МАРКЕТИНГОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ЛПК  КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

 

Хашир Б.О., Хуажев О.З., Никифоров С.В (КубГТУ, Краснодар, РФ)

 

Marketing directions economic development LPK of Krasnodar Territory

 

Формирование оптимальной структуры хозяйствующих субъектов в виде интегрированных структур корпоративного управления, охватывающих полный технологический цикл от лесозаготовок до производства и реализации конечной продукции лесопереработки, является в настоящее время одним из приоритетных направлений в решении задач по дальнейшей стабилизации и наращиванию экономики лесопромышленного комплекса путем мобилизации собственного потенциала предприятий лесной отрасли

Совершенствовании структуры управления лесопромышленным комплексом Краснодарского края, должно быть связано с продолжением работы по созданию новых интегрированных структур корпоративного управления на базе сложившихся промышленных узлов по основным лесоэкономическим районам. Учитывая специфику размещения производительных сил и региональные особенности функционирования лесопромышленных предприятий в крае, это 3-4 крупные группы с централизованным управлением и финансами, формирующиеся вокруг крупнейших переработчиков древесины, а также лесопользователей с сырьевой базой:

·        Мостовской  -  Мостовской, Отрадненский, Лабинский районы;

·        Апшеронский  -  Апшеронский, Белореченский, Туапсинский районы и г.Сочи;

·        Крымский - Крымский, Северский, Абинский районы и г.Горячий Ключ.

Наряду с названными центрами в крае целесообразно присутствие на рынке целого ряда мелких и средних предприятий, обеспечивающих потребности внутреннего рынка в сырье и создающих конкуренцию крупным предприятиям. 

Вертикально интегрированные структуры на основе централизации финансовых потоков, сбытовой деятельности, материально-технического снабжения, а также проведения единой инвестиционной, научно-технической и маркетинговой политики смогут функционировать более эффективно, чем в отдельности каждое предприятие, за счет реализации следующих преимуществ:

·        оптимизация технологических и кооперированных связей, позволяющих замкнуть в рамках одной структуры весь технологический цикл производства и реализации продукции;

·        сокращение объема оборотных средств за счет введения консолидированного учета и ускорения их оборачиваемости;

·        возможности введения внутренних цен в рамках структур и осуществление контроля за финансовыми потоками;

·        повышение эффективности управления предприятиями- участниками вертикально интегрированных структур;

·        улучшение контроля  качества выпускаемой продукции на всех технологических операциях;

·        ориентация выпуска продукции на потребности рынка, начиная с заготовки древесного сырья;

·        расширение номенклатуры выпускаемой продукции с учетом перспективного спроса и цен;

·        увеличение выпуска конкурентоспособной продукции с учетом глубокой механической, химической, химико-механической переработки древесины;

·        повышение инвестиционной привлекательности.

Головные предприятия в результате образования интегрированных систем имеют возможность обеспечить себя устойчивыми поставками древесного сырья по прогнозируемым ценам и не испытывать трудностей при колебании цен на рынке сырья.

Лесозаготовительные (дочерние) предприятия получают возможность иметь постоянный рынок сбыта основного объема заготавливаемой древесины. Необходимо поддерживать эффективно работающие предприятия, для создания условий их дальнейшей капитализации с целью  их развития, повышения  платежеспособности и конкурентоспособности.

Механизм распределения лесных ресурсов необходимо совершенствовать в направлении повышения бюджетной эффективности от деятельности соискателя в предшествующий период, на условиях создания прозрачности финансово-хозяйственной деятельности предприятий, обеспечение стабильности фискальной системы, включая платы за ресурсы, реформирование системы бухгалтерского учёта и стабильной налоговой политики администрации Краснодарского края.

Необходимо проводить работы в двух направлениях: первое - внесение изменений и уточнений в федеральное налоговое, лесное законодательство, второе - аналогично, в краевое.Создание условий для инвестиций на основе формирование системы страхования инвестиционных рисков.

В соответствии с одобренными на прошедшем в 2003 году Международном экономическом форуме в Дагомысе направлениями работы администрации Краснодарского края по привлечению инвестиций на практике реализуются принципы государственной поддержки инвестиционной деятельности в крае за счет средств бюджета развития. Так, для значимых для края инвестиционных проектов обеспечивается снижение финансовой нагрузки на предприятия и инвесторов за счет льгот по налогообложению и позволяет им переключить дополнительные средства в развитие производства. Главным источником инвестиций в программный период будут являться собственные средства самих предприятий, привлеченные кредитные ресурсы, а также средства иностранных и отечественных инвесторов.

