РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА МНОГОСТОРОННИХ РАСЧЕТОВ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТОРГОВОГО ОБМЕНА МЕЖДУ ПРЕДПРИЯТИЯМИ СТРАН СНГ
Гришин Д.Ю. (РГЭУ, г. Ростов-на-Дону, РФ)
The proposals of organizing multilateral settlement system for the former Soviet Union are stated in the given paper.
Система платежей и расчетов между странами СНГ в нынешнем ее варианте функционирует в условиях фактической изоляции центральных (национальных) банков от организации расчетов и поддержания стабильных курсовых взаимоотношений национальных валют. Широко распространенное мнение о том, что созданный “рыночный” механизм взаиморасчетов между странами Содружества эффективен и работоспособен, на наш взгляд, не соответствует действительности, поскольку ему присущи высокая степень нестабильности и, как следствие, значительные валютные риски для предприятий. Это ведет к деградации внутрирегиональной торговли и непосредственно влияет на эффективность торгового обмена между фирмами стран СНГ.
Представляется, что для оптимизации системы расчетов на постсоветском пространстве имеет смысл использовать опыт ЕС и платежных союзов развивающихся стран, опирающихся на многосторонний клиринг и систему частичного кредитования сальдо взаимных расчетов. Механизм многосторонних расчетов, основанный на этих принципах, предполагает несколько преимуществ. Во-первых, он позволяет экономить значительное количество платежных средств, необходимых для обслуживания взаимного товарооборота, что исключительно важно в условиях дефицита СКВ. Во-вторых, устраняя необходимость двусторонней балансировки товарных потоков, платежный союз обеспечивает многосторонность расчетов и обмена между странами СНГ.
Однако региональная система многосторонних расчетов (РСМР), опирающаяся на инструмент многостороннего клиринга, при ее практической реализации в условиях СНГ неизбежно столкнется с двумя проблемами: взаимной неконвертируемостью валют стран Содружества и несбалансированностью внутрирегиональной торговли. Причинами, осложняющими взаимную конвертацию валют, на наш взгляд, являются постоянно сокращающаяся доля внутрирегиональной торговли в общем внешнеторговом товарообороте почти всех стран СНГ, добывающий уклад большинства экономик и слабость национальных валют стран Содружества. Кроме того, при практической реализации платежного союза несбалансированность внутрирегиональной торговли, которая имеет место сейчас, обречет “системных” держателей активного сальдо на “льготное” кредитование стран-партнеров по СНГ. Это будет противоречить интересам, прежде всего, России, которая сейчас экспортирует в страны Содружества на много больше, чем импортирует. При разработке платежного союза для постсоветского пространства необходимо эффективно разрешить все проблемы, отмеченные выше. Только в этом случае РСМР сможет стать по-настоящему работоспособной системой расчетов для стран СНГ и обеспечит базу устойчивого роста взаимного товарооборота.
Первое, что надо решить, если использовать принципы платежного союза для взаиморасчетов между странами Содружества, это определить расчетную валюту, обслуживающую отношения между странами, входящими в систему. Учитывая слабость всех без исключения валют СНГ, наиболее приемлемой свободно конвертируемой валютой для этих целей, по нашему мнению, является евро в силу надежности и географической близости евро-зоны к странам СНГ.
Предлагается следующий механизм расчетов в рамках РСМР. Все цены по взаимным поставкам выражаются в евро. Импортеры стран Содружества, желающие приобрести товары в той или иной стране, уплачивают в специально созданный технический орган – Региональный клиринговый банк (РКБ) РСМР – необходимую сумму в своей национальной валюте согласно цены контракта в евро и обменного курса центробанка импортера по отношению к евро. В свою очередь экспортеры продают собственную продукцию в другие страны Содружества, получая за нее свою национальную валюту от РКБ тоже согласно цены контракта в евро и обменного курса уже центробанка экспортера по отношению к евро. Необходимо, чтобы РКБ имел достаточное количество валют всех стран-участниц РСМР, чтобы обслуживать текущие платежи между предприятиями, участвующими во внутрирегиональных торговых операциях.
По результатам взаимных обменов за определенный период времени (например, год, квартал или месяц) осуществляется зачет взаимных требований и обязательств в максимально возможном объеме по принципу “клирингового пула”. Его алгоритм состоит в том, что двусторонние требования и обязательства той или иной страны по отношению ко всем остальным странам суммируются, и определяется чистое сальдо расчетов. Каждая страна имеет одно сальдо по отношению к системе РСМР. Поэтому определяемое для каждого участника единое чистое сальдо расчетов (активное или пассивное) регулируется не с каждой страной в отдельности, а между держателем сальдо, с одной стороны, и РСМР – с другой. Это сальдо выражается в евро и представляет собой либо кредит страны платежному союзу (если сальдо активное), либо долг (если сальдо пассивное). Таким образом, страны не заинтересованы завышать курс национальной валюты к евро. Иначе это прямо приведет к росту импорта в ответ на увеличившуюся покупательную способность национальных денег и в итоге скажется на увеличении долга страны перед РСМР. Наконец, на следующем этапе происходит расчет в евро между центральными банками, с одной стороны, и РКБ, с другой.
