ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ НА ОСНОВЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ
РЕФОРМ
Симонов А.Н (ГАУ, г. Орел, РФ)
Durring the reforms, russian economic changed on two types: system and structure that is connected with economic growth. This problem is very actual in modern time.
В процессе реформ 1992-1995 гг. российская экономика претерпела некото-
рые изменения. В настоящее время в основном выделяют два типа изменений:
1 системные, они, как правило, связанны с возникновением и становлением рыночных институтов экономической деятельности;
2 вещественно-структурные, они наиболее ярко отражены в почти двукратном падении валового продукта, резком сокращении доли обрабатывающих отраслей в структуре промышленного производства и росте доли услуг в ВВП.
Реформы привели к прогрессу с точки зрения системных изменений при одновременном глубоком экономическом кризисе. Такое сочетание абсолютно естественно, если учитывать дезорганизацию экономической системы в переходный период. Однако глубина и длительность кризиса (как минимум шесть лет) не могли не внушать серьезную тревогу.
В 1995 г. спад замедлился, что явилось результатом стабилизации или прироста производства в экспорто-ориентированных отраслях топливно-сырьевого комплекса. Данные отрасли наиболее устойчивы, имея внешние рынки сбыта и низкую эластичность спроса на свою продукцию внутри страны.
В 1996 г. вряд ли можно было ожидать начала экономического роста, так как внутренний спрос оставался очень низким, объем инвестиций также продолжал сокращаться (в 1995 г. он упал на 4-5% по сравнению с 1994 г.). Это означало, что в российской экономике до сих пор нет существенных внутренних факторов экономической активности. При дальнейшем сокращении производства во многих отраслях обрабатывающей промышленности автоматически, наблюдался рост в сырьевых и смежных с ними отраслях нефтегазовой промышленности, нефтехимии, черной и цветной металлургии, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, продукция которых пользуется спросом на мировом рынке. Однако и в этом секторе экономики имелись негативные факторы, угрожающие перспективам роста, такие как изношенность материальной базы, истощение месторождений, а также неустойчивость экспортной конъюнктуры.
Развитие топливно-сырьевого потенциала по экспортоориентированной модели, представляет собой неблагоприятный вариант, ни с точки зрения потенциала нашей страны, ни с точки зрения ее положения в мире. Но другие реальные перспективы в ближайшие годы не просматривались. Задача поэтому состояла не в том, чтобы сделать другой стратегический выбор, а в том, чтобы ускорить начало общего подъема народного хозяйства и обеспечить максимально возможную сбалансированность развития даже в тот период, когда топливно-сырьевой сектор будет оставаться практически единственной движущей силой российской экономики.
В отличие от системных реформ, кризис и структурные изменения в России не были результатом целенаправленной политики, а явились формой стихийного приспособления экономики к финансовой политике правительства и спросовым ограничениям. Денежно-кредитные политика, таким образом, выступает видимой причиной деградации экономической структуры, хотя сама ограничительная политика до последнего времени была способом защиты экономики от угрозы гиперинфляции и полного развала.
В целом ответной реакцией на денежно-кредитную политику, а также на конкуренцию импорта, было прежде всего сворачивание технически отсталых предприятий и отраслей обрабатывающей промышленности, которые выпускали некачественную и неконкурентоспособную продукцию. Наиболее заметно это проявилось в глубоком кризисе легкой и пищевой промышленности. Однако произошло и резкое сокращение производства машиностроительной продукции, в том числе наиболее технически сложной и высококачественной, а также продукции других отраслей обрабатывающей промышленности. Спад не обошел стороной и топливно-сырьевые отрасли, где в два-три раза сократились объемы освоения новых месторождений, строительства трубопроводов и других объектов инфраструктуры, хотя здесь спад связан не с отсутствием спроса, а с недостатком инвестиций.
Таким образом, кризис поразил конечное производство, сворачивающееся из-за отсутствия платежеспособного спроса и усиления иностранной конкуренции, и по технологической цепочке распространился на всю остальную промышленность, включая топливно-сырьевые отрасли и первичную переработку. Это значит, что в процессе трансформационного спада в России происходило сокращение производства вследствие не только неконкурентоспособности и неэффективности, но и приспособления всей промышленности к неблагоприятным экономическим условиям. Наиболее устойчивыми оказались те отрасли, которые выпускали сравнительно простую и однородную продукцию, не испытывающую иностранной конкуренции и, напротив, имеющую внешние рынки сбыта. Поэтому вместо повышения эффективности, технологической оснащенности и конкурентоспособности, которое, в рыночной экономике происходило на основе механизмов, возникающих в период кризиса, в России наблюдалась деградация промышленной структуры.
