СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ
ОРГАНОВ СОДЕЙСТВИЯ ИНОСТРАННЫМ ИНВЕСТИЦИЯМ
Джанаева З.А. (КБГУ, г. Нальчик, РФ)
State and administrative institutions assisting foreign investment is described in this article. The necessity of creating of state and semistate agencies and the peculiarity of their functioning, is also proved.
Одним из современных направлений развития системы государственной организации привлечения и использования иностранных инвестиций является концентрация функций и направлений деятельности, связанных с поддержкой транснационального перемещения капитала, в ведении специально уполномоченных органов. В целях организации процессов привлечения и управления иностранными инвестициями используются различные административные устройства. Как правило, выделяют четыре основных типа:
- децентрализованная система принятия решений с более или менее выраженной ролью координирующего органа, в качестве которого выступает одно из министерств или ведомств;
- децентрализованная система, в которой гарантирующим органом является комитет представителей министерств, занимающиеся деятельностью в сфере регулирования иностранных инвестиций;
- создание независимого органа в структуре правительства, организационно не подчиненного другим министерствам и несущего всю полноту ответственности за разработку и осуществление политики в отношении иностранных инвестиций;
- передача ключевых функций выработки и реализации политики в отношении иностранных инвестиций специализированному подразделению в структуре одного из действующих министерств с одновременным возложением на данное министерство задачи координации тех функций регулирования иностранных инвестиций, которые находятся в ведении других министерств и ведомств.
В последнее время широкое распространение получила практика создания специализированных государственных и полугосударственных агентств, ответственных за привлечение и управление иностранными инвестициями. В ряде стран агентства по иностранным инвестициям находятся в подчинении базовых экономических министерств, либо в рамках этих министерств созданы подразделения соответствующей специализации. В то же время в отдельных промышленно развитых странах наметилось развитие демократических моделей управления, в соответствии с которыми, агентства содействия иностранным инвестициям становятся автономными (США, Великобритания и др.). Тенденция распространения рассмотренных специализированных организаций определяется одним общим аргументом. А именно, в макроэкономическом масштабе необходимость их функционирования, прежде всего, связана с процессом адаптации государственного управления к условиям глобализации мировой экономики, характер которого определяется следующими глобальными ориентирами:
- во-первых, транснациональное движение капитала постепенно становится повсеместным императивом. В настоящее время ни одна экономика - будь то развитая, растущая или переходная - не может больше быть самодостаточной, исходя из имеющихся факторов производства, особенно капитала;
- во-вторых, государство продолжает выполнять одну из основных своих функций, а именно выступает центром стратегического пространства по выработке и реализации управленческих решений на макроуровне;
- в-третьих, изменяются функции и методы государственного регулирования, приобретая более мультинаправленные ориентиры. Если ранее выбор целей и методов регулирования определялся ординатой национальных интересов страны, то теперь он в большей степени будет зависеть не только от национальных, но и от общих интересов глобального развития;
- в-четвертых, в условиях формирования новой структуры и формы организации мировой экономики задачей государства становится организация эффективного механизма взаимодействия с ТНК и надгосударственными институтами, регулирующими международные потоки капитала на глобальном уровне, такими как ЕС, ЮНИДО, МБРР, МИГА и др.
Руководствуясь глобальными ориентирами, государство функционирует в новой плоскости, синтезированной в направлении: национальная экономика – государственное управление – глобальная экономика. Инфраструктурным продуктом синтеза выступают специально уполномоченные органы исполнительной власти и специализированные полугосударственные структуры, на которые возлагаются задачи непосредственного взаимодействия с международным рынком капитала (разработка и реализация конкретных механизмов и методов привлечения иностранного капитала, и его регулирования на внутреннем рынке в соответствии с приоритетами развития национальной экономики). Следовательно, формирование и эффективное функционирование соответствующей системы выступает важным тактическим и стратегическим императивом развития любого государства, в том числе и России.
В настоящее время из сети соответствующих государственных специализированных административных органов функционируют Государственное инвестиционное агентство (ГИА), Государственная регистрационная палата (ГРП) и Федеральный центр проектного финансирования (ФЦПФ).
