Анализ факторов, влияющих на расход топлива городских автобусов лиаз-6212

Исполатов Б.Ю., Исмаилов Р.И., Максимов В.А.,

 Михайлов А.В., Сарбаев В.И. (МГИУ, госква, РФ)

 

The article consists of short analysys of the influence of  route difficulties due to fuel expansion of city bus  LIAZ-6212.

В условиях 14 автобусного парка ГУП «Мосгортранс» существует определенное закрепление автобусов за маршрутами. Поэтому факторы, характеризующие режимы работы автобуса на маршруте могут оказывать влияние на расход топлива в эксплуатации.

Для проверки данного предположения было проведено специальное исследование. В ходе его была обследована маршрутная сеть 14 автобусного парка ГУП «Мосгортранс», на которой постоянно работают автобусы ЛИАЗ-6212. В первую очередь это коснулось 611, 720, 752, 767, 793, 802, 810 и 830 маршрутов. Была собрана статистика по расходу топлива (Q) и факторам сложности маршрута движения. В качестве факторов сложности маршрута движения рассматривались средняя эксплуатационная скорость (Vэ), скорость сообщения (Vс), средняя длина перегона ( ), удельное число поворотов (Nпов), фактическое наполнение салона автобуса на 1 м2 (рф ) и среднесуточный пробег ( ).

Анализ регрессионных однофакторных математических моделей (рис. 1-5), отражающих влияние указанных факторов на расход топлива автобусами ЛИАЗ-6212 в эксплуатации показал, что не все факторы являются значимыми. Данные регрессионного анализа показывают, что практически не влияет на расход топлива автобуса лиаз-6212 удельное число поворотов на маршруте движения (рис. 3).

Рисунок 1- Влияние средней эксплуатационной скорости на расход топлива автобуса лиаз-6212

 

Слабое влияние на расход топлива автобуса ЛИАЗ-6212 оказывают  средняя длина перегона (рис. 2), фактическое наполнение салона автобуса на 1 м2 (рис. 4) и среднесуточный пробег (рис. 5).

Рисунок 2- Влияние средней длины перегона на расход топлива автобуса лиаз-6212

 

Рисунок 3- Влияние удельного числа поворотов на расход топлива автобуса лиаз-6212

 

Рисунок 4- Влияние фактического наполнения салона автобуса на 1 м2 на расход топлива автобуса лиаз-6212

 

 

Рисунок 5- Влияние среднесуточного пробега на расход топлива автобуса лиаз-6212

В тоже время данные корреляционного анализа показывают, что не влияющие или слабо влияющие факторы либо взаимосвязаны между собой либо связаны с влияющими факторами (табл. 1). Поэтому при построении многофакторной модели расхода топлива автобуса ЛИАЗ-6212 необходимо учитывать все факторы сложности маршрута движения. Указанную модель можно корректно построить с помощью компонентного или факторного анализа.

 

Таблица 1- Матрица коэффициентов парной корреляции

 

Vэ

Vс

Nпов

рф

Q

Vэ

1,00

0,490

0,673

0,081

-0,201

0,201

-0,713

Vс

0,490

1,00

0,560

-0,628

-0,249

0,642

-0,533

0,673

0,560

1,00

-0,141

0,284

0,477

-0,294

Nпов

0,081

-0,628

-0,141

1,00

0.222

-0,372

0,032

рф

-0,201

-0,249

0,284

0.222

1,00

0,028

0,532

0,201

0,642

0,477

-0,372

0,028

1,00

-0,541

Q

-0,713

-0,533

-0,294

0,032

0,532

-0,541

1,00

 

Сайт управляется системой uCoz