ВОЗМОЖНОСТИ ВЫБОРА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Аликаева М.В. (КБГУ, г. Нальчик, РФ)
In modern conditions, the formation of investing politics, on federal and regional levels is the most important part of modern stage of reforming of national economics. All potentialities of economical development of Kabardino-Balkarian republic, taking into account all the variants of investing politics is going to be observed in the following article.
В современных условиях формирование инвестиционной политики на федеральном и региональном уровнях является важнейшей частью современного этапа реформирования национальной экономики. Являясь составной частью государственной политики, региональная инвестиционная политика формируется с одной стороны, требованиями и ограничениями, включающими социально-экономическое развитие региона, региональный бюджет, региональную конкуренцию, экологию, техническую и технологическую базу, человеческие ресурсы, а с другой, формируется с учетом созданий условий, способствующих расширению притока инвестиционных ресурсов к экономику региона и обеспечения на этой основе устойчивого экономического роста.
Анализ процессов реформирования экономики Кабардино-Балкарии показал, что структурные изменения в производстве происходили в основном за счет свертывания конкурентоспособных производств (сокращение отраслей военно-промышленного комплекса), а также «излишнего» предложения товаров. Поддержка производства в условиях централизовано регулируемой экономики спросом со стороны государства (государственное управление, централизованные фонды, социальная сфера, инвестиции, субсидии, субвенции и т.д.) постепенно сокращается, а по многим направлениям полностью исчезает. В пассивном процессе происходит сброс мощностей по производству не востребуемой рынком продукции, который является прямым следствием текущей балансировки спроса и предложения. Однако данный этап структурных изменений, несмотря на его необходимость, не решает проблемы экономического роста республики. Поэтому закономерен этап активного изменения структуры производственного аппарата, основного капитала, который предполагает дальнейшее наращивание производственных мощностей по выпуску конкурентоспособной продукции и создание мощностей для производства новой продукции. Продолжительность этого этапа будет зависеть от интенсивности инвестирования в экономику и признаком его завершения станет переход к сбалансированному и устойчивому росту.
Концепция инвестиционной политики промышленного комплекса КБР формировалась на основании «Прогноза социально-экономического развития республики на период до 2006 г.»; предложений и прогнозных материалов органов исполнительной власти и администраций городов и районов; корпоративных планов организаций республики по своему развитию.
В основу прогноза формирования региональной инвестиционной политики были заложены сценарные условия функционирования экономики РФ. Учитывая, что они ставят рамочные условия развития социально-экономической сферы регионов, данный документ был детализирован и уточнен применительно к Кабардино-Балкарии. Концепция региональной инвестиционной политики разрабатывалась в двух вариантах:
- при динамичной политике (активизация инвестиционно-технологических факторов развития) – переход в стадию роста с достижением среднегодовых темпов прироста ВВП не менее 12,1% к 2006 г. и прогрессивные структурные изменения на основе целенаправленного и синхронизированного продвижения системы реформ;
- при инерционной политике (активизация социальных и трудовых факторов) рост экономики будет проходить умеренными темпами со среднегодовым темпом прироста ВВП 2,7%. Предполагается возможность незначительного расширения использования действующих производственных мощностей.
Разработка прогнозного развития экономики Кабардино-Балкарии исходила из первого направления. В табл. 1 составленной на основании «Прогноза социально-экономического развития республики на период до 2006 г.» приведены варианты прогноза: динамичный и инерционный. В числителе данные, полученные при расчете динамичного сценария развития экономики, в знаменателе – при расчете инерционного сценария развития.
Таблица 1 – Сценарии долгосрочного макроэкономического прогноза
Показатель |
Годы |
||||||
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2006 |
|
ВВП: -темп прироста, %; -в % к 1996 г. |
-7,2 - |
6,0/-2,2 6,0/-2,2 |
29,0/2,1 36,0/-0,2 |
39,0/5,1 90,0/4,9 |
23,0/6,1 133,0/19,2 |
17,0/6,3 173,3/18,2 |
15,0/10,8 214,3/31,0 |
Продукция промышленности: -темп прироста, % -в % к 1996 г. |
-9,0 - |
10,2/-1,0 10,2/-1,0 |
50,0/1,0 66,2/0,3 |
58,0/2,0 163,1/2,2 |
42,0/4,0 274,0/6,3 |
25,0/5,0 368,9/11,5 |
17,0/7,0 448,1/19,2 |
Продукция сельского хозяйства: -темп прироста -в % к 1996 г. |
-7,3 - |
2,5/-1,0 2,5/-1,0 |
2,9/2,5 5,5/1,5 |
4,1/3,0 9,9/4,5 |
4,0/3,0 14,2/7,6 |
4,0/3,0 18,8/10,8 |
11,9/10,9 33,0/23,0 |
Инвестиции в основной капитал: -темп прироста, % -в % к 1996 г. |
4,1 - |
10,0/-5,0 10,0/-5,0 |
41,0/6,0 55,1/0,7 |
34,7/13,1 109,0/13,8 |
15,3/13,4 141,0/29,7 |
7,0/15,3 157,9/49,6
|
27,6/44,5 229/116,1 |
В условиях реализации динамичного сценария развития экономики повышение объема ВРП прогнозируется со среднегодовым темпом прироста 12,1%. Прогноз ВРП был основан на анализе тенденций изменения физического объема производства продукции, работ и услуг в отраслях экономики региона, затрат материальных ресурсов, структуры ВРП, а также факторов, определяющих направления и динамику экономического развития региона. В промышленности предполагается рост производства со среднегодовым темпом прироста 17,6%.
