ОСНОВНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ВОЗДУХА В УКРАИНЕ
Яворская А.Н. (УкрГЛТУ, г. Львов, Украина)
The basic ways of decision of problems in industry of
the guard of atmospheric air in Ukraine are pointed. The management chart in
the modern informative system is suggested.
Со времени провозглашения независимости в 1991 году Украина прилагает значительные усилия по внедрению норм экологического права для регуляции в ключевых секторах охраны окружающей природной среды. Однако еще остаются действующими устарелые регулятивные акты и не всегда понятно, какая регуляция применяется в конкретных случаях. Кроме того, некоторые законы были введены в действие еще до принятия Конституции.
Экологическая политика Украины за годы независимости в целом сформирована. В марте 1998 года Верховная Рада Украины утвердила "Основные направления государственной политики в отрасли охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и обеспечения экологической безопасности». В соответствие с европейскими требованиями национальная экологическая политика должна постоянно совершенствоваться и развиваться. То, что было принято в 1998 году, нуждается в актуализации с учетом новых глобальных европейских и национальных реалий, решений Всемирного саммита в Йоханнесбурге в 2002г. Проблема заключается в отсутствии постоянно действующего национального законодательного механизма актуализации стратегических решений относительно экологизации развития государства, интеграции целей экологической политики с целями социально-экономической, инновационной и других политик развития.
Исключительно важная роль в управлении обеспечения чистоты атмосферного воздуха принадлежит государству. Это объясняется тем, что атмосфера относится к компонентам окружающей среды, которую, в отличие от природных ресурсов, нельзя присвоить частными владельцами.
Мероприятия по охране атмосферного воздуха должны иметь соответствующее финансирование и поддержку экономическими инструментами. Проблема заключается в том, что для многих институций охрана окружающей природной среды имеет относительно невысокий приоритет. Ее решение должно базироваться на укреплении институционных возможностей, что, в свою очередь, предполагает экологизацию всех уровней государственного управления.
Первые попытки такой интеграции были сделаны в 1993 году в плане национального экономического развития, который содержал раздел, посвященный экологически ориентированной экономической политики.
Средства, предназначенные для реализации экологической политики, всегда ограничены. В этих условиях источником финансирования могли бы быть поступления от платежей и штрафов. Общая стратегия должна заключаться в адаптации уже существующих инструментов к реалиям переходного периода таким образом, чтобы их эффективность была оптимальной.
Изучение эффективности экономических инструментов требует большего внимания со стороны ученых и политиков. Экологические платежи необходимо устанавливать на таком уровне, чтобы они эффективно стимулировали запланированные мероприятия по охране атмосферного воздуха. Поэтому принцип "загрязнитель платит" должен быть введен в практику повсеместно. Должны быть определены эффективные экономические инструменты для реализации принципа "загрязнитель платит". Необходимы исследования для подготовки перехода на фискальную и экономическую политику, однозначно ориентированную на рынок. Нужно четкое определение возможных эффективных уровней экологических платежей, а также необходимых для их внедрения, временных рамок.
Система стандартов, наиболее существенных с точки зрения охраны здоровья, окружающей природной среды и защиты экосистем, должна быть сосредоточена на загрязнителях, которые можно отследить и для которых эти стандарты могли бы быть реально соблюдены. Сюда относятся те из них, по которым Украина имеет международные обязательства. Стандарты должны быть простыми, понятными и доступными для контроля.
Необходимо совершенствовать процесс сбора статистических данных о расходах на охрану природы, включая источники финансирования. Проектная документация по охране атмосферного воздуха от загрязнения должна быть оформлена и представлена на утверждение в виде отдельной книги "Мероприятия по охране атмосферного воздуха от загрязнения".
На национальном и региональном уровнях должны быть созданы целевые экологические фонды (областные) с четкой и прозрачной системой управления. Целью таких фондов должно стать обеспечение улучшения сложной ситуации финансирования природоохранной деятельности в переходный период (аккумулирование, целевые использования и тому подобное). Украина внимательно прислушивается к рекомендациям Комитета экологической политики Европейской экономической комиссии ООН и учитывает их в процессе стратегического планирования и практической природоохранной деятельности.
Необходимость актуализации государственной экологической политики, расширение ее до масштабов национальной экологической стратегии обусловлена диалектикой развития общества в условиях системной трансформации, обязательствами по реализации решений Всемирного саммита в Йоханнесбурге и политикой европейской интеграции Украины.
Концептуальные основы национальной экологической стратегии основываются на заложенных раньше базовых предпосылках: экологическая стратегия рассматривается как паритетная составляющая национальной стратегии перехода к устойчивому развитию со всеми системными и интегрированными положениями, принципами и целями; национальная экологическая стратегия формируется и реализуется в взаимосвязи с Концепцией национальной безопасности Украины, обусловливающей приоритетность экологической безопасности в процессе перехода к устойчивому развитию; национальная стратегия должна быть гармонизирована с европейской экологической стратегией в соответствии с геополитическим курсом европейской интеграции Украины. При формировании национальной экологической стратегии должны быть учтены состояние выполнения и перспективы развития международных обязательств и сотрудничества, оценки общественностью, европейским и международным сообществом результативности природоохранной деятельности в Украине за прошедшее десятилетие; опыт выполнения национальных экологических программ, в том числе с международной помощью, возможности наращивания потенциала гармонизации жизнедеятельности общества и перехода к устойчивому развитию; формирование национальной экологической стратегии должно осуществляться с учетом приоритетности экологических проблем Украины за критериями риска влияний на все сферы жизнедеятельности общества, здоровья населения и интересы предстоящих поколений.
