ВСПЫШКИ МАССОВОГО РАЗМНОЖЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ВРЕДИТЕЛЕЙ ЛЕСА НА ИНТРОДУЦИРОВАННЫХ ПОРОДАХ В КАЗАХСТАНЕ
Гниненко Ю.И. (ВНИИЛМ, Москва, РФ),
Телегина О.С. (КазНИИЛХА, Щучинск, Казахстан)
The results of studying the process of forming of forest pests fauna on introduced trees in some regions of Kazachstan. In the article there are given some data of Pineus pini, Panolis flammea, Neodiprion sertifer, Oligonychus piceae, Apocheima cinerarius, Lycia hirtaria, Exаereta ulmi and Rhynchaenus sp.
Во второй половине ХХ века в Казахстане активно проводилась работа по созданию как искусственных лесных посадок, так и озеленительных посадок в городах из древесных видов вне ареала их естественного произрастания. Многочисленные посадки сосны обыкновенной в горах Заилийского Ала-Тау и в полупустынных районах Западного Казахстана, посадки карагача в Центральном, Северном и Западном Казахстане, лиственницы в Северном Казахстане со временем стали ареной массовых размножений таких фитофагов, которые или ранее не были известны в этих регионах, или не были в них многочисленными.
Вспышки массового размножения фитофагов в искусственных древостоях лиственницы были нами неоднократно рассмотрены ранее (Гниненко и др., 1999; Телегина, 2004). Но формирование фауны фитофагов и появление вредителей в искусственных древостоях во внеареальных посадках сосны обыкновенной и вяза мелколистного (карагача) в Казахстане до настоящего времени остается во многом не известным.
Сосна в Казахстане является одной из основных лесообразующих пород, однако естественно произрастает не на всей территории страны. В южных областях, в частности в горах Заилийского Алатау она естественно не произрастает, так же отсутствуют ее естественные древостои и в полупустынных районах запада республики. Но в разные годы здесь были созданы на сравнительно больших площадях искусственные посадки сосны, в которых стали происходить вспышки численности вредителей. Так, в искусственных посадках сосны обыкновенной близ районного центра Урда (Уральская область), созданных еще в Х1Х веке, в 1982 г. наблюдалась небольшая вспышка численности сосновой совки Panolis flammea, которая, однако, не нанесла сколько-нибудь существенных повреждений древостоям. Тогда как рыжий сосновый пилильщик Neodiprion sertifer часто давал здесь вспышки массового размножения и время от времени наносил существенные повреждения кронам.
В 1983-1984 гг. нам удалось наблюдать вспышку массового размножения соснового хермеса Pineus pini и соснового паутинного клеща Oligonychus piceae в питомнике Талгарского лесхоза на двух и трехлетних сеянцах сосны обыкновенной. Более высокой была численность соснового хермеса, тогда как паутинный клещ встречался, но был менее многочисленен. Повышенная численность этих фитофага отмечена нами как в окружающих этот питомник сосновых культурах в возрасте 15-20 лет, так и в городских посадках сосны в Алма-Ате и Талды-Кургане. Однако в городских посадках в Казахстане хермес не достигал высокого уровня численности и его вредоносность была небольшой. В питомнике Талгарского лесхоза численность вредителя была столь высокой, что эта оказывало крайне отрицательное влияние на приживаемость посадочного материала, после его высадки на лесокультурные площади. В Киргизии вспышки численности этих вредителей отмечены в 1973-1974 гг., здесь он заметно повреждал посадки крючковатой, горной, крымской и др. сосен (Пономарева, Габрид, 1984), которые также являются интродуцентами.
Вяз мелколистный, или карагач, естественно распространен только в крайних юго-восточных районах Казахстана. Но для целей озеленения городов и населенных пунктов, эта древесная порода широко используется на всей территории страны. На крайнем западном участке естественного ареала карагача на территории бывшего Панфиловского лесхоза (бывшая Талды-Курганская область) в 1982-1984 гг. действовал очаг массового размножения тутовой пяденицы Apocheima cinerarius. Очаг охватил естественный древостой карагача, произрастающий в пределах территории старинной китайской крепости. Интересно, что за пределами разрушенных от времени крепостных стен очаг во время проведения нами обследований практически не вышел, действуя здесь в течение многих лет. По рассказам местных жителей, в некоторые годы вредитель повреждал карагач и в насаждениях вокруг крепости, иногда на больших площадях.