Стратегической задачей современной инвестиционной политики в долгосрочном периоде является создание благоприятных экономических условий для преодоления инвестиционного кризиса и обеспечения на этой основе устойчивого экономического роста, стабильного технологического и социального развития Кабардино-Балкарии, а также её экономической безопасности.
В этой связи на первый план выходят задачи создания благоприятных условий и механизмов накопления капитала и его трансформации в реальные инвестиции, содействие реализации инвестиционных программ, усиление функций государства как «стратегического» инвестора, стимулирование и поддержка инвестиционной деятельности предпринимательства при постепенном росте притока иностранного капитала.
Динамичный сценарий характеризуется благоприятным климатом, оживлением инвестиционной активности, подъемом экономики республики. При этом 1996-2000 гг. характеризуются наиболее высокими среднегодовыми темпами прироста объема инвестиций за счет всех источников финансирования (21%), в последующие годы 2001-2006 гг. при снижении темпов сохранится стабильное и планомерное их увеличение (среднегодовой темп прироста составит 4,6%).
Существенные изменения претерпит структура инвестиций. Для преодоления экономического кризиса и спадов объемов производства необходимы значительные объемы инвестиций. В прогнозируемом периоде прирост инвестиций производственного назначения будет выше, чем непроизводственного назначения, и к 2006 г. их доля должна достигнуть 60,0% против 49,0% в 1996 г.
Инерционный сценарий развития экономики республики разработан из сложившегося экономического положения и характеризуется незначительным оживлением инвестиционной деятельности. Темпы прироста после 2001 года предполагаются несколько выше (среднегодовой темп прироста 7,4%), однако объемы инвестиций будут значительно ниже, чем при динамичном варианте развития.
Выход из кризиса, переход к оживлению опираются на расширение спроса на потребительские товары и услуги, инвестиционно-инновационный бум. Поэтому предстоит повысить долю сектора личного потребления и инновационно-инвестиционного сектора за счет сокращения доли топливно-сырьевого производства (табл.2).
Высокими темпами планируется повысить долю инновационно-инвести-ционного сектора, которая за десять лет вырастет в 1,5 раза. Удельный вес машиностроения увеличится меньше, чем в 1,5 раза, науки и научного обслуживания – вдвое (с 0,4% до 0,8%). Доля строительства увеличится лишь в 1,2 раза, так как основной объем строительно-монтажных работ придется не на сооружение новых предприятий, а на реконструкцию и техническое перевооружение действующих.
Рост удельного веса топливно-сырьевого сектора обусловлен, прежде всего, разработкой богатейших месторождений минерального сырья. В прогнозируемый период ожидается улучшение ситуации в промышленности строи-тельных материалов. Основной упор в развитии отрасли будет сделан на использовании месторождений минерального сырья: Лечинкайского и Заюковского туфового, Эльджуртинского гранитного, Хакаюкского перлитового. Будет создано производство высокопрогрессивных материалов, а именно: гипсовых вяжущих, ячеистого бетона, бетонного концентрата, горячего асфальта.
