ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЦИОНАЛЬНОМ

ИСПОЛЬЗОВАНИИ  ЛЕСОВ КУБАНИ И ЮГА РОССИИ

 

Хашир Б.О., Хуажев О.З., Никифоров С.В. (КубГТУ, г Краснодар, РФ)

,

Economic aspects rational use of woods of Kuban and south of Russia

 

Леса Краснодарского края играют большую роль не только в жизни Кубани, но и  всей России, наличием естественных природно- климатических ландшафтов сочетания гор, моря, лесных массивов, что  создает такие условия, которые привлекают, каждый год, миллионы наших соотечественников для отдыха и восстановления сил.

Горные леса Кубани в силу их ценности, многообразия, полезности и экономической значимости были и остаются объектом особого внимания государственных органов власти. Склоны Кавказского хребта и Черноморское побережье создают неповторимые ландшафты, которые содержат значительные запасы ценной промышленной древесины. Они служат источником сырья  для деревоперерабатывающей промышленности, доля которой в общем объеме промышленного производства  Краснодарского края составляет 5,5%.

Общая площадь земель лесного фонда юга России составляет 4,5 м. га, из них

по­крытых лесной растительностью – 3,7 м. га. Здесь сосредоточено более 20% дубрав и около 100% буковых и каштановых насаждений Российской Федерации. Эти породы и определяют хо­зяйственную ценность лесов региона. Богаты ле­са и недревесными ресурсами, в том числе пище­выми, лекарственными, техническими, медонос­ными, кормовыми, орехоплодными и др. Площади доступных для рекреационного пользования ле­сов достигают 1 млн. га.

В связи с тем, что  леса Северного Кавказа рациональное их исполь­зование базируется не на интенсификации  заго­товки древесного сырья и другой продукции, как это было на протяжении многих лет, а на основе сохранения и постепенного восстановления их биоразнообразия, экологических и социальных функций, качественного воспроизводства. Обес­печить это можно только за счет внедрения средосберегающих технологий лесных пользовании и механизмов экономической ответственности за вред, наносимый окружающей природной среде. Неизменная основа устойчивого управления лесами - поддержание в приемлемом для лесных экосистем и посильном для общества состоянии, как биологического разнообразия, так и продук­тивности лесов. Устойчивое управление предпо­лагает бесконечно долгое сохранение лесов края, как части ландшафтов  юга РФ.

Управление лесами юга России осуществляется на основе научных знаний, опыта, разносторонней оценки возможных воздействий на лесные экосис­темы, закрепленных в соответствующих законодательных и нормативных правовых актах, руко­водствах, рекомендациях, справочниках  и осуществляет­ся с учетом экологических и социально-эконо­мических критериев. Критерии представляют со­бой совокупность основных положений по веде­нию лесного хозяйства, следование которым обеспечивает сохранение и устойчивое развитие лесов. Соответствующие критерии и индикаторы позволяют оценивать степень продвижения стра­ны в направлении устойчивого развития в облас­ти лесного хозяйства. Перебазирование лесозаготовок на более крутые горные склоны, внедрение средосберегающих технологий безусловно повлекут за собой удоро­жание их себестоимости, а следовательно, и сни­жение доходности лесов, вместе с тем, внедрение принципов экономи­ческой ответственности лесопользователей за экологический ущерб, наносимый среде при поль­зовании лесными ресурсами, может в определен­ной мере компенсировать это снижение. Средозащитные функции лесов и их биоразнообразие, как основные элементы устойчивого управления лесами, связаны с лесными пользованиями, глав­ным образом рубками леса,  поэтому  для обеспечения устойчивого управления

ле­сами горных территорий необходимо, чтобы ве­дение хозяйства в лесу было экологически безо­пасным, соответствовать требованиям сохране­ния окружающей природной среды, экономически выгодным и социально востребованным. Это

возможно только при соблюдении экологических принципов ведения лесного хозяйства, заложен­ных в решениях Конференций ООН по окружаю­щей среде и развитию, большое значение  с этим приобретает объективная информация об экологических по­следствиях лесных пользовании.