Гармонизация общенациональных и региональных интересов является основой процессов регионализации в Украине. Изменения в государственной региональной политике, происходящие в Украине, определяются как уровнем осознания властью и обществом сущности региональных социально-экономических процессов, так и избранием модели, по которой будет осуществляться последующая государственная регуляция устойчивого регионального развития. Модель развития регионов и депрессивных территорий в Украине, заложенная в Концепции государственной региональной политики, имеет целью:
- ввести стимулирование региональных органов власти к эффективному использованию государственных ресурсов и средств местных бюджетов;
- скоординировать деятельность центральных и местных органов власти в решении проблем регионального развития;
- сформулировать принципы определения территорий, которым предоставляется статус депрессивных, указать порядок предоставления такого статуса, определить инструменты государственной и региональной поддержки развития этих территорий;
- определить финансовые механизмы стимулирования регионального развития в условиях жестких бюджетных ограничений.
Концепция государственной региональной политики определяет следующие положения. Для стимулирования устойчивого развития регионов вводится договорная система отношений между правительством, центральными органами власти и органами местного самоуправления. Условия регионального договора предусматривают осуществление определенных мероприятий, имеющих государственный приоритет. В этих мерах определяются обязательства органов местного самоуправления. Депрессивная территория определяется как населенный пункт, административный район или их совокупность. Для территории, которая рассматривается с целью предоставления ей статуса депрессивной, должен быть определен комплекс показателей экологического, экономического и социального состояния, которые в течение реабилитационного периода должны отвечать научно обоснованным и законодательно утвержденным критериям жизнедеятельности.
Средства, предусмотренные в региональных договорах, а также предназначенные для поддержки депрессивных территорий, ежегодно закладываются в Государственном бюджете страны. Они не включают трансферты, предусмотренные Государственным бюджетом для финансового выравнивания в меж- бюджетных отношениях. С целью учета интересов регионов и центральной власти в планировании регионального развития, согласования их прозрачности в определении депрессивных территорий создается специальная парламентско-правительственная комиссия по вопросам устойчивого развития регионов, которая должна выполнять функции арбитра при решении проблемных вопросов в договорных отношениях.
В то же время следует отметить, что мы пока еще не имеем целостной региональной экологической политики, гармонизированной с общенациональной. Определенная ее результативность в настоящее время обусловлена только активностью местных органов власти, общественности. Проблема заключается в том, что современная система государственного экологического управления остается еще слишком централизованной и в основе своей ведомственной, где все делается по распределению функций с учетом территориальных интересов.
Предоставление гражданам реального права на получение информации, участие общественности в процессе принятия решений и доступ к правосудию по вопросам, касающиеся окружающей среды, возможно только при условии функционирования в стране и регионах эффективного механизма демократии.
В основу такого механизма целесообразно положить систему кибернетического анализа проф. Гарвардского университета Карла Дейча. В такой системе власть, ее экологическая политика, доступ к информации, участие общественности в принятии решений будет осуществляться как процесс управления и координации усилий людей на достижение целей в охране окружающей природной среды (атмосферы). При этом средством экологической коммуникаций между властью и гражданами будет служить Всемирная компьютерная сеть Интернет (рис.1).
В таком Интернет - проекте жизнедеятельность населения, состояние окружающей среды и техногенной нагрузки на нее рассматривается как процесс виртуального общественного экологического мониторинга, где управление и принятие решений становятся благодаря Интернету прозрачными и доступными для людей. Взаимодействие власти и населения превращается в самоорганизующуюся систе координации общих усилий для реализации оптимальной экологической политики.
Для коррекции этой политики, достижения
реальных результатов в охране окружающей среды, и в частности, атмосферного
воздуха Львовского региона предусматривается определить воображаемую дистанцию
между существующей экологической ситуацией и поставленными целями, ее
эмпирическое обоснование. В такой системе статистические данные, исследование
мнения граждан на основе их наблюдений за состоянием окружающей среды,
объектов, могущих нанести им вред, флоры и фауны, которым больше всего угрожает
исчезновение на территории, фиксируются в цифровом формате.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
Рисунок 1- Схема управления в современной информационной системе
Кроме отмеченного цифрового измерения, будет действовать еще и конверсионный механизм (превращающий), при помощи которого средствами информационных технологий отбирает, анализирует и упорядочивает требования населения, поддержку определенного мероприятия или проектов решений власти, влияющих на сбалансированность экономики и экологии, экономической и социальной сфер с учетом перспективы окружающей среды для будущих поколений. Потом этот механизм трансформирует данное измерение в легитимные решения власти, которые впоследствии воплощаются в жизнь. Таким образом обеспечивается эффективная обратная связь в взаимоотношениях между обществом и властью. Она позволит органам власти формировать адекватное представление о том, насколько эффективно они решают проблему устойчивого развития регионов и страны в целом, в каком направлении им следует изменить экологическую стратегию, чтобы оптимизировать достижение целевых решений, как развивать эффективные формы партнерских отношений между всеми секторами общества. Тем самым власть будет функционировать как система принятия решений охраны окружающей среды на основе разноплановых потоков информации.
Таким образом, масштабы антропогенного влияния на воздушный бассейн и уровень вытекающей опасности вынуждают искать новые подходы к развитию технологических процессов, которые, будучи не менее экономически эффективными, во много раз превосходили бы существующие по степени экологической чистоты. Фактически противоречие между экономикой и экологией обозначает противоречие между необходимостью гармоничного развития системы природа-человек-производство и недостаточно объективную возможность, а временами и просто субъективное нежелание такой гармонии на современном этапе развития.
Следовательно, улучшение государственной экологической политики, разработка экологически чистых и малоотходных технологий, совершенствование экологического законодательства являются теми путями, следование которыми даст возможность решить проблемы охраны окружающей среды в целом и воздушного бассейна в частности.