ИССЛЕДОВАНИЕ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА НА ТОРГОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
Боровкова В.А. (СПбТЭИ, г. Санкт-Петербург, РФ)
This article is an attempt to state today risk-management’s problems in the trade sphere.
В настоящее время перед предприятиями торговли встает огромное количество экономических проблем, связанных с их деятельностью в условиях неопределенности и риска. Существование этих проблем обуславливается, прежде всего: несовершенством или отсутствием некоторых законодательных актов; чрезвычайной дифференцированностью процессов экономического и социального развития разных территорий страны; отсутствием культуры предпринимательства; недостаточной разработанностью проблемы риска в отечественной экономической литературе; отсутствием квалифицированных кадров и универсальных способов и методов анализа, оценки и управления рисками предприятий торговли и др. Эти обстоятельства вносят существенные изменения в совокупность возникающих рисков предприятий торговли; они предопределяют общие проблемы эффективного функционирования риск-менеджмента предприятий и пути их разрешения.
В зависимости от природы возникновения, проблемы, на наш взгляд, можно разделить: на проблемы неидентифицируемые; частично идентифицируемые и идентифицируемые полностью. Разделение проблем таким образом дает возможность лицу, занимающемуся проблемами функционирования риск-менеджмента, значительно сократить время на проведение экспертизы и получить более формализованное решение о дальнейшем направлении совершенствования механизма риск-менеджмента.
В зависимости от степени влияния на функционирование механизма риск-менеджмента, проблемы могут быть классифицированы на: существенные, приводящие к изменению состояния механизма риск-менеджмента; несущественные, не приводящие к изменению состояния механизма риск-менеджмента.
По степени предсказуемости проблемы функционирования механизма риск-менеджмента могут быть: ожидаемые, когда их возникновение можно предсказать; неождаемые, когда этого сделать нельзя.
В зависимости от возможности осуществления воздействия на возникающие проблемы, проблемы механизма риск-менеджмента предприятий торговли можно подразделить на: управляемые; условно-нерегулируемые (трудно-регулируемые); неуправляемые (нерегулируемые). При этом управляемость проблем зависит и определяется конкретными условиями места и времени реализации торгово-хозяйственной деятельности.
По степени разрешаемости проблемы функционирования механизма риск-менеджмента можно разделить на: разрешаемые, трудноразрешаемые; неразрешаемые и пренебрегаемые проблемы.
Среда, в которой функционирует механизм риск-менеджмента, может быть разделена на три уровня: внутренняя среда самого механизма риск-менеджмента; внутренняя среда торгового предприятия (внешняя для механизма риск-менеджмента); внешняя среда предприятия торговли. Поэтому исследование проблем функционирования механизма риск-менеджмента, по нашему мнению, следует вести в связи: во-первых, с анализом и оценкой экономических процессов внутри механизма риск-менеджмента, во-вторых, с анализом и оценкой экономических процессов внутри предприятия и, в-третьих, с воздействием на механизм риск-менеджмента факторов внешней среды предприятия, не исключая и социально-экономическую политику государства. Такое деление позволяет все проблемы, стоящие перед механизмом риск-менеджмента предприятий торговли, разделить на три большие группы. Заметим, что это деление является чисто условным методологическим приемом, позволяющим более точно определить место и целевую функцию конкретного механизма риск-менеджмента в более общей системе, и найти основные направления его совершенствования. В реальных условиях эти проблемы взаимосвязаны и взаимозависимы, их трудно отделить друг от друга.
К проблемам, связанным с внешней средой торгового предприятия относятся, проблемы, связанные с экономическим, социальным, политическим, правовым, международным, научно-техническим и пр. положением страны, оказывающие серьезное влияние на эффективность функционирования механизма риск-менеджмента и пути ее повышения.
Торговля обслуживает стадию перераспределения (обмена) воспроизводственного процесса. Это обстоятельство делает торговлю и предприятия торговли особо восприимчивыми к тенденциям экономического развития. Снижение темпов экономического роста, проблемы налоговой, банковской, кредитной и пр. систем, инфляция незамедлительно сказываются на покупательной способности населения, на товарообороте и прибыли предприятий торговли, а следовательно на количестве и величине возникающих рисков и методах их нейтрализации, т.е. на функционировании механизма риск-менеджмента.
В современных условиях эта группа проблем приобретает особое значение, поскольку внутренние проблемы механизма риск-менеджмента в большей степени подконтрольны предприятию, и решить их в случае необходимости оно сможет. Проблемы внешней среды трудно поддаются управлению или не регулируются вообще со стороны предприятия. Решить их практически невозможно, можно лишь стараться избегать, уменьшать негативные воздействия или усиливать положительные воздействия внешней среды путем постоянного сбора, анализа информации о тенденциях развития процессов внешней среды и прогноза ее возможных изменений.
