Анализ
факторов, влияющих на расход топлива городских автобусов лиаз-6212
Исполатов Б.Ю., Исмаилов
Р.И., Максимов В.А.,
Михайлов А.В., Сарбаев В.И.
(МГИУ, г.Москва, РФ)
The article consists of short analysys
of the influence of route difficulties due to
fuel expansion of city bus LIAZ-6212.
В
условиях 14 автобусного парка ГУП «Мосгортранс» существует определенное закрепление автобусов
за маршрутами. Поэтому факторы, характеризующие режимы работы автобуса на
маршруте могут оказывать влияние на расход топлива в эксплуатации.
Для
проверки данного предположения было проведено специальное исследование. В ходе
его была обследована маршрутная сеть 14 автобусного парка ГУП
«Мосгортранс», на которой постоянно работают автобусы
ЛИАЗ-6212. В первую очередь это коснулось 611, 720,
752, 767, 793, 802, 810 и 830 маршрутов. Была собрана статистика по расходу
топлива (Q)
и факторам сложности маршрута движения. В качестве факторов сложности маршрута
движения рассматривались средняя эксплуатационная скорость (Vэ), скорость сообщения
(Vс),
средняя длина перегона (
Анализ
регрессионных однофакторных математических моделей (рис. 1-5), отражающих
влияние указанных факторов на расход топлива автобусами ЛИАЗ-6212
в эксплуатации показал, что не все факторы являются значимыми. Данные
регрессионного анализа показывают, что практически не влияет на расход топлива
автобуса лиаз-6212
удельное число поворотов на маршруте движения (рис. 3).
Рисунок
1- Влияние средней эксплуатационной скорости на расход топлива автобуса лиаз-6212
Слабое
влияние на расход топлива автобуса ЛИАЗ-6212
оказывают средняя длина перегона (рис.
2), фактическое наполнение салона автобуса на 1 м2 (рис. 4) и среднесуточный пробег (рис.
5).
Рисунок
2- Влияние средней длины перегона на расход топлива автобуса лиаз-6212
Рисунок 3- Влияние удельного числа поворотов на расход
топлива автобуса лиаз-6212
Рисунок
4- Влияние фактического наполнения салона автобуса на 1 м2 на расход топлива автобуса лиаз-6212
Рисунок 5- Влияние среднесуточного пробега на расход
топлива автобуса лиаз-6212
В
тоже время данные корреляционного анализа показывают, что не влияющие или слабо
влияющие факторы либо взаимосвязаны между собой либо
связаны с влияющими факторами (табл. 1). Поэтому при построении многофакторной
модели расхода топлива автобуса ЛИАЗ-6212 необходимо
учитывать все факторы сложности маршрута движения. Указанную модель можно
корректно построить с помощью компонентного или факторного анализа.
Таблица
1- Матрица коэффициентов парной корреляции
|
Vэ |
Vс |
|
Nпов |
рф |
|
Q |
Vэ |
1,00 |
0,490 |
0,673 |
0,081 |
-0,201 |
0,201 |
-0,713 |
Vс |
0,490 |
1,00 |
0,560 |
-0,628 |
-0,249 |
0,642 |
-0,533 |
|
0,673 |
0,560 |
1,00 |
-0,141 |
0,284 |
0,477 |
-0,294 |
Nпов |
0,081 |
-0,628 |
-0,141 |
1,00 |
0.222 |
-0,372 |
0,032 |
рф |
-0,201 |
-0,249 |
0,284 |
0.222 |
1,00 |
0,028 |
0,532 |
|
0,201 |
0,642 |
0,477 |
-0,372 |
0,028 |
1,00 |
-0,541 |
Q |
-0,713 |
-0,533 |
-0,294 |
0,032 |
0,532 |
-0,541 |
1,00 |