ВЛИЯНИЕ ТВЕРДОСТИ ПОВЕРХНОСТИ КАТАНИЯ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОЛЕС НА ПАРАМЕТРЫ
РЕЖИМА ОБРАБОТКИ
The parameters of trealment stages for railway with inreased hard characteristics have been estimated and analized.
Сложившиеся условия эксплуатации железнодорожного транспорта
требуют повышения надежности и увеличения срока службы колес. При наметившейся
тенденции уменьшения браковки колес по износу гребня увеличилось (почти в два
раза [1]) число дефектных колес с выщербинами на поверхности катания. Одним из
направлений повышения качества колес, включенных в стратегическую программу
обеспечения устойчивого взаимодействия в системе колесо – рельс, является
повышение твердости материала ободьев колес до 3200 – 3600 Мпа (320 – 360 НВ).
Существующие рекомендации [2] по режимам резания при восстановлении профиля
поверхности катания вагонных колес разрабатывались, исходя из механических
свойств колесной стали по ГОСТ 10791 – 89*. При этом в качестве
критерия оптимальности использована величина удельных приведенных затрат и
пакет прикладных программ [3] поиска приближенного решения задач нелинейного
программирования. Расчеты показали, что в зависимости от состояния поверхности
обода колеса после эксплуатации, станка и применяемого инструмента параметры
режима резания могут иметь различные значения как на одном колесе, так и на
разных колесах. Усредненные значения параметров режима резания при
восстановлении колес со среднестатистическим износом и без термомеханических
повреждений (ТМП) находились для станков 1836 КЗТС, 165 Хегенштайдт, призматической
и чашечной () пластин из Т14К8 в пределах:
.
Для колес с прокатом и ТМП:
. Для колес с вертикальным
подрезом гребня и ТПМ:
.
ОАО “Выксунский металлургический завод” начинает производить колеса [4] с более высокими механическими свойствами (табл. 1.)
Таблица 1-Механические свойства колес (плавка №5302)
№ колеса |
Остаточные напряжения, МПа |
Механические свойства |
||||||||
Обод |
Диск |
|||||||||
Мпа |
% |
% |
Дж/см2 |
НВ, Мпа на глубине 25 мм |
Мпа |
% |
% |
Дж/см2 |
||
367774 |
161,93 |
112 |
12 |
23 |
32 |
3260 |
83 |
18 |
34 |
25 |
367770 |
204,16 |
111 |
9,8 |
19 |
33 |
3270 |
83 |
18 |
33 |
30 |
Микроструктура в ободе и диске колес плавки №5302 – пластинчатый перлит и феррит по границам зерен с величиной зерна в ободе №6 – 7, а в диске – 6. Дисперсность перлита в ободе – 2 балла, в диске – 5 баллов. Структура обода на глубине 2 мм от поверхности – тонкопластинчатый перлит с межпластиночным расстоянием 0,06 – 0,075 мкм. На глубине 12 мм – перлит с межпластиночным расстоянием 0,075 мкм.
Повышение прочностных характеристик колесной стали определяет необходимость исследования процесса резания и последующей разработки рекомендаций по инструменту и режимам резания.
Температуры и силы резания, возникающие при обработке колес повышенной твердости чашечным резцом, рассчитывались с помощью программы, разработанной на основе термомеханического подхода [5]. Повышение производительности обработки, эффективности использования инструмента и оборудования может быть достигнуто путем стабилизации температуры резания на уровне 800 – 850 0С.
Как показали расчеты, температура передней поверхности значительно выше температуры задней поверхности (рис.1.). С ростом скорости резания температура задней поверхности увеличивается быстрее, чем передней (рис.1). При температуре резания 850 °С максимальная температура передней поверхности достигает 1100 °С.