В результате сокращения производства и «утяжеления» вещественного состава промышленности в 1992-1994 гг. приспособление в основном завершилось, и промышленность пришла в состояние определенного равновесия с другими частями экономической системы, понимаемой в качестве и вещественной, и институциональной совокупности. Другими словами, промышленность, во-первых, заняла новое, достаточно устойчивое положение относительно сельского хозяйства, торговли, услуг и других сфер материального и нематериального производства, и во-вторых, приспособилась к состоянию и действию сложившихся экономических механизмов. Сравнительная устойчивость современных объемов и структуры промышленного производства находит свое проявление в заметном замедлении спада, слабой отрицательной реакции производства на финансовые отношения 1995 г.
Однако сохранение чрезвычайно низкого уровня деловой активности, при котором перспективы роста имеет только небольшая группа отраслей, связанных с внешним рынком, свидетельствует о том, что ни стихийная реструктуризация производства в ходе нынешнего трансформационного спада, ни системные реформы 1992-1995 гг. не создали существенных внутренних механизмов роста. Между тем кризис такой силы и продолжительности, который пережила Россия, в рыночной экономике породил внутренние импульсы к подъему и сменился весьма бурным оживлением экономики.
В рыночной системе рост является результатом действия всей совокупности экономических институтов, т.е. принципов экономической деятельности и учреждений, организаций, которые обеспечивают их соблюдение. Поскольку институты поддерживают существующее положение в экономической системе или вносят в нее изменения, они всегда имеют характер инструментария и могут рассматриваться как механизмы. Но и в переходной экономике возможно расширение производства на основе продвинутых, хотя и незавершенных реформ. Об этом свидетельствует экономическая динамика в странах Восточной Европы, представленная в таблице 1, где в отличие от России рост начался еще в 1994-1995 гг., а в отдельных государствах даже раньше.
Таблица 1 - Динамика валового внутреннего продукта в России и странах
Восточной Европы (в % к предыдущему году)
|
1990 г. |
1991 г. |
1992 г. |
1993 г. |
1994 г. |
1995 г. |
Россия |
- 2,0 |
- 12,9 |
- 18,5 |
- 12,1 |
- 15,0 |
- 4,0 |
Румыния |
- 8,2 |
- 13,7 |
- 15,4 |
1,3 |
3,4 |
3,0 |
Словакия |
- 2,5 |
- 14,5 |
- 7,0 |
- 4,1 |
4,8 |
5,0 |
Чехия |
- 1,2 |
- 14,2 |
- 7,1 |
- 0,3 |
2,6 |
5,0 |
Польша |
- 11,6 |
- 7,6 |
1,0 |
3,8 |
4,5 |
4,5 |
Болгария |
- 9,1 |
- 11,7 |
- 7,7 |
- 4,2 |
0,0 |
4,0 |
Очень быстрое по сравнению с Россией хозяйственное оживление в восточноевропейских странах связано с гораздо меньшими масштабами реформируемой экономики и более благоприятными начальными и текущими условиями преобразований. Так в наиболее развитых государствах Восточной Европы прошла не формальная, а подлинная приватизация, которая привела к возникновению слоя «эффективных собственников», сложился «новый» частный сектор, приватизирована земля и сформировалась сравнительно эффективная кредитно-финансовая система. Государство занимается не столько текущим регулированием производства, сколько регулированием институциональной системы, в том числе развитием рыночного законодательства и контролем за его соблюдением. Таким образом, в восточноевропейских странах сложилась совокупность основных рыночных институтов, что и послужило главным фактором перехода от спада к росту.
В России, несмотря на все позитивное содержание реформ 1992-1995 гг., институциональная система не обладала выраженным доминированием рыночных институтов над институтами прежней административно-командной экономики. Переходная система в России с институциональной точки зрения была представлена тремя главными компонентами.
Наследие государственной плановой системы. Государство непосредственно и косвенно остается крупнейшим экономическим агентом. Оно контролирует производственные ресурсы: землю, недра, часть производственных мощностей в промышленности на государственных предприятиях и предприятиях смешанной формы собственности. Государство остается главным источником инвестиционных финансовых ресурсов. Многие предприятия по прежнему пользуются государственной поддержкой, помогающей избежать модернизации, перепрофилирования или банкротства.
Институциональный вакуум. Многие рыночные институты вообще не представлены в современной российской экономике или представлены очень слабо: частная собственность на землю и недра и их рыночный оборот, фондовый рынок, рыночные санкции за неэффективность (банкротства). Отсутствует законодательное регулирование ряда аспектов экономической деятельности.
Рыночные институты: частная собственность; независимая судебная система; свободные цены; договорные отношения между экономическими агентами; ориентация хозяйственной деятельности на прибыль; конкуренция, негосударственные банки и другие финансовые учреждения; налоговая система рыночного типа, открытость экономики.
Таким образом, нынешняя экономическая система в России включает противоречивый набор институтов. К тому же имеющиеся рыночные институты развиты слабо. Это относится, прежде всего, к частной собственности, независимой судебной системе, которая призвана защищать права собственности и контракты, к конкуренции и финансовой системе, т. е. к базовым институтам рынка.