УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Фёдоров А.С. (МГИЭТ(ТУ), г. Москва, г. Зеленоград, РФ)
The innovations are the key method in the company development.
В российской хозяйственной практике так сложилось, что из всех нововведений, осуществляемых на предприятиях, та их часть, которая относится к сфере менеджмента, в лучшем случае выступает как экзотика, чаще же всего она традиционно остается в тени не только для самих предприятий, но и при проведении исследований по проблемам инноваций. В то же время значимость качественного и эффективного управления, степень его влияния на результаты деятельности любой организации уже никем не подвергаются сомнению. Необходимость развития систем управления тоже не оспаривается. Однако сам инновационный процесс в сфере управления (в отличие от сферы основного производства, например) остается для многих достаточно неясным.
Для эффективного решения задачи управления инновационными процессами необходима специальная система. Такие системы на предприятиях складываются в основном путем проб и ошибок. Но путь этот не эффективный. Система управления развитием предприятия должна проектироваться на фундаменте современной науки управления.
Нововведение в контексте деятельности отдельного предприятия (то есть на его уровне) - это переход на новый, более совершенный способ деятельности, обеспечивающий рост возможностей предприятия. В данном случае не очень важно, каков этот новый уровень. Он может соответствовать лучшим образцам в рамках данной отрасли, передовому уровню в стране, лучшим мировым образцам, последним достижениям научных исследований. В конечном итоге уровень нововведения будет задавать потенциал развития предприятия. Однако сам факт нововведения на предприятии определяется переходом к более высокому уровню производственных возможностей, имеет точкой отсчета прежний уровень и свидетельствует о развитии организации.
Проявление необходимости в управленческих новациях, а также их фактическое осуществление, происходят именно на уровне методов, которые используются руководителями предприятий при решении определенных задач в процессе управления теми или иными сферами деятельности.
Анализируя инновационные процессы в сфере менеджмента, важно отметить, что в основе управленческих нововведений лежат объективные процессы изменения условий хозяйственной деятельности предприятий и соответственного изменения содержания управленческой деятельности.
Стимулами инновационной деятельности послужили как внешние, так и внутренние проблемы предприятия: износ оборудования, высокие энергозатраты, недостаток производственных мощностей. На тех предприятиях, где произошла смена собственника и руководства, причинами инновации стали институциональные перемены – смена формы контроля над предприятием.
Внешним стимулом инноваций в основном является конкуренция на рынке конечной продукции за потребителя. Наибольшее давление испытывают товары, конкурирующие с импортными. Экспортная ориентация также служит мощным фактором инноваций, поскольку предприятие вынуждено продвигать свои товары на мировом рынке с высокой конкуренцией. Так среди предприятий, для которых наиболее важным рынком сбыта являлся местный, инновации осуществлялись менее чем 7 процентов предприятий, в то время как этот показатель среди предприятий, ориентированных на внутренний и внешний рынок сбыта, составил 18% и 28% соответственно.
Инновации должны внедряться самими предприятиями для повышения конкурентоспособности продукции. Эта цель достижима посредством модернизации оборудования при одновременной реструктуризации управленческой структуры, повышении качества продукции и учета требований конечных потребителей. Однако видение частных предприятий ограничено только одной отраслью. Частные корпорации не всегда могут оценить влияние технологических изменений в одной отрасли на всю экономику. Задача макроэкономического регулирования заключается в определении приоритетов для развития всей экономики, поддержке инноваций, имеющих межотраслевой характер и способствующих развитию производственного потенциала страны.