К проблемам, связанным с внутренней средой предприятия торговли, относятся проблемы, обусловленные выполнением основных функций и задач предприятия. Это, прежде всего, проблемы организации эффективной внутрихозяйственной инфраструктуры предприятия, модели формирования внутрихозяйственных отношений и взаимоотношений с поставщиками и покупателями, модели формирования финансовой программы, модели ценообразования, модели взаимной ответственности, модели распределения дохода и пр. К этим проблемам относятся достижение высокой конкурентоспособности предприятия, налаживание оптимальной системы организации продаж товаров и формирования ассортимента и спроса, обеспеченность материальными, финансовыми и кадровыми ресурсами предприятия. В целях решения этих проблем торговое предприятие должно постоянно анализировать покупательский спрос, структуру товарооборота; развивать рекламно-информационную деятельность; совершенствовать торгово-технологический процесс; обеспечивать своевременное заключение договоров с поставщиками и покупателями; постоянно координировать и контролировать их исполнение; осуществлять правильный выбор стратегии своего развития; совершенствовать формы продажи; заниматься научной организацией труда и пр.
Проблемы, связанные с внутренней средой самого механизма риск-менеджмента предприятий торговли, могут рассматриваться в различных аспектах, важнейшими из которых являются: организационный, управленческий, функциональный, элементный, пространственный, временной, социальный.
Организационные проблемы функционирования механизма риск-менеджмента предприятий торговли - это проблемы оптимальной и эффективной организации структуры, взаимосвязей между элементами механизма риск-менеджмента и их связей с внешней для механизма риск-менеджмента средой.
Многообразие взаимодействий элементов механизма риск-менеджмента может привести либо к слаженной работе механизма, то есть к повышению эффективности его функционирования, либо к обособлению и противодействию его элементов, что может тормозить, а иногда и полностью свести на нет эффект работы механизма риск-менеджмента в целом. Важной проблемой в этом контексте является проблема устранения противоречий между элементами механизма риск-менеджмента предприятия торговли. Разрешив эти противоречия, торговые предприятия будут способствовать повышению эффективности своей деятельности.
В процессе деятельности торговых предприятий происходит постоянное изменение состояний элементов механизма риск-менеджмента. В связи с этим существует необходимость управлять элементами механизма и отношениями, возникающими в процессе функционирования риск-менеджмента. С этим связан целый пласт управленческих проблем. Эффективное управление механизмом риск-менеджмента в целом и его элементами позволит решать важные и актуальные задачи торговых предприятий. Проблема в том, что это управление очень осложняется многообразием элементов механизма риск-менеджмента и типов их взаимодействий. Необходимо выработать такую систему управления, которая будет способствовать слаженной и эффективной работе механизма. Управленческой проблемой является также проблема объективного анализа и оценки эффективности функционирования риск-менеджмента.
В связи с тем, что механизм риск-менеджмента должен оказывать всеобъемлющее воздействие на торгово-хозяйственную деятельность предприятия посредством выполнения им своих функций, встает целый ряд функциональных проблем, т.е. проблем, связанных с выполнением механизмом своих функций непрерывно и в полном объеме. Обеспечение оптимального функционирования механизма риск-менеджмента требуемым количеством, качеством и структурой материально-технических ресурсов - тоже является проблемой его функционирования.
Элементные проблемы - это совокупность индивидуальных проблем каждого элемента механизма риск-менеджмента. К этим проблемам относятся проблемы кадровых ресурсов, проблемы финансовых ресурсов, проблемы возникновения возможных материальных и временных потерь, проблемы выбора и использования того или иного метода анализа, оценки и управления рисками, проблемы организационной культуры, проблемы информационного обеспечения, проблемы нормативного и правового обеспечения, проблемы программного обеспечения. Элементные проблемы включают в себя проблемы, связанные с нахождением количественных параметров каждого элемента механизма риск-менеджмента, то есть определение уровней допустимого, критического, катастрофического риска, размер максимального, среднего и минимального ущерба и его возмещения, лимитов, норм и нормативов, объема отдельных фондов, созданных с целью предупреждения и минимизации риска, и пр.
Так как продажа товаров связана с их пространственным перемещением и осуществляется на определенной территории, проблемы механизма риск-менеджмента можно рассматривать в пространственном аспекте. Размещение торгового предприятия, населения, транспортных магистралей и др. оказывают влияние на эффективность функционирования механизма риск-менеджмента.
Изменение степени готовности предприятия идти на риск во времени, позволяет выделить ряд проблем механизма риск-менеджмента, связанных с временным аспектом. Проблемы, связанные с временным аспектом, включают в себя проблемы сокращения временных разрывов в торгово-технологическом процессе, минимизацию временных издержек по всем видам коммерческих расчетов, минимизацию времени принятия решения в ситуации риска, а также оптимизацию времени применения тех или иных методов риск-менеджмента.
Если подходить к проблеме функционирования риск-менеджмента предприятия торговли в широком плане, то становится очевидным, что она не ограничивается и не исчерпывается вопросами только научно-технического, экономического характера, а включает в себя ряд социальных.
Структурирование вышеназванных проблем функционирования механизма риск-менеджмента предприятий торговли дает возможность учесть все многообразие воздействий внешней и внутренней среды, найти эффективные методы и способы разрешения всех проблем, что, в конечном счете, должно привести к оптимальному функционированию механизма риск-менеджмента, т.е. к такой его работе, которая обеспечивает для данных условий достижение поставленных целей и задач при минимальных материальных и временных затратах.