Влияние   уровня   самообеспеченности сельскохозяйственной продукцией на потребление продуктов питания в Кемеровской области

 

Ижмулкина Е.А., Васильев К.А. (КемГСХИ, г. Кемерово, РФ)

 

The internal prices on imported products are influenced by the word prices. There is a close connection between an average consumption per capita and a level of self-sufficiency and adjust prices on food-stuffs containing animal proteins in Kemerovo region. The research of dependence average per capita meat and milk consumption from average per capita income and prices with help of econometrics model is carried out.

 

Сельское хозяйство, как и все отрасли народного хозяйства, входит в рынок, принимая все атрибуты рыночной экономики. Однако стратегии в сельскохозяйственном производстве обладают специфическими чертами, что вытекает из особенностей рынков в системе агробизнеса и особенностей спроса и предложения, а также цен в агропродовольственном комплексе. Эти черты влияют на рыночную ситуацию, поведение сельскохозяйственных товаропроизводителей, функционирование аграрного рынка и смежных отраслей и, соответственно, на выбор стратегии.

В таблице представлена динамика самообеспеченности сельскохозяйственной продукцией Кемеровской области за последние годы.

 

Таблица 1 - Уровень самообеспеченности сельскохозяйственной продукцией  Кемеровской области, %

Виды продукции

Годы

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

Зерно

59,7

55,6

59,9

62,4

86,8

78,6

76,4

96,2

98,0

93,2

99,9

Картофель

104,7

109,2

114,7

110,4

137,9

84,0

95,4

100,0

133,8

128,8

118,2

Овощи

78,3

67,8

97,4

82,6

72,1

67,2

74

81,9

77,0

78,9

85,0

Мясо и мясопродукты

69,4

70,0

64,0

62,4

61,2

55,7

48,4

47,3

44,8

45,8

44,2

Молоко

72,6

78,6

76,4

76,6

68,0

69,6

70,4

71,2

67,8

68,5

66,5

Яйцо

 99,7

 99,5

99,9 

96,3

95,9

81,0

75,8

67,5

73,6

72,0

96,9

 

С 1993 года снизилась обеспеченность мясом на 25,2%, молоком на 6,7% и составила в 2003 году 44,2% и 66,5% соответственно. Следует отметить, что с 1998 года выросло производство овощей и картофеля, а в 2003 году увеличилось производство яиц на 32,9% и составило 643,5 млн. штук. Таким образом, на текущий момент только картофелем область обеспечивает собственные потребности, причем  только 5% картофеля производится сельскохозяйственными предприятиями.

Исследование среднедушевого потребления основных продуктов питания в Кемеровской области за 1992-2002 гг. свидетельствует о том, что продовольственный рынок в ней продолжает функционировать в условиях ограниченного спроса основной массы населения. В 2001 г. по сравнению с 1992 г. потребление мясных продуктов сократилось на 28,1%, молочных продуктов на 18,8%, яиц на 24,7%. По результатам исследований можно отметить, что среднедушевой уровень потребления продуктов питания на протяжении всего периода ниже рекомендуемых министерством здравоохранения норм, исключение составляет только потребление хлебопродуктов и картофеля. Анализ динамики потребления продуктов питания позволяет выявить следующую закономерность: уменьшение количества в рационе белковых продуктов компенсируется возрастанием объема продуктов, содержащих углеводы (рис.).

 

Рисунок - Уровень потребления основных продуктов сельского хозяйства населением Кемеровской области (на душу населения), кг

 

На текущий момент, можно говорить о том, что спад продовольственного потребления, начавшийся с либерализацией цен в 1992 г., приостановлен и по ряду позиций начался обратный процесс. Как видно из рисунка за последние три года в области произошло увеличение потребления молока, яиц, мяса и мясо продуктов. Тем не менее, потребление всех этих продуктов намного ниже рекомендуемых медицинских норм. Житель Кузбасса потребляет 59% рациональной нормы мяса, 55% нормы молока.

Послекризисное развитие агропродовольственного комплекса Кемеровской области продемонстрировало высокую зависимость динамики сектора от платежеспособного спроса населения. Более того, потребление основных продуктов питания в регионе имеет высокую эластичность по доходу. Денежные доходы населения в 2001 году составили 108521 млн. руб., в 2002 году 13945 млн. руб., соответственно прирост составил 30724 млн. руб., причем оборот розничной торговли продовольственных товаров в 2001 г. составил 27187 млн. руб., а в 2002 г. 36112 млн. руб. Таким образом, в 2001 г. около 1/3 приростного рубля реальных доходов населения пошло на 1 рубль прироста розничного товарооборота продовольственными товарами. Поэтому в ближайшей перспективе рост реальных доходов пока еще будет вести к росту спроса на агропродовольственную продукцию как минимум до медицинских норм.

