О ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИИ В РЕГИОНАХ ЦЕНТРАЛЬНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА:
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ И ПРАВОВОЙ АСПЕКТЫ
Памфилов Е.А., Скидан К.В. (БГИТА, г.Брянск, РФ)
Is esteemed ecological and legal aspects of a problem of use by wood resources in locales of central federal district.
Лесной фонд Центрального федерального округа (ЦФО) составляет 23890,7 тыс. га, или 2,03% от лесного фонда РФ, В основном он находится в федеральной собственности, в т.ч. в ведении Министерства природных ресурсов РФ - более 15 млн. га, Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ - более 7 млн. га, Министерства обороны РФ - 0,48 млн. га. Процент лесистости - 33,8% (по РФ - 45,1%). Наибольшая площадь лесов в таких регионах округа как Тверская, Костромская, Смоленская, Московская, Ярославская области.
В регионах ЦФО лесосечный фонд используется недостаточно эффективно. В 2000 г. расчетная лесосека в целом использована на 42,8%. Старение лесов приводит к резкому снижению их кислородо-продуктивности и поглощению углерода. Увеличение спелых и переспелых лесов ведет к захламлению лесов, распространению болезней, экологическому загрязнению рек и озёр за счет массового гниения древесины. Наблюдается значительный подъем численности и расширения площадей действующих очагов вредителей и болезней леса. Растёт количество погибших насаждений (в 1995 г. площадь погибших насаждений составила 6045 гектаров, а в 2000 г. она увеличилась более чем в 4,5 раза). Резкое увеличение гибели лесных насаждений произошло в Брянской, Владимирской, Калужской, Московской, Рязанской, Смоленской областях. Замедлились лесовосстановительные работы (на 30,6% в 2000 г. в сравнении с 1995 г.). За этот период на одну треть уменьшился ввод молодых насаждений в категорию ценных (высокопродуктивных) насаждений, на 60% - создание полезащитных лесных полос на землях сельскохозяйственного назначения (1).
В большинстве регионов ЦФО слабо внедряются рыночные отношения в организации лесопользования на базе аренды, лесных аукционов. В 2000 г. на торгах продано древесины всего около 15% от расчетной лесосеки. Стоимость обезличенного кубометра древесины на арендуемых участках резко возросла (на 49% в 2000 г. к уровню 1999 г.). Наиболее высокие уровни превышения арендной платы над минимальными ставками платы за древесину, отпускаемую на корню, на арендуемых участках зафиксированы в Рязанской (в 3 раза) и Брянской (в 2,5 раза) областях. Явно недостаточно используется ^лесной фонд в культурно-оздоровительных, туристских и спортивных целях, в получении доходов от охоты, сбора лекарственно-технического сырья, грибов, ягод, живицы. Так, например, брусники собирается в год примерно 2,3 тыс. тонн при среднегодовой урожайности в 178,2 тыс. тонн. Не лишне напомнить, что в дореволюционной России доход от продажи дикорастущих ягод и грибов в несколько раз превышал доход от экспорта древесины. Производство важнейших видов лесопромышленной продукции в округе снижается: деловой древесины - на 7%; пиломатериалов - на 15%, клееной фанеры - на 4%; древесноволокнистых плит твёрдых - на 6% (2001 г. к уровню 2000 г.) (2).
По-прежнему значительный урон лесу наносят пожары, Только в 2000 г. было зафиксировано 2728 случаев пожаров. Леса горели на площади 2031 гектар. Сгорело и повреждено на корню 38 тыс. куб.м. леса.
На долю лесов приходится примерно четверть территории Брянщины. Состав леса в значительной степени нарушен в результате хозяйственной деятельности. Трудно проходимые леса XVI-XVIII в.в. с ростом населения вырубались, сменялись пашнями и лугами, частично восстанавливались.
Огромный ущерб нанесён брянскому лесу во время Великой Отечественной войны, особенно в период фашистской оккупации 1941-1943г.г. В результате на значительной территории образовались редколесья и мелколесья. Восстановительные работы дали определенный положительный результат. В настоящее время в области действует программа восстановления лесов на период 1999-2003 г.г, утвержденная областной Думой.
Но сегодня в лесопромышленном комплексе области усиливаются тенденции хищнического уничтожения лесов, основного природного богатства региона, дающих не только сырьё для лесопромышленного производства, но и являющих естественной средой обитания и источником существования для десятков тысяч людей, ареалом животных и растений, находящихся на стадии исчезновения. По мнению специалистов, непринятие в данном вопросе экстренных мер со стороны местных органов власти и правоохранительных органов по наведению жесткого контроля за порубкой лесных массивов и широкомасштабным вывозом необработанной древесины за рубеж и другие регионы России наносит области невосполнимый экономический и экологический ущерб.
Последние годы на территории Брянской области идёт интенсивная рубка лесных насаждений. Наиболее сильно истребляются ценные породы деревьев, в первую очередь, хвойные и твёрдолиственные, которые крупными партиями в виде кругляка или полуфабрикатов вывозятся за рубеж и другие регионы страны. Обычной практикой стали несанкционированные вырубки, которые приобретают всё более возрастающее размеры. В сферу незаконного использования лесных ресурсов активно вкладываются теневые финансовые средства, находящиеся в распоряжении криминальных групп.
