Боровских Н.В. (ОмГАУ, г. Омск, РФ)
In the article written by Nina Borovskich the methods of research are offered and the results of research of food market are given.
В условиях рынка происходит постоянное изменение состояния внешней и внутренней среды хозяйствующих субъектов. Формирование стратегии и тактики деятельности предприятия, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации, предполагает проведение мониторинга конкурентной среды рынка.
Нами было проведено исследование конкурентной среды регионального рынка мяса скота и продуктов его переработки. Диагностика конкурентной среды включала следующие этапы: сбор исходной информации; определение уровня экономической концентрации; оценку значимости барьеров входа на рынок и выхода с него; анализ открытости рынка; построение конкурентных карт рынка; определение конкурентной ситуации на рынке с позиции потребителей.
В 2002 г. в Омской области было произведено 151,6 тыс. тонн мяса и мясопродуктов, за период 1998-2002 гг. рост производства составил 3,06%. Увеличение объемов производства происходило, главным образом, за счет сокращения поголовья животных.
Общероссийская тенденция изменения структуры производства мясной продукции имела место и в Омской области: за период 2000-2003 гг. на 4,2% увеличилась доля свинины в общем объеме производства мяса в регионе, удельный вес говядины в 2003 г. составлял 37,5%, что ниже уровня 2000 г. на 6,3%. В 2002 г. на личное потребление было использовано 138,8 тыс. тонн, это самый высокий показатель за период 1994-2002 гг. Продолжал сдерживать объемы потребления мяса и мясопродуктов, в первую очередь, низкий платежеспособный спрос населения.
Расчеты фактической емкости регионального рынка мяса и мясопродуктов показали, что в 2002 г. по сравнению с 2000 г. она увеличилась на 1,01% (табл. 1). Несмотря на высокий уровень самообеспеченности области мясом и мясопродуктами (за период 2000-2002 гг. он составил 111,1%), доля ввозимой продукции в формировании ресурсов рынка оставалась весьма значительной (в 2003 г. она была равна 19,72%), что не совсем оправданно экономически, наибольшая часть ввозимой продукции представлена мясом птицы.
Степень насыщения рынка, рассчитанная как отношение фактической емкости рынка к потенциальной, в 2002 г. составляла 89,82%, что выше уровня 2000 г. на 2,49%. Производство мяса скота и мясопродуктов на душу населения увеличилось с 62 кг в 2000 г. до 72 кг в 2002 г., уровень потребления исследуемых видов продукции возрастал.
Показатели |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
Потенциальная емкость рынка, тыс. тонн |
158,92 |
157,39 |
156,08 |
Фактическая емкость рынка, тыс. тонн |
138,80 |
134,21 |
140,32 |
Уровень самообеспеченности, % |
115,22 |
108,80 |
109,22 |
Степень насыщения, % |
97,33 |
85,26 |
89,82 |
Индикатор соответствия спроса предложению |
87,09 |
90,48 |
91,66 |
Производство на душу населения, кг |
62 |
63 |
72 |
Потребление на душу населения, кг |
54 |
57 |
66 |
Цепные темпы роста фактической емкости рынка, % |
- |
96,68 |
104,47 |
Одним из важнейших показателей, принимаемых во внимание при диагностике конкурентной среды рынка, является рыночная доля предприятий – продавцов продукции. На рынке мяса скота и мясопродуктов рыночные доли нами рассчитаны посредством отношения объемов реализации продукции предприятия к фактической емкости рынка. Нами были определены доли рынка всех сельскохозяйственных предприятий Омской области, действующих на региональном рынке мяса и мясопродуктов. Исходя из результатов анализа распределения долей, на рынке исследуемого вида продукции области явным лидером является ОАО «Омский бекон». При этом, данная организация продолжает уверенно наращивать объемы производства и сбыта мяса скота и мясопродуктов, в 2002 г. удельный вес ОАО «Омский бекон» в объеме продаж всей продукции на региональном рынке составил 30,7%, что выше уровня 2000 г. на 6,5%. Ближайшим конкурентом данного предприятия (исходя из значений рыночных долей) можно считать ЗАО «Нива», которым было реализовано в 2002 г. только 0,92% продукции от всей фактической емкости рынка Омской области. Таким образом, значения рыночных долей двух названных сельскохозяйственных организаций - лидеров различаются более чем в 30 раз.
В настоящее время ОАО «Омский бекон» представляет собой группу предприятий (холдинг) с одноименным названием, в которую входят: непосредственно ОАО «Омский бекон» (свиноводческий комплекс), ОАО «Лузинский комбикормовый завод», ОАО «Мясокомбинат Омский», ЗАО «Птицефабрика Сибирская», специализирующаяся на производстве мяса бройлеров, ЗАО «Птицефабрика Изюмовская», имеющая яичное направление. В настоящий момент ОАО «Омский бекон» является самым крупным в России производителем свинины с замкнутым циклом производства.
Всего в Омской области производством и реализацией мяса скота и птицы в 2000 г. занималось 314 сельскохозяйственных организаций (69,46% от общей численности сельскохозяйственных предприятий в области), в 2002 г. – 281 организация (67,38%). Количество мясоперерабатывающих предприятий снизилось за исследуемый период на 6 единиц, в 2002 г. в Омской области действовали 12 организаций, специализирующихся на переработке мяса скота и птицы.
