ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕГКИХ ВЕЗДЕХОДОВ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ МНОГОЦЕЛЕВОГО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ
 
Иванов Н.А.  (ХГТУ, г. Хабаровск, РФ)
 
The features manufacture batch are investigated from the point of view of its transport service. Has made a conclusion about necessity of use for this purpose of easy cross-country vehicles on  super-low pressure pneumatic.

 

В настоящее время общепризнано [1,2,3,4], что вектор развития организационных форм лесопользования должен быть направлен от простых и низших форм в виде заготовки в лесу только древесины к более сложным и совершенным, позволяющим реализовать как можно больше полезностей леса для человека. То есть от повсеместно распространенного моноресурсного лесопользования к лесопользованию многоцелевому, при котором немалая роль отводится заготовке растительных продуктов леса и лекарственного сырья [5,6].

Это направление развития отражено в нормативных документах по организации лесопользования [7], диктуется логикой всего развития отношений человека и природы и на практике заключается в организации комплексных лесных предприятий на арендованных лесных территориях [3], осуществляющих рачительную эксплуатацию и расширенное воспроизводство не только древесины, а всех лесных ресурсов, имеющихся на данной территории. Мы разделяем мнение тех исследователей, которые считают, что такие комплексные лесные предприятия постоянного действия в будущем должны стать важнейшим звеном в системе мероприятий по организации рационального использования и воспроизводству лесных ресурсов. Вопрос организации таких предприятий диктуется условиями прогнозируемого сокращения лесных ресурсов, труднодоступности районов произрастания лесов, не тронутых до настоящего времени рубками.

При организации комплексных лесных предприятий предполагается, что основой их деятельности должна стать определенная площадь лесного фонда, на которой они последовательно осуществляют весь процесс использования  всех функций леса и их воспроизводства, начиная от посадки и заканчивая реализацией продукции переработки древесного и недревесного сырья при соблюдении в зоне своей деятельности всех экологических норм. Важно отметить, что данное предприятие на арендованной лесной территории должно выступать в лице единственного хозяина и распорядителя всех работ, все виды пользования осуществляются только самим предприятием или сторонними организациями по договорам с ним. Самостоятельная деятельность других предприятий на данной территории не допускается.

Таким образом, создаются предпосылки для ответственного хозяйствования предприятия на арендованной лесной территории, для более полного использования всех лесных ресурсов, заинтересованности в максимальной сохранности лесов, использованию всех его функций и получению максимальной отдачи.

Однако на пути практической реализации этого предстоит решить немало очень сложных проблем, одной из которых является проблема транспорта, так как лес занимает огромные территории со слаборазвитой дорожной сетью и без решения транспортных проблем его освоение и эффективное функционирование предприятий невозможно.

Организация производства в комплексных лесных предприятиях по сравнению с существующими лесозаготовительными предприятиями имеет ряд характерных и принципиальных особенностей, которые необходимо учитывать при организации производственного процесса и выборе используемых транспортных средств.

Первой особенностью является то, что предмет труда, в качестве которого помимо заготовки древесины выступают, в первую очередь, недревесные растительные продукты и лекарственное сырье на лесных территориях расположены неконцентрированно, они рассеяны по значительным площадям. Поэтому технологический процесс лесопродукционного производства носит ярко выраженный собирательный характер.

Природные растительные продукты (ягоды, соки, мед, грибы, овощи и т.д.) рассредоточены на большой территории и прежде, чем они попадут на пункт переработки или на стол потребителю, их необходимо переместить на значительные расстояния. Поэтому в технологическом процессе лесопродукционного производства  высокую долю составляют транспортные операции, и они во многом определяют эффективность производства и себестоимость продукции.

Очевидно, что для обслуживания лесопродукционного производства транспортное средство должно быть только мобильное и  высокоманевренное.