Леса Краснодарского края и Юга России многофункциональны и в тоже время  возникает множество проблем, связанных с уходом и охранной лесов, распределением наших лесных богатств и рациональным использованием древесины. К примеру, в комплекс предприятий лесных отраслей Краснодарского края входят государственные лесохозяйственные структуры более 650 предприятий, осуществляющих заготовку и переработку древесины, с общей численностью более 25 тыс. человек. Важную роль играют и полезащитные  лесные полосы  в получении высоких урожаев работниками сельского хозяйства края, площадь полезащитных насаждений Кубани на сегодняшний день ориентировочно составляет 150 тыс. га.

В эпоху рыночных отношений основные правила этих отношений диктует спрос, правила эти жестки и, если государство не становится на защиту природы, в первую очередь страдает она. Леса охраняет государственная лесная охрана, не секрет, что корни всего нелегального оборота древесины кроются в неэффективной работе лесной охраны. Без ее ведома не может появиться у переработчика лишняя, не учтенная древесина. Ее слабая работа способствует тому, что в лес можно безнаказанно заехать, спилить и украсть древесину. По данным Южного таможенного управления на экспорт в 2003 году ушло древесины каштана и изделий из него более чем на 10 тысяч кубометров, а заготовлено и конфисковано официально лесхозами края чуть больше 400 кубометров. это при том, что каштан произрастает только в нашем регионе. Одной из важнейших государственных задач является охрана лесов от пожаров. На Кубани это имеет особое значение, где леса представляют не только лесосырьевую ценность, но и экологическую, курортно-оздоровительную, рекреационную, как среду обитания редких животных.

Леса Краснодарского края отнесены к 3-4 классам пожарной опасности и, в основном, предоставлены лиственными лесами. Согласно статьи 100 Лесного Кодекса органы государственной власти субъектов РФ оказывают содействие организациям, на которые возложена охрана и защита лесов, создают резервы горюче-смазочных материалов, разрабатывают и выполняют планы по профилактике лесных пожаров, привлекают население и организации  к тушению пожаров. Все эти мероприятия согласно статьи 108 ЛК финансируются из федерального бюджета. Администрация Краснодарского края дополнительно оказывает помощь в укреплении материальной базы средств пожаротушения лесхозов Главного управления. В 2003 году администрация Краснодарского края выделила 8.5 млн. рублей на неотложные меры по охране лесов от пожаров, защите их от вредителей и болезней. Логическим продолжением работы по защите, охране лесного фонда является его рачительное использование, организация глубокой переработки древесины и, в конечном счете, получения максимального дохода и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Древесина из леса изымается по двум основным видам пользования: промежуточное – рубки ухода за лесом, и главное – рубки спелого леса. В настоящее время сложилось такая тенденция, что государственный сектор занимается промежуточным пользованием, а главным пользованием и деревообработкой – частный сектор.

Анализ их работы показывает, что работа государственного сектора стабильна, цифры заготовки не меняются на протяжении ряда лет. Частный же сектор снизил освоение расчетной лесосеки главного пользования за 10 лет в 4 раза. Последние пять лет заготовка стабилизировалась на уровне 150 – 190 тысяч кубометров, при необходимости вырубать ежегодно 880 тыс. куб.м. Отсюда недовыполнение плана по поступлению в бюджет. В 2003 году от лесных податей поступило 22 млн. рублей. А так как эти деньги возвращаются лесхозам на воспроизводство лесов,  то происходит недофинансирование этих работ, и, соответственно, возникают проблемы с выращиванием леса.

Законодательные и исполнительные органы краевой власти, уделяют много внимания проблемам  лесопромышленного комплекса, снизив ставки на древесину на корню доведя их почти до минимума. Однако это не привело к значительному увеличению объемов заготовок. В то же время анализ экспортных цен, официально заявленных экспортерами на таможнях, показывает, что они в два – три раза ниже мировых цен на аналогичное сырье. То есть затраты заготовителей и переработчиков позволяют им реализовать продукцию по демпинговым ценам, оставляя часть выручки за рубежом.