Одной из основных проблем лесопользования на Брянщине является не использование в полном объеме лесосечного фонда, особенно по лиственному хозяйству. Из почти двух млн. куб. м. лесофонда по мягко лиственному хозяйству ежегодно вырубается только 150-200 тыс. куб. м., что приводит к накоплению перестойных мягколиственных насаждений, в первую очередь осинников, которые могут сказаться на санитарном состоянии и продуктивности лесов, снизить качественную и количественную структуру лесов (3).
Процесс заготовки леса и вывоз продукции его переработки выходит из-под контроля госструктур, становится неуправляемым. Это во многом обусловлено резким увеличением в последние годы количество действующих на территории области цехов по переработке древесины, большинство из которых сориентированы на вывоз лесопродукции в страны Балтии. В качестве владельца контрольного пакета акций ряда предприятий лесопромышленного комплекса области выступают иностранные фирмы, учреждения и организации, незаинтересованные в подъеме экономики страны и региона (4).
По авторитетному мнению заместителя Министра природных ресурсов РФ Ю.Кукуева: «Незаконный оборот древесины - это продажа древесины одним юридическим лицом другому без уплаты соответствующих налогов, платежей, сборов... Эта беда всего лесного комплекса. Дело в том, что древесина может незаконно оборачиваться независимо от того, украли её или заготовили законно. Схем много, но основных две. Первая - когда реализованную древесину нигде в отчёте не показывают, т.е. сдаётся нулевой баланс. И вторая - в отчёте показывают реализацию древесины по себестоимости, якобы продали её не по 700 рублей, а по 300, а разницу в 400 рублей получили наличными. Проверить это чрезвычайно трудно. У Министерства природных ресурсов РФ компетенция заканчивается границами лесного фонда» (5).
Экономический и экологический ущерб региону вследствие массового уничтожения лесных массивов может оказаться невосполнимым, если не принять срочных законодательных мер по охране знаменитых брянских лесов.
Проведенной Главным контрольным управлением Президента РФ проверкой установлено, что в стране, в т.ч. в регионах ЦФО, не принимается должных мер по выполнению Лесного кодекса Российской федерации и других нормативных актов, регулирующих лесные отношения. До сих пор не определена национальная лесная политика (6). За период становления в России рыночных отношений проходили многократные реорганизации структуры управления лесами. Лесная отрасль лишилась юридической и экономической самостоятельности. Министерство природных ресурсов РФ (МПР) как специально уполномоченный орган государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов не смогло в полной мере обеспечить возложенные на него задачи, строгое исполнение Лесного кодекса РФ. Главными задачами МПР РФ в области лесоведения являются воспроизводство лесных ресурсов, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. Однако лесхозы не ориентированы на лесоводческую деятельность, а занимаются в основном заготовкой и реализацией лесопродукции.
Сам Лесной кодекс РФ далеко не совершенен. Многие его статьи не способствуют рациональному использованию и воспроизводству лесного фонда, а также максимальному поступлению средств в бюджетную систему страны, в т.ч. за счёт экспортных поставок продукции лесного комплекса за рубеж.
Назрела необходимость внести в Лесной кодекс РФ существенные поправки и дополнения. В них должны быть предусмотрены дополнительные нормативные акты, обеспечивающие повышение эффективности государственного управления в сфере использования, воспроизводства и охраны лесных ресурсов. Необходима также разработка и принятие федерального закона «О государственной лесной охране», создание в структуре Министерства внутренних дел РФ, включая региональный и районный уровни, специального подразделения - лесной милиции. В целом леса нашей страны нуждаются в специальной Концепции развития лесного хозяйства, определяющей единую государственную поли-J тику в области охраны, использования и воспроизводства лесного фонда как одного из главных природных богатств России.
Российский лес сегодня - это ресурс будущего. Вся минирально-сырьевая база, как бы мы рачительно ее не использовали, всё равно невосполнима. Вычерпывая тонну нефти, мы уменьшаем её ровно на тонну. С рудой тоже самое. Они не восстанавливаются. Лес - один из немногих воспроизводимых ресурсов. По площади лесов Россия занимает первое место в мире. Если этим ресурсом пользоваться грамотно, рачительно и эффективно, то эксплуатировать его можно сколько угодно долго. Он не истощим.
Литература
1. Пыдин Ю. Чем дальше в лес, тем больше нарушений. - «Президентский контроль», 2002 г., №6. С. 8-9.
2. Там же.
3. Балясников И. Степень напряженности. - «Брянский рабочий», 2002 г., 31 августа.
4. Калашников М.М., Скидан В.В. Об угрозах национальной безопасности: региональный аспект (на примере Брянской области). - «Брянский политологический вестник», 2001 г., №1(3). С. 11.
5. Кукуев Ю. Лес - ресурс будущего. - «Регион-Центр», 2002 г., №1. С.-60
6. Кто защитит леса России. - «Президентский контроль», 2002 г., №7, с. 10-14.