Исследование зависимости среднедушевого потребления мяса и молока  сделаем на основе эконометрической модели. Функциональный потребительский спрос на продовольствие определяется, прежде всего, доходами населения и ценами на продукты. Значения коэффициентов парной корреляции указывают на весьма тесную связь среднедушевого потребления с уровнем самообеспеченности  Кемеровской области и  приведенными ценами продуктов питания, содержащими животные белки. Коэффициент корреляции между самообеспеченностью области мясом и мясопродуктами и их среднедушевым потреблением составляет 0,68, а между самообеспеченностью и приведенными ценами – -0,71. Для молока и молокопродуктов эти коэффициенты составляют 0,62 и -0,79 соответственно.

В условиях рынка  экономику региона необходимо рассматривать как открытую, в которой внутренние цены находятся под  воздействием российского и мировых рынков. В то же время для ряда продуктов цены в основном определяются внутренними факторами. Коэффициент корреляции между приведенными ценами и самообеспеченностью для мяса и мясопродуктов составляет -0,91, для молока  -0,80.

Таким образом, в максимальной степени подвержены влиянию мировых цен внутренние цены на продукты, которые в большей степени импортируются, и наоборот – цены на продукты, по которым область в большей мере обеспечена, определяются внутренними факторами. Одновременное включение этих факторов в уравнение регрессии может привести к мультиколлинеарности и соответственно смещенным оценкам параметров регрессии. Поэтому в качестве исходной функции спроса используется Log-Log функция, которая в общем виде выглядит следующим образом:

где: ti – среднедушевое потребление i-го вида продукции в году t; PPti  – цена реализации на i-й вид продукции в году t; СMDt – индекс среднедушевого дохода населения в году t; CPIt – индекс потребительских цен в году t; βj – эластичность среднедушевого потребления i-го вида продукции от индекса среднедушевого дохода населения; gij – эластичность спроса на продукцию i-го вида по цене продукции j-го вида; αi – константа уравнения.

Такого рода вид функции является стандартным в практике эконометрического моделирования спроса и потребления: потребление в реальном выражении по данной продуктовой группе зависит от уровня душевого дохода и цен на продукцию, а также от соответствующих закупочных цен, дефлированных по индексу потребительских цен.

В модели каждый вид продукции представим соответствующим подмодулем, которые, следуя общей структуре модели, отличаются друг от друга. В результате оценки параметров с помощью метода наименьших квадратов, статистические данных за 1992-2002 гг., получены следующие уравнения регрессии:

Ln(Q1) = 3. 12 + 0.09*Ln(DOXOD) - 0.05*Ln(CEN1)

 

Ln(Q2) = 4.76 + 0.10*Ln(DOXOD) - 0.03*Ln(CEN2)

 

где: DOXOD – среднедушевой доход населения; CEN1 – средняя цена на мясо и мясопродукты; CEN2 – средняя цена на молоко и молокопродукты.

В качестве зависимых переменных взяли среднедушевое потребление Q1 – мяса и мясопродуктов, Q2 – молока и молокопродуктов.

Спрос на мясо и мясопродукты является эластичным по доходам: при сокращении доходов население, прежде всего, отказывается от потребления животного белка. По результатам анализа видно, что молоко (а, скорее всего молочные продукты с высокой добавленной стоимостью) – продукт с высоко эластичным спросом, таким же высоким, как и у мяса и мясопродуктов. Надо полагать, что этот результат получен благодаря сыру и животному маслу, а не молоку и цельномолочной продукции. Сыры и масло – продукты, потребляемые верхними доходными группами. При росте реальных доходов населения прирост спроса на эти товары будет значительным, выше 10%.

Определение миссии, целей предприятия и стратегических зон хозяйствования, формирование портфеля видов деятельности является первым этапом формирования стратегии сельскохозяйственных предприятий. Миссия сельскохозяйственных предприятий, в силу своей специфичности, заключается в производстве и обеспечении населения продовольствием. На наш взгляд, целью сельскохозяйственного производства является участие в формировании агропродовольственного рынка области; содействие повышению уровня жизни населения региона; улучшение природно-ресурсного и производственного потенциала региона; содействие росту эффективной занятости населения. В Кемеровской области возможно выделение стратегических зон хозяйствования по производству зерна, мяса, молока и овощей.

Сайт управляется системой uCoz