В общем виде функциональную специфику ГИА можно определить как продвижение инвестиционных возможностей страны на государственном уровне. Основными функциями Агентства являются защита прав и интересов иностранных инвесторов в России, информационное и консультационное содействие иностранным инвесторам, организация информационного обмена между федеральными и региональными органами власти, сопровождение инвестиционных проектов и программ, реализуемых при участии российских и иностранных организаций др.
Основным инструментом достижения поставленных задач используемым ГИА, и подобными агентствами в других странах, привлекающих иностранный капитал, является применение инвестиционных промоушн-технологий (реклама в финансовых изданиях, прямая рассылка, телемаркетинг и др.).
В отличие от ГИА деятельность Федерального центра проектного финансирования сконцентрирована на подготовке и реализации проектов, предусмотренных соглашениями между РФ и международными финансовыми организациями. Основным партнером ФЦПФ является Всемирный банк. Помимо выполнения прединвестиционных исследований, ФЦПФ выступает в роли агента Правительства РФ при реализации разнообразных совместных с иностранными кредиторами программ, в том числе направленных на улучшение инвестиционного климата. Главная цель совместного проекта Правительства РФ и Всемирного банка - содействие промышленным предприятиям России в финансировании основного и оборотного капитала для восстановления производства и экспорта.
Одной из составляющих успеха государственной политики привлечения иностранного капитала в РФ является определение четкой процедуры оформления, представления и прохождения документов, необходимых для регистрации и прекращения деятельности предприятий с иностранными инвестициями. В настоящее время эти функции возложены на Государственную регистрационную палату РФ.
В Государственный реестр вносятся все созданные на территории России предприятия с иностранным участием независимо от времени их создания и места регистрации. Стабильно функционирующая система государственной регистрации, в лучшем случае в рамках одного органа, значительно облегчает легализацию деятельности предприятий с участием иностранного капитала и, соответственно, повышает инвестиционную привлекательность страны.
На основании указанного перечня в той или иной мере можно судить о необходимости корректировки подхода к формированию российской системы организационного обеспечения иностранного инвестирования.
С нашей точки зрения стратегической задачей является создание на базе ГИА мощной организации, которая бы полностью отвечала за реализацию государственной политики, координацию и надзор за всеми аспектами, касающимися иностранных инвестиций. Тем более, что согласно действующему законодательству «агентство» как федеральный орган исполнительной власти, по определению осуществляет исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в установленных сферах деятельности.
Техническая и административная автономия Агентства, выведенного из-под подчинения Министерства экономического развития и торговли РФ, обеспечит большую свободу его руководству в определении тактических и оперативных целей и способов их достижения. Оно будет иметь возможность следовать долгосрочной стратегии не испытывая на себе лоббирования чьих либо интересов. Все это в комплексе укрепит доверие со стороны иностранных инвесторов, как к рассматриваемой структуре, так и к высшему органу исполнительной власти - Правительству РФ.
Учитывая, что деятельность организации будет носить межотраслевой, межведомственный, межрегиональный и международный характер её должен координировать высший руководящий состав Правительства РФ, например, в рамках действующего Консультативного совета по иностранным инвестициям, а непосредственное руководство необходимо поручить человеку, также относящемуся к высшим государственным кругам, (например, вице-премьеру).
Отдельный вопрос - региональная структура Агентства. По нашему мнению организационный подход необходимо сориентировать с уровня отдельного региона на уровень сложившихся или складывающихся территориально-производственных комплексов (федеральных округов) по схеме Центральное Агентство - филиал (федеральный округ) - регион.
С точки зрения субъективных факторов управления это решение позволит:
1) создать на региональном уровне комплексную систему, структурирующую взаимодействие федеральных и региональных властей по вопросам внешнеэкономического инвестиционного сотрудничества;
2) обеспечить в рамках конкретного федерального округа совмещенное планирование территориально-производственных направлений развития и приоритетных направлений иностранных капиталовложений.
Для функционирования филиалов необходимо привлечение дополнительных источников финансирования. Большую независимость и эффективность обеспечит работа Агентства и его филиалов на правах самоокупаемых организаций. Государственное финансирование возможно частично, в виде определенного процента от сумм налогов, поступивших от деятельности предприятий, инициированных Агентством.