Условия произрастания природных продуктов таковы, что практически исключают использование при их сборе специальных машин и механизмов, их сбор можно осуществлять только вручную с использованием труда сборщиков. Производительность труда при ручном сборе ограничивается физическими возможностями человека и сравнительно невысока. Кроме этого, угодья, на которых осуществляется сбор лесных продуктов, расположены, как правило, на значительном расстоянии от населенных пунктов и баз их первичной переработки. Если при этом сборщик будет осуществлять переходы утром до места сбора продуктов на расстояние до 5 км и в конце рабочего дня обратно с собранной продукцией, затрачивая на это 2-3 часа, то такую организацию труда нельзя признать рациональной. Поэтому напрашивается решение - сбор осуществлять с временных пунктов или станов, которые размещаются рядом с угодьями и на которых работают 3-5 сборщиков в зависимости от продуктивности угодий и их размера. Транспортировку же продукции от места сбора до пункта переработки при этом необходимо осуществлять специальным транспортом сравнительно небольшой грузоподъемности. При обслуживании одной машиной даже нескольких бригад сборщиков грузоподъемность машины будет определяться сменной производительностью сборщиков, поэтому она может быть сравнительно невелика и  достаточна в пределах 2,0-5,0 кН.

Следующей особенностью, которую необходимо учитывать при организации транспортного обслуживания лесопродукционного производства, является ограниченность по времени от момента сбора продуктов до момента их первичной переработки,  то есть многие лесные продукты являются скоропортящимися или теряющими со временем свою кондицию и не подлежат длительному хранению. Так папоротник орляк должен быть переработан и засолен не позднее 4 часов с момента сбора, для черемши, березового сока срок переработки составляет 24 часа и т.д. Следует отметить, что соблюдение времени переработки и других технологических норм и правил в итоге определяют сортность готовой продукции, ее цену, а значит и эффективность всего производства. Поэтому проблема доставки лесных продуктов от места сбора к пункту переработки в кратчайшие сроки является актуальной не только с точки зрения повышения производительности труда, но и обеспечения качества продукции и эффективности производства.

Специфичны условия передвижения транспортного средства при функ-ционировании лесопродукционного производства. Они трактуются тем, что в связи с большими затратами к каждому лесному угодью дорогу не построишь, поэтому передвижение может осуществляться только по бездорожью с соответствующими требованиями к транспорту по проходимости, маневренности и соблюдению экологических норм и правил. Транспортное средство должно быть в состоянии преодолевать единичные препятствия в виде камней, пней, поваленных деревьев, неровностей поверхности, а также иметь возможность передвигаться по лесу, по мари, по заболоченным участкам, покрытым кочками, преодолевать при необходимости водные преграды, иметь хорошую управляемость и маневренность. В то же самое время движители вездехода не должны разрушать лесную почву и лесную подстилку.

Эксплуатация транспортного средства в условиях первозданной природы накладывает на него особенно высокие требования со стороны экологии. Строго говоря, на лесопродукционном производстве может использоваться только экологически безопасная техника.

Особенно следует отметить, что, если при организации лесозаготовок, рубок ухода можно вести речь только о минимизации вредного воздействия техники на природу, что определяется большими размерами и весом дерева, то при организации лесопродукционного производства можно ставить вопрос о создании и использовании экологически безопасных машин. Экологически безопасные машины отвечают самым высоким требованиям в отношениях человека и природы, позволяют существовать им в гармонии, поэтому экологически безопасные машины можно назвать лесными машинами нового поколения.

Таким образом, весовые и объемные характеристики предмета труда, условия эксплуатации транспортных машин при организации лесопродукционного производства, особенности его организации ставят задачу создания высоко-проходимого, маневренного, экологически безопасного, экономичного транспортного средства сравнительно небольшой грузоподъемности, способного осуществлять доставку небольших партий грузов по бездорожью. Таких машин, к сожалению, отечественная промышленность в настоящее время не выпускает. Попытки использования на этих операциях существующей гусеничной вездеходной техники не привели к успеху, так как существующие вездеходы экологически небезопасны и очень дороги в эксплуатации. Между тем предпосылки для решения проблемы имеются.