Рисунок 1- Распределение температуры по передней и задней поверхностям режущего инструмента и застойной зоны при резании стали НВ=3600 МПа, круглым твердосплавным резцом r=15 мм, g=0°, при s=2 мм/об, t= 2 мм, v=20 м/мин
При притуплении задней поверхности резца путем заточки цилиндрической фаски шириной 0,3-0,4 мм температура задней поверхности не превышает 600 °С. Можно ожидать, что такое предварительное притупление задней поверхности благоприятно отразится на работоспособности режущего инструмента, поскольку оно способствует уменьшению касательных напряжений на передней поверхности и препятствует началу пластических деформаций режущего инструмента. При увеличении ширины фаски износа температура задней поверхности увеличивается, но все же остается значительно ниже, чем на передней поверхности (рис.1).
Рисунок 2- Форма передней поверхности резца с упрочняющей и стабилизирующей фасками и стружкозавивающей плоскостью, расположенной уступом по отношению к стабилизирующей фаске
Повышение прочности и формоустойчивости режущего лезвия достигается и за счет заточки упрочняющей фаски на передней поверхности под небольшим отрицательным или нулевым передним углом. Ширина упрочняющей фаски не должна быть более (0,5-0,8) от максимальной толщины срезаемого слоя. При этом стружка должна сходить по передней поверхности, расположенной под большим (положительным) передним углом. Оптимальной формой передней поверхности является такая форма, при которой контакт стружки с передней поверхностью прерывается (рис.2). При этом достигается уменьшение температуры передней поверхности и сил резания [5].
Увеличение твердости обрабатываемого материала с 2750 МПа до 3600 МПА приводит к заметному повышению температур контактных поверхностей.
Рисунок 3- Влияние скорости резания на температуры передней и задней поверхностей инструмента при s= 1,2 мм/об, t=2 мм
При резании круглыми (чашечными) резцами глубина резания и подача также существенно влияют на температуру (рис.4).
Рисунок 4- Влияние глубины резания (а) при s=1,2 мм/об, v=30 м/мин и подачи (б) при t=2 мм, v=30 м/мин на температуры передней
и задней поверхностей инструмента
При постоянной температуре резания 850 °С скорость резания уменьшается с ростом глубины резания, подачи и твердости обрабатываемой стали (рис.5.)
Рисунок 5- Влияние глубины резания, подачи и твердости обрабатываемой стали на рациональную скорость резания, соответствующую
температуре резания 850 °С
Эти факторы существенно влияют и на силы резания (рис.6).
Рисунок 6- Влияние глубины резания, подачи и твердости колесной стали на силы резания
Значительное влияние глубины резания связано с увеличением наибольшего значения угла в плане, что приводит к росту толщины срезаемого слоя.
Силы резания возрастают при увеличении глубины резания, подачи и твердости обрабатываемой стали (рис.5.). Особенно резкое увеличение сил наблюдается в области больших значений глубины резания.
1. Цюренко В. Н. Повышение срока службы колес / Сб. докладов научно – практической конференции “Современные проблемы взаимодействия подвижного состава и пути” – КОЛЕСО - РЕЛЬС 2003. Щербинка: ОАО РЖД, ВНИИЖТ, 2003 – с.52.
2. Рекомендации по использованию и назначению параметров режима механической обработки при восстановлении профиля поверхности катания вагонных колес. М.: ЦВ МПС, 1994 – 26 с.
3. Иванов И. А., Урушев С. В., Алешин А. Д. Оптимизация параметров режимов резания цельнокатаных колес/ Zeszyty naukowe Politechniki Slaskiej №1094, Seria Transport, z.15. Gliwice: 1990 – str. 79-92.
4. Пашолок И. Л., Филиппов Г. А., Шишов А. А. Колеса с повышенной твердостью обода производства ОАО “ВМЗ”/ Сб. докладов научно-практической конференции “Современные проблемы взаимодействия подвижного состава и пути” – КОЛЕСО - РЕЛЬС 2003. Щербинка: ОАО РЖД, ВНИИЖТ, 2003 – с.56 – 57.
5. Васин С. А., Верещака А.С., Кушнер В. С. Резание материалов: Термомеханический подход к системе взаимосвязей при резании: Учеб. для техн. вызов. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2001. – 448 с.: ил.
6. Лоладзе Т.Н. Прочность и износостойкость режущего инструмента. – М.: Машиностроение, 1982. – 320 с.