ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА
В РЕГИОНЕ
Губачиков А.М. (КБГУ, г. Нальчик, РФ)
Different ways of stirring up of the investing process in the region is described in following article: creating of infrastructure of insuring of investment (risks and credit investments); increasing of efficiency of using of budget expenses; encouraging of enterprise’s initiative; reforming of tax system and the system of book-keeping and creating of consessional projects.
Процессы экономического, политического и социального развития в РФ обусловили перенос акцента с общегосударственного уровня управления социально-хозяйственным комплексом на региональный. Привлечение инвестиций в развитие экономики региона тормозится плохой организацией их страхования. В целях улучшения страхования инвестиций государство должно активно поддерживать создание инфраструктуры страхования инвестиций (инвестиционных рисков, кредитных вложений), введение специальных видов обязательного страхования. Основным вопросом, связанным с организацией страховой защиты инвестиционного процесса следует считать обеспечение имущественных интересов, связанных с правами собственности, самой собственностью (имуществом) или обязательствами по возврату заемных средств, если инвестиции осуществлялись за счет привлеченных средств. Создание реальной системы страховых гарантий вложенных средств будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности сферы долевого ипотечного финансирования и привлечению дополнительных внебюджетных источников в целом.
Активизировать инвестиционный процесс возможно путем создания системы организаций, способных осуществлять страхование инвестиционных рисков как отечественных, так и зарубежных инвесторов. Для этого следует, прежде всего, пойти на создание: частной коммерческой страховой компании; российской государственной структуры для защиты интересов российских предпринимателей за рубежом; условий для участия России в системе MIGA, а также сотрудничества с государственными организациями других стран, осуществляющих страхование инвестиционных рисков.
Для обеспечения притока инвестиций в отрасли промышленного комплекса инвестиционные проекты должны быть восприимчивыми для инвестиций и предоставлять инвесторам возможность страховать свои вложения. Механизм страхования инвестиционных рисков на уровне региона можно представить следующим образом. Создается отдел по страхованию инвестиций (при Министерстве экономики и торговли КБР), который будет аккумулировать достаточно большую массу высоколиквидных активов для последующего использования в качестве обеспечения при предоставлении гарантий кредитно-бан-ковским организациям или иностранным организациям при страховании коммерческих рисков по инвестиционным проектам. Источниками могут быть: бюджетные средства республики, средства республиканского валютного фонда, средства созданного фонда страхования инвестиций. Развитие страхования инвестиционных рисков позволит улучшить инвестиционный климат и стимулировать инвестиционный поток в развитие экономики региона.
В условиях дефицита инвестиционных ресурсов особую важность приобретают вопросы повышения эффективности использования бюджетных расходов. Мы считаем, что действующее законодательство содержит лишь общие положения в области регулирования инвестиционных бюджетных расходов. В связи с этим возникает необходимость выделения Бюджета развития, в который включаются ассигнования на инвестиционную и инновационную деятельность. Текущий бюджет, напротив, включает только систематические и повторяющиеся расходы, в том числе затраты на содержание инфраструктуры, заработную плату и социальные расходы.
Поскольку текущие затраты выплачиваются регулярно, а инвестиционные затраты могут подождать, то возникает тенденция сокращения бюджетных доходов, то есть приходится отказываться от инвестиционных расходов в пользу текущих. По нашему мнению, в такой ситуации основным инструментов федеральной инвестиционной поддержки регионов должен стать Бюджет развития, с усиленной региональной направленностью, основной задачей которого является консолидация государственных инвестиционных ресурсов на реализацию приоритетных программ промышленного развития в условиях экономического кризиса. Существующий в настоящее время раздел «бюджет развития» в республиканском бюджете КБР несет в себе лишь только часть той смысловой нагрузки, что принято вкладывать в понятие «развитие». Основным направлением финансирования служит бюджетопоглащающий социальный сектор экономики республики. Мы считаем необходимым, пересмотреть направления выделяемых за счет Бюджета развития средств. Они должны направляться на развитие таких отраслей экономики, которые позволят вывести экономику из кризисного состояния. Выделение инвестиционных ресурсов через Бюджет развития должно осуществляться на принципах: высокой экономической эффективности реализуемых проектов; долевого характер финансирования и диверсификации риска государства с частным капиталом; конкурентоспособности выпускаемой продукции; срочности, платности и возвратности выделяемых средств.
Необходимо разработать систему контроля за целевым использованием средств, направляемых из Бюджета развития путем образования целевых счетов предприятием-заемщиком и повышением роли имущественной ответственности заемщика при нарушении им своих обязательств. Контроль за целевым использованием выделяемых средств целесообразно возложить на Федеральное казначейство, которое должно проверять целевые счета предприятий-заемщиков и направление выделенных средств.
В повышении инвестиционной активности, на наш взгляд, государство должно поощрять инициативу и самих предприятий. Предприятие, осуществляющее вложение средств в инвестиционные проекты может стать держателем пакета акций, оно также может быть освобождено от уплаты налога на прибыль пропорционально объему инвестируемых средств.
