СТРУКТУРНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Гурьева Е.Н. (ХГТУ, габаровск, РФ)

 

In given clause registration opportunities of accounts department as economic mechanism are described. The structural organization of the administrative account is given depending on industrial volumes of the commercial organization.

 

Реформирование бухгалтерского учета в российской экономике имело несколько назначений. Об организации учета на международных принципах стандартизации, формировании  кадров нового поколения  говорится очень много. Это, естественно, основные цели, но достижения этих целей, внедрения их в экономику предприятий ведет к постановке задач другого уровня – к работе с учетными методами экономического характера. Практическое и сознательное использование учетных методов означает, что бухгалтерская служба берет на себя новые функции. Прежде всего, это экономико-аналитические, поскольку составляя учетную политику бухгалтер должен разработать учетный документ, имеющий экономическую основу. Работа, в общем, не присущая отечественным бухгалтерам и потому новая. 

В целом систему задач, решаемых реформированием бухгалтерского учета можно представить следующей схемой (рис.1), разбив их по уровням.

Как видно из схемы, первый уровень – это задачи, решаемые государственными структурами (Министерство финансов, ИПБР). Второй уровень – экономические задачи общества, вытекающие из политики рыночных отношений, формирования корпоративной и частной собственности, стремления в рамках традиционных форм общежития сформировать товарно-рыночные отношения гибкие с одной стороны и государственно регулируемые с другой.  Третий же уровень – это организационная, экономическая жизнь коммерческого субъекта, то, что скрывается под фразой конфиденциальная информация.

Переходя на корпоративный и собственный капитал предприятия, прежде всего, сокращали аппарат управления, и только спустя 15 лет общего развития общества компании снова пришли к потребности  формирования  управленческой структуры. Естественно, часть предприятий, особенно крупных, сохранили организационную структуру доприватизационных  предприятий, но глобальная децентрализация и формирование предприятий среднего и малого бизнеса привели к отсутствию такой структуры как таковой, отчасти это следствие ограниченных финансовых возможностей такого бизнеса. В то же время развитие малого и среднего бизнеса идет достаточно высокими темпами.

Так лесная промышленность  Хабаровского края одна из наиболее крупных, развивающихся в крае отраслей. Рассмотрим на ее примере развитие бизнеса и его учетной структуры. В настоящее время на территории края работает 152 арендатора. Из них 19 предприятий с годовым объемом более 100 т. м3 заготавливают 53% совокупного объема лесозаготовок по краю и приносят 49% налогового дохода по этой отрасли краевому бюджету. В тоже время 74 предприятия – арендатора (это 48% общего количества арендаторов) с годовым объемом заготовок меньше 30 т.м.3  дают краю 11% налогового дохода. Среди крупных предприятий 50% имеют положительный баланс, т.е. сумма дебиторской задолженности превышает кредиторскую (все китайские арендаторы имеют положительный баланс). Среди мелких – таких предприятий 16%.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сформировать финансовую отчетность прозрачной и нейтральной, а учет функционирующий в интересах государства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Схема классификации экономических задач реформирования бухгалтерского учета

 

Среднее превышение общей кредиторской  задолженности над дебиторской составляет среди крупных предприятий 2,3 раза, мелких – 2,45 раза. При этом число наиболее крупных должников (кредиторская задолженность превышает дебиторскую в 5 и более раз) среди крупных предприятий составляет 15%, среднее превышение 10,8 раза; среди мелких – 22%, со средним превышением 13 раз.

Таким образом,  рассматривая финансово-экономические показатели полярных предприятий – арендаторов лесной промышленности Хабаровского края следует отменить, во-первых, развитие монополизации отрасли, во-вторых, наличие огромного  количества арендаторов, которые в среднем рубят 6,3 т.м.3 в год, имея рубки как вспомогательное, дополнительное производство, с соответственным к нему отношением.

В то же время анализ балансов этих предприятий показал, что крупные предприятия более серьезно относятся к своим обязанностям, имеют превышение собственного капитала над заемным, а соответственно и финансовую устойчивость. Например,  ЗАО «Шелеховский КЛПХ», заготавливающий 3,3% общего краевого объема, имеет долю привлеченного капитала 68,5%, а собственный капитал составляет 55,4%. Коэффициент покрытия на 1.07.04 равен 1,94 (норма – 1-2).  В ООО «Римбунан Хиджау ДВ»  (годовой объем заготовки 2,3% краевого) привлеченный капитал составляет 87,1%, при коэффициенте покрытия 4,62.  Но таких предприятий в крае только 18 и даже среди них 15% неблагополучных.*  

Не отпускать лес в аренду вообще не правильно, в Хабаровском крае это одна из основных отраслей и она должна развиваться. Другое дело должен быть более совершенен учет. Арендодатель может потребовать от арендатора соблюдение не только технологических правил, но и учетных. Хотя, исходя из экономических выгод, предприятие должно быть заинтересовано в строгом учете, но не только внутренняя, но и внешняя отчетность многих предприятий часто оставляет желать лучшего. Управленческая же структура среднестатистического предприятия включает в себя: директора, коммерческого директора, инженера-технолога, бухгалтерию (2-3 человека, хорошо, если среди них есть экономист).

Экономическая служба, таким образом, представлена бухгалтерией. Это та часть экономической работы, от которой предприятие отказаться не может, а, следовательно, именно на эту службу ложатся основные экономические функции: планирование, анализ, учет, менеджмент. И именно бухгалтерская служба является объектом реформирования, которое началось в 1991 году и имеет планы стратегического развития в настоящее время.

В той последовательности задач реформирования, которые рассмотрены на рис.1, наиболее глубоким и экономически важным является третий уровень, и именно он является структурно необходимым при развитии бизнеса.

Формирование  управленческого учета может стать структурным решением в развитии предприятия, и учетным требованием формирования современной отрасли. В каком конкретном варианте будет организован управленческий учет на предприятии, это его право  выбора. Однако, исходя из современной теории и практики учетной работы, можно предложить следующую схему развития управленческого учета на  промышленных предприятиях в зависимости от типа предприятия по его производственным объемам (рис.2).

* - Внешняя финансовая отчетность Министерства лесной промышленности Хабаровского края за 1 полугодие 2004г. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Принципиальные характеристики управленческого учета при организации по разным типам предприятий.

 

Наличие управленческой бухгалтерии означает, что:

-       есть подчинение материнской компании при высоком уровне самостоятельности.

-       предприятие планирует свою деятельность и не предполагает самоликвидацию в обозримом будущем.

-       на предприятии работают аналитики, которые могут определить не только уровень затрат, но и все отклонения, их причины и пути устранения.

-       бухгалтерский учет действительно выполняет функции получения информации и контроля для всех видов пользователей.

Сайт управляется системой uCoz