Как видно, предложенная в настоящем докладе, система многосторонних расчетов отличатся от других тем, что не предполагает взаимную конвертацию национальных валют. Например, у Н. Петракова и Г. Шагалова, хотя евро и отводится центральное место в регулировании активного/пассивного торгового сальдо между странами, но при этом предусматривается, что центральные банки стран Содружества за счет своих собственных резервов должны обеспечить взаимную конвертируемость валют.
Для смягчения проблемы урегулирования долга “системных” дебиторов целесообразно использовать следующую процедуру расчетов каждого участника с РСМР. Стране-участнице устанавливается особый лимит – так называемая квота. Квоты, определяемые в евро, рассчитываются в пределах 15-20% объема торговли каждого участника РСМР со всеми остальными странами, входящими в систему. В зависимости от соотношения между величиной квоты и накопленного сальдо, исчисленного нарастающим итогом, устанавливается конкретный порядок регулирования сальдо. При этом общий принцип заключается в том, что часть пассивного сальдо стран покрывается кредитами, получаемыми от РСМР, а часть оплачивается ими в евро. Аналогично при активном сальдо часть его погашается кредитами, предоставляемыми системе многосторонних расчетов, а часть оплачивается в евро. Для бесперебойного функционирования РСМР необходимо по аналогии с ЕПС и другими ныне действующими платежными союзами создать резервный валютный фонд, чтобы регулировать отношения отдельных стран – кредиторов, дебиторов и системы в целом.
Механизм регулирования сальдо может быть следующим. При пассивном балансе часть сальдо, равная первым 25% квоты (первый транш), регулируется на 80% кредитами от РСМР и на 20% - оплатой в евро. Далее при погашении пассивного сальдо доля, покрываемая кредитами, по мере нарастания сальдо относительно уменьшается, а доля платежей в евро увеличивается. Вторые 25% квоты (второй транш) на 60% погашается кредитами, получаемыми от РКБ, а на 40% покрывается в евро в пользу РСМР. Третья аналогичная доля на 40% оплачивается кредитами и на 60% - выплатами в евро и т.д. При полном использовании квоты величина сальдо сверх установленной квоты на 100% погашается в евро. Система регулирования пассивного сальдо с нарастанием доли, покрываемой платежами в евро, призвана сдерживать чрезмерный рост пассивного сальдо у страны-участницы РСМР, побуждать ее к развитию экспорта и сдерживанию импорта.
Для урегулирования активного сальдо предусматривается процедура, при которой по мере роста сальдо возрастает доля, оплачиваемая в евро. Может быть использована следующая схема оплаты положительного сальдо. Первая 25-процентная доля квоты на 80% идет в счет кредита, предоставляемого держателем активного сальдо системе многосторонних расчетов, и на 20% погашается в евро. Вторая 25-процентная доля на 60% оформляется аналогично кредитом и на 40% - оплатой в евро. Третья – на 40% регулируется кредитом и на 60% - оплатой в евро и т.д. При полном использовании квоты величина сальдо сверх установленной квоты на 100% оплачивается в евро. Возможная схема оплаты пассивного и активного сальдо представлена в таблице 1.
На наш взгляд, предлагаемая система многосторонних расчетов должна применяться исключительно для “мягких” товаров (товары перерабатывающей промышленности), так как, во-первых, только через взаимный обмен товаров перерабатывающей промышленности можно обеспечить устойчивый рост потребления на постсоветском пространстве (а значит и рост ВВП в интегрируемых странах) и создать устойчивые связи между предприятиями в рамках кооперации, во-вторых, это облегчит издержки России как “системного” кредитора стран-партнеров по платежному союзу. Чтобы бремя России по кредитованию стран Содружества было как можно меньше, необходимо вывести из системы клиринговых расчетов поставки сырья и энергоносителей.
Таблица 1 - Схема регулирования сальдо в региональной системе многосторонних расчетов стран СНГ (в %)
Транш квоты / Кредиторы |
Пропорции регулирования |
|
“наличные”, уплачива-емые кредитору пла-тежным союзом |
Кредит, предостав-ляемый кредитором платежному союзу |
|
Первый 25-ти процентный транш квоты |
20 |
80 |
Второй 25-ти процентный транш квоты |
40 |
60 |
Третий 25-ти процентный транш квоты |
60 |
40 |
Четвертый 25-ти процентный транш квоты |
80 |
20 |
При полном исчерпании квоты |
100 |
0 |
Транш квоты / Дебиторы |
“наличные”, уплачива-емые платежному союзу дебитором |
Кредит, предостав-ляемый платежным союзом дебитору |
Первый 25-ти процентный транш квоты |
20 |
80 |
Второй 25-ти процентный транш квоты |
40 |
60 |
Третий 25-ти процентный транш квоты |
60 |
40 |
Четвертый 25-ти процентный транш квоты |
80 |
20 |
При полном исчерпании квоты |
100 |
0 |
Таким образом, предложенная организация региональной системы многосторонних расчетов позволит преодолеть проблему как взаимной неконвертируемости валют стран СНГ, так и несбалансированности внутрирегиональной торговли. Система РСМР не обязательно должна охватывать все 12 государств СНГ, она может ограничиваться и меньшим числом стран. В частности, инициаторами использования описанной выше системы могли бы выступить страны, вошедшие в Единое экономическое пространство.