Таблица 2 – Прогноз динамики воспроизводственной структуры экономики ( в % к итогу) (динамичный сценарий)
Воспроизводственный сектор и отрасль |
Годы |
||||||
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2006 |
|
Личного потребления: сельское хозяйство лёгкая промышленность пищевая промышленность производство потребительских товаров |
66,3 21,8 5,0 17,7 21,8 |
66,5 21,2 5,3 18,3 21,7 |
64,2 14,7 4,9 23,9 20,7 |
60,1 10,2 5,5 24,2 20,2 |
57,5 7,7 6,3 22,3 21,2 |
56,4 6,5 7,1 21,4 21,4 |
56,3 6,2 7,4 21,0 21,7 |
Инновационно-инвестиционный: машиностроение и металлообработка строительство наука и научное обслуживание |
25,9 22,6 2,9 0,4 |
24,4 21,4 2,8 0,2 |
27,2 23,6 3,2 0,4 |
30,9 26,0 4,3 0,6 |
32,6 27,5 4,4 0,7 |
33,3 28,6 4,0 0,7 |
34,4 29,9 3,7 0,8 |
Топливно-сырьевой: электроэнергетика цветная металлургия промышленность строительных материалов лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность |
7,8 1,9 1,8 2,9
1,2 |
9,1 2,4 2,0 3,5
1,2 |
8,6 2,5 2,2 3,2
0,7 |
9,0 3,0 2,0 3,4
0,6 |
9,9 3,2 2,2 3,8
0,7 |
10,3 3,3 2,3 3,9
0,8 |
10,3 3,5 2,4 3,5
0,9 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Отмеченные выше сдвиги в воспроизводственной и отраслевой структурах народного хозяйства республики могут быть достигнуты лишь при условии преодоления его технологической деградации, повышения конкурентоспособности (по уровню новизны и издержек производства) как используемых технологий, так и выпускаемой продукции.
Все более широкое распространение получит малое предпринимательство, особенно в производстве товаров народного потребления и платных услуг, в торговле, инновационной сфере. Оно играет решающую роль для обеспечения занятости населения и реализации духа предпринимательства. За счет предпринимательской деятельности в республике формируется почти 11% ВРП и обеспечивается 8% налоговых поступлений в бюджет республики.
В программе социально-экономического развития КБР на период 2004-2006 гг. большое внимание уделяется проблемам дальнейшего развития предпринимательства. Предлагается система мер по активизации предпринимательской деятельности в рамках малых предприятий, направленных на: увеличение их количества, развитие инновационной и производственной сферы, создание новых рабочих мест, использование рекреационных ресурсов. Также в программе рассматриваются вопросы развития государственного предпринимательства крупного корпоративного бизнеса. В качестве одного из наиболее перспективных направлений данной деятельности рассматривается создание финансово-промышленных групп. Планируется создание 3-4 ФПГ на базе АО «Гидрометаллург», стройиндустрии города, агропромышленного комплекса и курортно-рекреационной зоны с привлечением различных банков России, при помощи Правительства РФ. Но, к сожалению, в рамках данной программы не рассматриваются такие проблемы как создание и развитие предприятий национальных и народных промыслов, как одно из перспективных направлений активизации предпринимательской деятельности.
Дальнейшее развитие предпринимательства возможно за счет привлечения инвестиций. Поэтому одним из направлений регулирования предпринимательства должно стать создание благоприятного инвестиционного климата, как для отечественных так и для зарубежных инвесторов. Для этого необходимо выработать механизм стимулирования инвестиционной активности в предпринимательстве за счет привлечения частных кредитов под гарантии властей. Сложившиеся в регионах и республиках методы поддержки начинающих предпринимателей малоэффективны и требуют создания системы комплексной поддержки малого бизнеса, учитывающей актуальные для каждого конкретного региона проблемы начинающих предпринимателей.
Для дальнейшего развития предпринимательской деятельности в республике необходимо: 1) выработать региональную политику в области развития предпринимательства и увязать ее с региональной инвестиционной политикой; 2) разработать региональную систему поддержки предпринимательства, соответствующую актуальным потребностям и реальным возможностям региона; 3) разработать комплекс законодательных мер, привлекающих инвесторов вкладывать свои средства в развитие предпринимательства.
Наиболее сложной проблемой экономических преобразований является ограничение и вытеснение «теневой» экономики, которая выступает в двух основных формах: криминальной (наркобизнес, рэкет, взяточничество, казнокрадство) и полулегальной, когда под давлением чрезмерных налогов и ограничений предприниматели и работники уклоняются от налоговых и иных платежей («челночный» бизнес, натуральные доходы и т.д.). Как показывает исторический опыт, в обстановке оживления и подъема, поле для «теневой» экономики, особенно её второй формы, сужается.
Нами рассмотрены лишь некоторые аспекты динамики воспроизводственной технологической и экономической структуры народного хозяйства Кабардино-Балкарии в долгосрочной перспективе. Полученные данные свидетельствуют о возможности исправления глубоких деформаций в экономике, которые усилились за годы кризиса на основе благоприятного (динамичного) сценария развития народного хозяйства.
В настоящее время развитие российской экономики происходит в сложных условиях. Экономическая ситуации в России и ее субъектах в результате происходившего беспрецедентного спада производства, образования хронического бюджетного дефицита, острого платежного кризиса в значительной мере предопределили постоянный недостаток инвестиционных ресурсов, так необходимых для развития национальной экономики. Для масштабного привлечения как отечественных, так и иностранных инвестиций необходимо формировать действенную инвестиционную политику, основной целью которой является создание условий для эффективного привлечения капитала.