У большинства предприятий существуют излишки земли, зданий, строений и сооружений. Держать их просто на балансе бесполезно. Эффективное же их коммерческое использование (сдача в аренду, залог) или даже продажа могут позволить предприятиям принести значительную прибыль, достаточную не только для модернизации производства, но и для его расширения.
Действующая в настоящее время система бухгалтерского учета полностью подчинена фискальным целям налогообложения и ориентирована преимущественно на одного пользователя – налоговые органы. Поэтому качество представляемой российскими предприятиями информации нередко искажается и не отвечает потребностям привлечения надежных инвестиций. В связи с этим, для активизации инвестиционного процесса наряду с реформой налоговой системы необходимо реформирование и системы бухгалтерского учета, и перевод на международные стандарты финансовой отчетности. Одним из неразработанных аспектов этой проблемы является исследование возможностей и обоснование необходимости использования международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) при анализе предоставления и использования инвестиционных ресурсов. Влияние МСФО на анализ использования инвестиций осуществляется двумя путями: прямым и косвенным. Косвенное воздействие происходит посредством реформирования национальной системы учета и отчетности, которая выступает важнейшим источником анализа. Прямое воздействие МСФО на основы анализа инвестиций реализуется в процессе активного использования современного понятийного аппарата, методического обеспечения, различного уровня факторов и условий осуществления инвестиционной деятельности, раскрытых в МСФО.
В условиях нехватки у предприятия средств для накоплений важно, на наш взгляд, обеспечить преимущественно целевое использование амортизации на инвестиционные нужды для воспроизводства основных фондов. С учетом дальнейшего развития рыночных отношений решение этой задачи может осуществляться не на принципах жестких ограничений по направлениям использования амортизации, а за счет приравнивания нецелевого использования амортизационных отчислений предприятий к их налогооблагаемому доходу. То есть, если предприятие не использует средства амортизационного фонда в целях инвестирования производства, то эти средства должны быть включены в налогооблагаемую часть дохода. Кроме того, очень часто предприятия начисляют амортизацию на не используемые в производстве основные фонды. Это отрицательно влияет на финансовое состояние предприятия. В условиях дефицита инвестиционных ресурсов большое значение имеет перераспределение элементов основных средств от предприятий, на которых они не задействованы, к тем предприятиям, на которых они будут эффективно использованы (прежде всего, это малые и средние предприятия). В связи с этим основными задачами должны стать: определение объемов излишнего и неиспользуемого оборудования, его структуры в разрезе как регионов, так и отраслей; разработка порядка реализации данного оборудования (продажа, развитие лизинга).
Активное привлечение частного капитала к финансированию долгосрочных инвестиционных проектов, особенно в области производственной и социальной инфраструктуры является одним из крупных и малоисследованных резервов экономики. Поэтому особый интерес представляют так называемые концессионные проекты, которые основываются на механизме передачи государством концессии на осуществление инвестиционного проекта частному инвестору, принимающему на себя ответственность по финансированию, строительству, управлению и эксплуатации возводимого объекта на период действия концессии с последующей передачей функционирующего объекта государству. В течение концессионного периода частный инвестор распоряжается доходами от объекта с целью компенсации инвестиционных издержек и получения определенного уровня прибыли.
Общеэкономический эффект от реализации концессионных проектов складывается в результате целого ряда преимуществ такого рода партнерства, к которым относятся прежде всего: снижение нагрузки на государственный бюджет; стимулирование внутренних частных инвестиций; повышение эффективности управления и эксплуатации объектов; передача новой передовой технологии. Для эффективного использования концессионных соглашений в экономике необходимо принятие комплексного концессионного законодательства, касающегося сферы инфраструктуры или отдельных его сегментов (платные дороги). Кроме того, целесообразно принять режим утверждения конкретных концессий на уровне федерального и местных законодательных собраний в зависимости от величины и стратегической значимости тех или иных объектов, как это имеет место в других странах. Необходимо так же закрепление в таком законодательстве требования определенного уровня участия в проектах отечественных компаний, в том случае, если основная концессия передается иностранному инвестору.
Для успешной реализации концессионных соглашений важное значение имеет механизм распределения прибыли от концессионного объекта. В связи с этим, срок действия концессионного соглашения следует разбивать на три последовательных этапа. На первом этапе вся чистая прибыль идет на погашение полученных кредитов и процентов по ним. На втором этапе чистая прибыль поступает частному инвестору в качестве возврата вложенных им собственных средств и дохода по средней норме прибыли на инвестированный капитал. На третьем этапе происходит распределение чистой прибыли между всеми участниками концессионного соглашения. Данная схема позволит элиминировать получение частным инвестором сверхприбыли, в то же время сохраняя его заинтересованность в реализации проекта.
Для стимулирования концессионных проектов государство должно законодательно подтвердить перечень субъектов концессионного соглашения, получающих свою долю чистой прибыли от проекта: инвестор-концессионер и другие участники соглашения из частного сектора, собственники отчуждаемых под строительство земельных участков, Федеральные и региональные органы власти, а также юридические и физические лица, участвующие в реализации концессионных проектов.