ОРГАНИЗАЦИЯ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТУРИЗМЕ

 

Тенова З.Ю. (КБГУ, г. Нальчик, РФ)

 

In clause the features of formation of the financial attitudes in tourist sphere are opened. The factors influencing development of the tourist market in modern conditions are determined. 

 

Функциони­рование экономического механизма в туризме зависит  от:

1)     развития финансовых отношений;

2)     организации финансового механизма.

Как известно сущность и функции финансов являются общими для всех отраслей экономики. Однако специфика туризма определяет особенности сущности финансов и функ­ционирования финансового механизма.

Финансы туристской фирмы — это финансы хозяйству­ющего субъекта. В задачи турфирмы входит формирование денежных фондов и их использование в целях осуществле­ния своей производственно-обслуживающей и финансовой де­ятельности, получения прибыли, обеспечения финансовой ус­тойчивости. В ходе производственно-обслуживающего процес­са возникают многочисленные финансовые отношения: турагентa с туроператором, турагента с другим турагентом, турфирмы с органами жилищно-коммунального хозяйства по оплате аренды и коммунальных услуг, турфирмы со своими работ­никами, турфирмы с банковской системой, турфирмы с бюд­жетом и внебюджетными фондами, с налоговой службой и мно­гие другие.

Для туризма характерны следующие особенности:

1.Особая схема кругооборота обо­ротных средств. Это обусловлено следующим: во-первых, объектом деятель­ности туризма является человек (турист), спрос которого зави­сит от его вкусов и интересов, во-вторых, в туризме про­цессы производства, реализации и организации потребления турпродукта соединены в единый производственно-обслужива­ющий процесс;

2.Особенности кругооборота оборотных средств в туризме. Как показывают проведенные исследования в среднем обо­рачиваемость оборотных средств в туризме выше, чем на заводе или в магазине, торгующем промышленными товарами, но ни­же, чем в продовольственных магазинах и на базах.

3.Состав и структура финансовых ресурсов. Состав определяется наличием турагентов и туроператоров на туристском рынке. Особенность состава и структуры финансовых средств, а также их источников обусловлена своеобразием потока денег и задолженности между субъектами туристского рынка. Это объясняется тем, что между моментом продажи и актом потреб­ления турпродукта имеется значительный разрыв во времени. Туры составляются за несколько месяцев до начала отдыха, по­этому одновременно возникает кредиторская и дебиторская за­долженность у турагентов и туроператоров.

4.   Состав и структура источников финансовых ресурсов. В основном финансирование проводит­ся за счет привлеченных средств (более 2/3) и час­тично - за счет собственных. Отсутствие заемных средств, связано с тем, что турфирма получает деньги за проданные путевки раньше, чем предоставляет туристу услуги. Среди полученных средств основная доля (50 % и более) приходится на кредитор­скую задолженность.

5.   Туристские фирмы не пользуются кредитованием под оборотные средства, так как источник финансовых ресурсов туристской фирмы - собственные и привлеченные средства.

Привлеченные средства постоянно находятся в распоряже­нии турфирмы, и она пользуется ими бесплатно на долговре­менной основе, поэтому их можно приравнять к собственным средствам. Потребность в заемных средствах у турфирмы воз­никает при кредитовании инвестиций, необходимых для строи­тельства гостиниц, приобретения автобусов и т. д.

6.Формирование цены  на продукцию туризма. Расчет цены на турпродукт производится на основе норматив­ной калькуляции, которая сводится к определению не себестоимости тура, а его продажной цены. Применение нормативной калькуляции обычно вызывает существенные колебания в уровне рентабельности туристских фирм, что отражается на их фи­нансовом положении.

Для современного этапа развития туристского рынка характерны следующие  тенденции. Во-первых, подверженность рынка влиянию политиче­ских и экономических факторов, во-вторых, способность его к быстрому восстановлению своих объемов в неблагоприятной обстановке как в России, так и за рубежом. В последнее время со стороны иностранных граждан растет спрос на поездки в российские ре­гионы с целью паломнического, этнического (родственного), экскурсионного и экологического туризма. Российские регионы предлагают широкий спектр самых разнообразных и нетрадици­онных видов туризма, аналогов которым на мировом турист­ском рынке нет. На развитие современного туристского рынка оказывают влияние следующие факторы:

-за последние 10 лет сокращение рабочей недели значительно замедлилось, поскольку в мировой экономике обострилась конкурентная борьба. В результате рабочее время стало более гибким, а занятость и пенсионное обеспечение – менее гарантированными;

-рабочая нагрузка увеличивается, а время для отдыха постоянно сокращается, качество жизни снижается. Компании вынуждены минимизировать свои рабочие издержки, из которых от­пуска и пенсии являются самыми дорогостоящими;

-высокий уровень технологий делает работодателей менее зависимыми от персонала, что вынуждает рабочих и служащих трудиться дольше и в менее благоприятных условиях, чтобы сохранить свои рабочие места.