Если за самовольные рубки и нарушения в сфере заготовки древесины ответственность должна нести лесная охрана, то срубленная древесина становится товаром. Контроль за переработкой, реализацией древесины должны осуществлять правоохранительные  и контролирующие органы. Необходим  анализ состояния дел по борьбе с нарушениями и преступлениями в деревообрабатывающем, лесохозяйственном  комплексе края, соблюдении правил перевозки древесины, торговле древесиной и изделиями из нее, а также  анализ уплаты налогов предприятиями всех форм собственности. Много нарушений и в сфере использования лесов в культурно-оздоровительных целях, т. к  предприятия, пользующиеся    лесом для организации отдыха и туризма, не оформляют  это надлежащим образом и ничего не платят в бюджет. В соответствии с требованиями лесного законодательства распределение лесосечного фонда проводится через  аукционы и конкурсы, а организация и проведение лесных конкурсов и аукционов осуществляется главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Краснодарскому краю.

Средства от взимания арендной платы за пользование участками лесного фонда по  главному и промежуточному  пользованию являются одним из источников наполняем ости краевого бюджета . Тем не менее, работа по предоставлению в аренду участков лесного фонда организована слабо. Спрос на участки лесного фонда по рубкам главного пользования очень низкий, несколько выше они и по промежуточному пользованию. По итогам 2003 г. лесной комплекс края не выполнил плановые показатели по доходам в бюджет за лесные ресурсы, которые были установлены  Законом Краснодарского края  "О бюджете на 2003 г" в размере 54 млн. рублей. Собрано  платы за древесину, отпускаемую на корню, не многим более 22 млн. рублей. Основным источником получения доходов за лесные ресурсы является оплата за древесину  на корню, заготавливаемую в порядке рубок главного и промежуточного пользования. В 2003 г. проведено 4 лесных аукциона – конкурса, по результатам, которых передано в аренду и краткосрочное пользование  более  600 тысяч  кубометров древесины на корню. Однако вопреки всем ожидаемым прогнозам было освоено  всего 193 тыс. кубометров, что немногим больше, чем в 2002 г. А тогда было проведено также 4 лесных аукциона-конкурса, по результатам которых, в аренду по заготовке древесины от рубок главного пользования передано 10 участков лесного фонда сроком на 5 лет, на общей площади 46,9 тыс.га, с ежегодным объемом рубки 72.1 тыс.куб.м, на общую сумму 10 млн.186,7тыс.руб.

Освоение расчетной лесосеки по рубкам главного пользования не превышает 28 %,  в то время как по рубкам промежуточного пользования она ежегодно осваивается в 100 % объеме. Лесхозы, разрабатывая рубки промежуточного пользования, не платят попенную плату, поэтому изначально стоимость одного кубометра древесины существенно снижается, чтобы добиться прозрачной ситуации с выделением и использованием древесины от рубок промежуточного пользования,  необходимо реализовывать ее через аукцион. Совершенствование системы лесопользования  заключается в совершенствовании системы аукционов и арендных отношений, т.е. увеличение объема реализации леса на корню через аукционы с проведением работ по совершенствованию системы лесоустройства.

В состав организационных вопросов входит:  подготовка документов к аукциону, размещение объявлений в СМИ и в Интернете, что, естественно требует денежных затрат. Оплачивать их можно за счет части средств, которые поступают в бюджет в виде задатка за аренду лесного фонда. За счет этих же средств можно решить вопрос обеспечения оргтехникой группы специалистов, занимающихся организацией и проведением конкурсов и аукционов,

 

На сегодняшний день в стадии внедрения находится электронная компьютерная система лесного хозяйства Краснодарского края на основе ГИС-технологий, для чего в 2003 году администрацией края было выделено 5 млн. рублей Главному управлению природных ресурсов и охраны окружающей среды МПР России по Краснодарскому краю на техническое перевооружение и внедрение ГИС-технологий.

Сайт управляется системой uCoz