Хабаровский государственный технический университет наряду с другими организациями в течение почти двух десятилетий занимается проблемой создания вездеходов на шинах сверхнизкого давления. Эти машины имеют сравнительно небольшую массу (от 300 до 1500 кг), примерно такую же грузоподьемность, двигатель мощностью от 11 до 73,5 кВт (15 - 100 л.с.). В качестве движителей вездеходов используются эластичные высопрочные резиновые камеры диаметром до 1,5 метров и  шириной до 600 мм, армированные капроновыми волокнами с давлением воздуха в них порядка 0,005 – 0,02 МПа (0,05 – 0,2 кг/см2). Такое колесо, обладая высокой эластичностью, малой массой, большим радиусом качения и сверхнизким давлением на грунт, обеспечивает транспорт-ному средству высокую проходимость и экономичность в сочетании со щадящим действием на окружающую среду, что ставит его на порядок выше по сравнению с другими машинами повышенной проходимости.

Конструкция колеса защищена патентом РФ № 2192968 от 1.02.2000 г.[9]. При лесопродукционном производстве необычное сочетание незначительной грузоподъемности вездехода с необходимостью установки колес большого диаметра для обеспечения высокой проходимости, имеющих большую площадь опоры, создает условия для постановки вопроса о неразрушающем взаимодействии движителей вездехода с лесной почвой. Иными словами с точки зрения эксплуатации вездеходов можно и нужно добиться, чтобы их движители не оказывали разрушающего воздействия на почву.

Опыт эксплуатации легких вездеходов в условиях дальневосточной тайги показал, что такие вездеходы (применительно к лесному хозяйству их можно назвать лесными легкоходами) являются самостоятельным видом транспорта, который должен занять свою нишу в ряду современных транспортных средств, имеющим уникальные эксплуатационные свойства и определенную область использования, в которой применение других видов транспорта невозможно или нецелесообразно.

Что же может дать для лесопродукционного производства использование легких вездеходов? Во-первых, то, что дает использование техники на любом производстве - это замена ручного труда по доставке природных растительных продуктов от места их сбора до пункта переработки на механизированный   и   связанное с этим повышение производительности труда. То есть использование вездеходов позволяет выполнить главное условие для организации любого производства - это обеспечить производство сырьем в необходимых объемах для функционирования рентабельного производства. Имеющиеся ресурсные резервы в природе в настоящее время далеко не исчерпаны, скорее наоборот, используются очень плохо.

В настоящее время ресурсы природных растительных продуктов осваиваются на Дальнем Востоке крайне слабо и неравномерно, в среднем освоенность составляет около 1-2 % [5,6]. Основная причина такого положения заключается в труднодоступности таежных угодий. Поэтому лесные продукты собирают с растений в пределах досягаемости дневного пешего перехода с учетом возвращения в тот же день, то есть в радиусе 4 - 5 км от населенных пунктов. При использовании легких вездеходов зону обслуживаемых лесов можно довести по радиусу до 20-25 км от населенного пункта и, соответственно, освоенность урожая по площади до 25-30 %.

 

Литература

1. Шейнгауз А.С., Сапожников А.П. Оценка сочетания функций лесных ресурсов – основа организации многоцелевого лесопользования. Лесоведение, “Наука”, 1989, № 1.- С.3-8.

2. Резанов В.К. Адаптивное управление трансформацией и развитием ле-сопользования. -Владивосток: Дальнаука, 2001. -351 с.

3. Осипов Б.А. Научно-методические основы формирования и развития ре-гионального лесного комплекса (на примере лесного комплекса ДВЭР). Автореф. дисс. … д-ра экон. наук. -Владивосток, 2002. - 40 с.

4. Синицин С.Г. Рациональное природопользование. – М., Агропромиздат. 1987. – 336 с.

5. Измоденов А.Г. Силедия (Начало учения. Лесные соки и ягоды).- Хабаровск, Хабар. кн. изд-во, 2001.- 365 с.

6. Сухомиров Г.И. Что может дать наша тайга.- Хабаровск, Хабар. кн. изд-во, 1986.- 222 с.

7. Лесной кодекс Российской Федерации.- М.: Изд-во “Ось-89”, 1997.- 64 с.

8. Большаков Б.М. Снижение отрицательных воздействий лесосечных машин на окружающую среду. Научный доклад. Автореф. дисс. … д-ра техн. на-ук. СпБ.: ЛТА, 1997. 57 с.

9. Патент РФ № 2192968, МКИ С2 В60 С11/02, В60 В15/00. Колесо вездехода низкого давления / Иванов Н.А. Бюл. № 32, 2002.

Сайт управляется системой uCoz