Ранее вспышки численности тутовой пяденицы в искусственных посадках карагача были известны и в других районах юго-востока Казахстана (Плаксина, 1952). В других местах Казахстана этот вредитель не давал вспышек массового размножения, тогда как в Узбекистане (Султанов, 1984) и в Китае (Li Xinglong et al., 2000; Wang Guicheng et al., 2000) его очаги часто охватывают большие площади. В посадках карагача вокруг городов Караганда и Темир-Тау в середине 80-х гг. ХХ века на площади порядка 7 тыс. га действовали очаги массового размножения бурополосой пяденицы Lycia hirtaria. В искусственных посадках карагача в Уральской и Актюбинской областях в 80-х годах ХХ века часто действовали очаги массового размножения ильмового ногохвоста Exаereta ulmi. Так, в 1983-1984 гг. площадь очагов этого фитофага составляла в этих областях 3,0 –3,5 тыс. га. Здесь он никогда не встречался в естественных лесах в качестве вредителя, тогда как в полезащитных или иных защитных полосах из карагача давал сильные вспышки, часто нанося существенный ущерб. Такие же очаги ранее часто действовали в сопредельных с Западным Казахстаном регионах России (Шаров, 1953).
В искусственных древостоях карагача (в основном в полезащитных полосах и городских озеленительных посадках) в Центральном, Южном и Северном Казахстане в конце 80-х годов ХХ века происходила большая вспышка массового размножения прыгающего вязового долгоносика из рода Rhynchaenus (syn. Orchestes). Площадь очагов его массового размножения составляла в эти годы ежегодно более 10 тыс. га. Однако в силу того, что полезащитные полосы не отнесены к лесному фонду, сведения об этой вспышке обычно отсутствовали или были не полны в официальных отчетных документах областных органов управления лесами. Личинки этого вредителя нанесли существенные повреждения карагачу и в ряде мест полезащитные полосы погибли. В последствии в северных и центральных областях страны вспышка этого вредителя затухла, тогда как в южных повышенная численность сохранялась до начала ХХ1 века.
Таким образом, во внеареальных посадках древесных пород часто происходят вспышки массового размножения таких вредителей, которые проникают в эти регионы или вслед за интродуцируемой кормовой породой, или осваивают ее, переходя с аборигенных древесно-кустарниковых пород.
Литература
Гниненко Ю.И., Бабурина А.Г., Телегина О.С., Осипенко Л.В. - Вспышки массового размножения фитофагов в городских и пригородных насаждениях и проблемы карантина // Лесной вестник», №2, 1999, с. 121 – 122.
Плаксина А.С. – Тутовая пяденица - Apocheima cinerarius Ersch. Вредитель древесных пород в Юго-Восточном Казахстане /Автореферат кан. диссер., АН Каз. ССР, Алма-Ата, 1952. 10 С.
Пономарева Н.Е., Габрид Н.В. Состояние популяций соснового хермеса и соснового паутинного клеща в перенаселенном ими биоценозе. // Энтомологические исследования в Киргизии, Илим, Фрунзе, 1984, выи. 17, с. 34-39.
Султанов Р.А. – Тутовая пяденица – вредитель зеленых насаждений Ферганской долины //Вопросы защиты леса. Научн. труды МЛТИ, вып. 156, М., 1984, с.81-86.
Телегина О.С. - Инвазии чуждых видов фитофагов хвойных в Северный Казахстан // Бюллетень №4 Постоянной комиссии по биологической защите леса «Экологически безопасная защита растений от вредителей и болезней», ВПРС МОБББ, Пушкино, 2004, с.118-121.
Шаров А.Г. – Ильмовый ногохвост – вредитель лесопосадок степной зоны. //Зоологический журнал, т. 32, № 4, 1953, с. 594 – 607.
Li Xinglong, Meng Huamin, He Binwu, Guo Mingxing, Gao Hongjiang – A preliminary study on the complex of nuclear polyhedrosis virus of Apocheima cinerarius with other chemical insecticides //Recent advances in the research of main forest diseases and pests management in China. CFA, Beijing, 2000, pp.145-149 (Chinese, only English summary).
Wang Guicheng, Wu Yan, Luo Qingpu, Li Wang Guicheng – Study on propogation of nuclear polyhedrosis virus of Apocheima cinerarius in thhe field //Recent advances in the research of main forest diseases and pests management in China. CFA, Beijing, 2000, pp.140 – 144 (Chinese, only English summary).