Уменьшение численности сельскохозяйственных предприятий, занимающихся производством и реализацией мяса скота и птицы происходило, главным образом, вследствие переориентации сельскохозяйственных организаций на более прибыльные (безубыточные) виды деятельности, а именно – выращивание зерновых, масличных культур. В большей степени эта тенденция характерна для небольших по размерам сельскохозяйственных предприятий, содержащих небольшое поголовье скота и птицы. Численность мясоперерабатывающих предприятий снижалась в результате их реорганизации, слияния.
Исходя из анализа показателей, характеризующих конкурентность рынков мяса и продуктов его переработки, можно сделать вывод о повышении концентрации на исследуемых рынках, что подтверждают рассчитанные показатели концентрации рынков.
Крупнейшими мясоперерабатывающими предприятиями, действующими на рынке Омской области являются: ОАО «Омский бекон», ОАО «Мясокомбинат Омский», ЗАО «Компур», ЗАО «Калачинский мясокомбинат», ОАО «Мясокомбинат Называевский», ОАО «Черлакский мясокомбинат», ЗАО ПК «Оша». На долю трех крупнейших мясоперерабатывающих предприятий в 2002 г. приходилось 77,9% всего объема реализованных мясопродуктов, на долю четырех организаций – 84,5%, десяти – 95,1%. Лидером регионального рынка мясопродуктов является ОАО «Омский бекон».
На рынке мяса скота концентрация продавцов значительно ниже, тем не менее, имеет место тенденция увеличения концентрации. Доля трех крупнейших организаций (ОАО «Омский бекон», ЗАО «Нива», ЗАО «Оглухинское») в 2000 г. составляла 26,1% всего объема реализованного мяса в регионе. Показатель концентрации трех крупнейших продавцов в 2002 г. возрос до 32,6%, главным образом, за счет увеличения объемов производства и реализации мяса в ОАО «Омский бекон». В 2002 г. суммарная рыночная доля пятидесяти крупнейших сельскохозяйственных организаций составляла 44,36%, в 2000 г. – только 36,87%. Значение индекса Герфиндаля – Хиршмана возросло за исследуемый период с 590,96 до 947,78.
Диагностика конкурентной среды рынка предполагает анализ его открытости для участия в межрегиональной и международной торговле. Как было отмечено ранее, в 2002 г. 24,6% мяса и мясопродуктов, произведенных предприятиями области, было вывезено из региона, в 2000 г. этот показатель был равен 21,9%. Повышение уровня открытости рынка для участия в торговле является косвенным индикатором роста конкурентоспособности продукции местных производителей.
Основным объектом вывоза мяса скота и птицы является Уральский федеральный округ, на его долю приходилось от 25,45% в 2000 г. до 44,37% в 2002 г. всего объема вывезенной продукции, основным покупателем мяса скота и птицы при этом являлась Тюменская область. Необходимо отметить очень низкие объемы вывоза мяса скота и птицы в зарубежные страны, региональные производители данной продукции сотрудничают в части поставок мяса скота только с Казахстаном, за период 2000-2002 гг. в данном направлении было реализовано в среднем за год всего 223,3 тонны продукции.
Значительными следует признать объемы вывоза из Омской области колбасной продукции, в 2000-2002 гг. они существенно превысили в натуральном выражении объемы вывоза из региона мяса скота и птицы.
Основным объектом вывоза также являлась Тюменская область, входящая в Уральский федеральный округ, всего на долю регионов Урала приходилось в 2002 г. 63,11% всех вывезенных колбасных изделий. Остальные 36,89% были поставлены в Сибирский федеральный округ (Новосибирскую, Кемеровскую области и Красноярский край). Сложившаяся структура продовольственных межрегиональных связей по мясу и продуктам его переработки обусловлена, преимущественно, географической расположенностью Омской области, уровнем транспортных затрат на поставку продукции, развитостью отрасли мясного скотоводства в регионе.
В ходе проведения анализа конкурентной среды рынка мяса скота нами была сформирована конкурентная карта рынка. При построении данной карты за основу была принята методика, предложенная Г.Л. Азоевым, которая была адаптирована к особенностям агропродовольственного рынка, заключающихся в большом количестве участников и существенных колебаниях по годам значений емкости рынка.
Конкурентная карта позволила выделить восемь типовых положений предприятий, отличающихся степенью использования конкурентных преимуществ и потенциальной возможностью противостоять давлению конкурентов. Каждая группа предприятий характеризует их стратегический конкурентный потенциал.
Нами также была проведена оценка конкурентной среды рынка мясопродуктов с позиции потребителей. В рамках проведенного анкетирования потребителей исследована известность с поддержкой и спонтанная известность производителей мясопродуктов, а также текущая лояльность к ним потребителей.
Таким образом, проведенные исследования показали, что, с точки зрения потребителей, региональный рынок колбасных изделий нельзя охарактеризовать как высококонкурентный, респонденты вспомнили только 9 предприятий из 138, производящих мясную продукцию в переработанном виде.
Лидирующее положение на рынке занимает ОАО «Омский бекон», имеющее наибольшую степень известности и наиболее высокий уровень лояльности. Ближайшим конкурентом данного предприятия следует считать ЗАО «Компур», характеризующееся значительной известностью, но низкой лояльностью потребителей.
Результаты проведенных нами исследований позволили выделить особенности рыночной среды, в которой осуществляют свою деятельность организации, занимающиеся производством и реализацией мяса скота и продуктов переработки мяса. Занимаемый каждым участником регионального рынка скота конкурентный стратегический статус является одним из важнейших показателей, принимаемых во внимание при обосновании и развитии конкурентной стратегии организации.