Применение механизма санации для неэффективных предприятий. Приоритетным направлением  являться содействие в вопросах создания интегрированных структур, ассоциаций (союзов) предприятий и хозяйствующих субъектов.

Основные цели их создания является объединение усилий предприятий по отраслевому принципу для решения задач, которые не могут быть решены в рамках существующих вертикально интегрированных структур, а именно:

·        координация усилий по решению вопросов, требующих государственного регулирования, таких как промышленная политика, налоговое законодательство, таможенное регулирование, кредитно-бюджетные вопросы;

·        координация внутриотраслевого и межотраслевого взаимодействия предприятий;

·        координация деятельности предприятий и хозяйствующих субъектов в вопросах кредитно-денежной политики, экспорта лесобумажной продукции, решении экологических и социальных проблем;

·        проведение согласованной технической и инвестиционной политики.

Приоритеты кадровой политики, решение задач кадрового обеспечения лесного комплекса должна активно способствовать консолидация усилий департамента промышленности, связи и лесных ресурсов Краснодарского края, научных и учебных организаций и предприятий, направленная на создание в крае комплексной системы подготовки и переподготовки рабочих и кадров управления высшего и среднего звена.

Эта система должна базироваться, прежде всего, на использовании учебных заведений края и обеспечить ЛПК специалистами высокой квалификации, соответствующими прогрессивному уровню техники и технологии и развитию рыночных отношений в отрасли.

Основные направления кадрового обеспечения лесного комплекса:

·        создание в крае совета, координирующего профессиональную подготовку специалистов всех уровней для лесного комплекса Краснодарского края;

·        разработка мероприятий, направленных на переподготовку высвобождающихся работников лесного комплекса, их трудоустройство;

·        целевая подготовка руководящего персонала для предприятий лесного комплекса;

·        организация подготовки резерва управленческого персонала высшего звена;

·        создание на базе 1-2 школ края инженерно-технических лицеев;

·        определение базовых предприятий для практической подготовки специалистов в области лесозаготовок и деревообработки.

·        создание на базе КубГТУ  - Университета леса;

Краснодарский край обладает базой для обучения и подготовки  кадров. Апшеронский лесхоз- техникум, основанный в 1972 году, производит подготовку мастеров лесного хозяйства. Ранее техникум выпускал и мастеров лесозаготовок, однако в настоящее время выпуск их прекращен. На базе техникума и в г. Геленджике открыт филиал Воронежской лесотехнической академии. В настоящее время возрастает потребность в специалистах умеющих организовать заготовку и учет древесины, необходимо рассмотреть вопрос о возобновлении выпуска мастеров лесозаготовок. На базе техникума также проводится постоянная работа по повышению квалификации и переподготовке кадров работников лесного хозяйства края.

Мероприятия по совершенствованию подготовки кадров для ЛПК позволят удовлетворить потребность лесных предприятий в специалистах высшей квалификации, соответствующих прогрессивному уровню техники и технологии в рыночных условиях, а также приступить к решению социальной задачи повышения занятости трудоспособного населения лесных поселков.

Лесохозяйственный комплекс – сложный хозяйственный механизм, содержащий в себе признаки практически всех областей народного хозяйства. Любые неоправданные эксперименты в этой области могут повлечь непоправимые, для лесов Краснодарского края, последствия. Однако существует объективная необходимость проводить постоянный поиск более эффективных методов хозяйствования и проведения лесозаготовительных и лесохозяйственных работ.

В Краснодарском крае существует система научных и проектных организаций занимающихся изучением и применением  современных технологий на состояние лесов, разработкой новых технологий и проектированием лесохозяйственных объектов.

НИИ «Горлесэкол»  в г. Сочи  занимается вопросами применения современной системы лесопользования, разрабатывает новые методики рубок в горных лесах края.

НПЦ «Кубаньлесхозпроект» в г. Краснодаре занимается разработкой проектно-сметной документации на создание лесохозяйственных объектов.

Научно-исследовательские и проектные организации в настоящее время испытывают трудности с финансированием и требуют к себе внимания  и поддержки государственных органов, однако без их развития невозможно будет решить задачи возрождения лесопромышленного и лесохозяйственного комплексов.

 

Сайт управляется системой uCoz