношений между звеньями и работниками аппарата управления; замедление прогресса управленческих решений. Необходимо было на первоначальном этапе сформировать у управленческого аппарата потребность в применении современных технологий совершенствования управления. Данная задача была решена через систему повышения квалификации. Коллективу и административному персоналу была предложена специальная программа обучения, включающая лекционные и практические занятия.
На следующем этапе для внедрения логистического управления в повседневную деятельность предприятия необходимо было создание самостоятельного подразделения в организационной структуре предприятия – службы логистики. На предприятии, имеющем службу логистики все функции, необходимые для эффективного выполнения заказов, объединяются в мощной централизованно управляемый механизм, позволяющий решать задачи практически любой степени сложности ответственно, сложно и профессионально. При этом служба логистики не подменяет собой соответствующие структурные подразделения. В организационной структуре предприятия почти все функциональные области взаимодействуют с ней, обеспечивая оптимизацию деятельности и устойчивость предприятия. Перед специалистами службы логистики не ставится задача устранения сбоев и разрешения возникающих проблем и конфликтных ситуаций, их функция – анализ и координация выполнения укрупненных блоков задач. Задача управления на основе логистического подхода – согласовать потребности в операциях на межфункциональной основе для достижения глобальной цели предприятия.
После создания на предприятии логистической службы появилась возможность оптимизации и применения персоналом логистического подразделения экономико-математической модели управления запасами, важно отметить, что с учетом специфики и масштабов деятельности в МУП «Городские электрические сети» было рекомендовано использовать систему с постоянным уровнем запасов.
Обобщение данных о системе логистики, сформированной в рамках МУП «Городские электрические сети», позволяет говорить о том, что ее можно назвать удовлетворительной, так как из восьми требований, определяющих ее эффективность, полностью реализовано пять:
1.Связь логистики с корпоративной стратегией предприятия.
2.Современная технология обработки необходимой информации.
3.Эффективное управление персоналом.
4.Учет прибыли от реализации логистического подхода в системе финансовых показателей.
5. Определение оптимальных уровней логистического обслуживания с целью повышения рентабельности.
Дальнейшее направление развития логистического подхода к управлению будет связано с повышением качества обслуживания потребителей.