В ходе исследования тенденций развития отпускного време­ни, проведенного в 18 странах, в которых осуществляется 73 % всех расходов на туризм в мире, был сделан вывод о том, что влияние этих тенденций на мировой туризм будет весьма значи­тельным. И хотя спрос на отдых вряд ли ослабеет, сокращение отпускного времени будет происходить все более быстрыми темпами. Отпуска будут длиться по 3-4 дня, включая выходные, но увеличится их частота, поскольку людям потребуются более интенсивные перерывы на отдых.

Естественно, что все эти тенденции оказывают определенное влияние на развитие туристской отрасли, затрагивая и экономи­ческие аспекты развития туризма. Анализ экономических аспек­тов развития туристской отрасли позволяет сделать следующие выводы:

1.   Туризм обладает значительным потенциалом как инструмент экономического развития. Но он не является решением всех экономических проблем. Необходимо приложить все усилия к оптимизации (а не максимизации) прибыли от туризма, принимая во внимание не только социальные выгоды, но и все издержки, которые может повлечь за собой его развитие. Следу­ет отметить, что возможность возникновения и величина издержек от туризма для развивающихся стран гораздо больше, чем для процветающих.

2.   Система показателей развития туризма для региона (стра­ны) включает: объем туристского потока; средние туристские расходы в сутки; состояние и развитие материально-техничес­кой   базы;   показатели   финансово-экономической  деятельнос­ти туристской  фирмы;  показатели  развития  международного туризма.

3.   Россия недостаточно эффективно защищает свои интересы на мировом рынке торговли туруслугами, так как развитие въездного и внутреннего туризма в нашей стране - на довольно низком уровне. Но намечаются и положительные тенденции. В настоящий период, когда российский рубль падает по отно­шению к доллару и другим валютам, доллар в России имеет  большую покупательную способность, чем где-либо еще, что привлекает иностранных туристов и способствует повышению туристского экспорта и увеличению валового национального продукта. Особый спрос вызывают такие виды туризма, как паломнический, экскурсионный и экологический. Кроме того, зарубежные поездки для наших граждан стали не столь доступны, и россияне обратились к внутренним путешествиям по своей стране.

4. Особенностью функционирования закона предложения на российском рынке является то, что при повышении цены на товары в общем и туристский продукт в частности предложение не увеличивается, а напротив, снижается, следовательно, кривая предложения стремится вниз. Это явление получило название «российского парадокса». Кризис августа 1998 г. повлек за со­бой в среднем трехкратное повышение цен, в то же время он ра­зорил многих предпринимателей и сократил предложение ту­ристского продукта.

5. В России, в отличие от многих других стран, спрос не эластичен по цене, т. е. по статистике цены растут более быстрыми темпами, чем уменьшается спрос на туруслуги.

6.   Туризм приобретает все большее значение в стимулировании слабых  в структурном  отношении  регионов.  Создание туристских предприятий в удаленных и индустриально слабо­ развитых   районах   частично   нейтрализует  такие   негативные последствия прогресса, как отток населения в городские агло­мерации,   сокращение  обрабатываемых  сельскохозяйственных угодий,   разрушение  традиционного  уклада  жизни сельского населения.

7.   Величина цены на турпродукт определяется себестоимостью туристского продукта и спросом на него. Поскольку спрос на туруслуги имеет сезонный характер, применяется сезонная дифференциация цен и тарифов.

8.   Задачами туристской фирмы являются формирование денежных фондов и их использование на основе эффективного управления денежным потоком в целях осуществления произ­водственно-обслуживающей и финансовой деятельности, получения прибыли, обеспечения финансовой устойчивости.

Анализ практического опыта развитых в сфере туризма стран позволяет сделать следующие рекомендации, которые должны помочь дальнейшему развитию туристской отрасли в России в современных рыночных условиях:

• государственным органам применять системный подход к решению проблем туристского комплекса страны, позволяю­щий выявить и стимулировать те формы туризма, которые при­носили бы всем участникам - туристам, турпредприятиям, насе­лению турцентра - возможно большую экономическую пользу при одновременной минимизации недостатков затрат, будь они экономического, экологического или социального характера, а также создавать и реализовывать комплексные государствен­ные программы регионального развития;

  разработать методику учета и расчета вклада туристского комплекса в экономику страны;

    сокращать расходы государства на региональные комитеты по туризму по примеру Франции, где государственные офисы по туризму получают 60 % средств из бюджета, а 40 % должны зарабатывать сами для рекламы, участия в выставках и других целей;

  турфирмам разрабатывать, продвигать на рынке и реализовывать короткие туры на выходные дни;

    обратить особое внимание на развитие материально-техни­ческой  базы  туристских регионов;

  в связи с интернационализацией и интеграцией международной  туристской   индустрии   использовать   международные стандарты страхования, ценообразования и качества туристского обслуживания с учетом национальной специфики российского рынка.

Сайт управляется системой uCoz