ДИНАМИКА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОЧАГА УСЫХАНИЯ ЕЛЬНИКОВ
Мусин Р.В. (БГИТА, г.Брянск, РФ)
С целью изучения динамики очагов усыхания было произведено картирование деревьев на пробных площадях, заложенных в Дятьковском, Дубровском, Учебно-опытном лесхозах. С повторным обмером через год. Для пробной площади в квартале 74 Опытного лесничества Учебно-опытного лесхоза учет усохших деревьев производился каждые 2 месяца. Было замечено, что очаги распространялись в основном в северо-восточном направлении (70-80 % усохших деревьев), в юго-западном направлении - 15-20%. Незначительное количество деревьев (5-7%) усохло в северо-западном и юго-восточном направлениях. Пример картирования пробной площади в кв. 74 Опытного лесничества Учебно-Опытного лесхоза приведен на рисунке 1.
Дисперсия качественного признака (здоровое, усохшее) рассчитывали но формуле Плохинского (1961),
, где
n - общее количество особей в группе, m - количество особей имеющих данный признак (усохшее).
Все остальные показатели дисперсионного анализа качественного признака рассчитывали так же как и для количественных признаков.
При анализе направлений от центра очага по румбам (СВ, СЗ, ЮВ, ЮЗ), выяснено что отличие в количестве усохших елей между СЗ, ЮВ, ЮЗ направлениями несущественны на 95% уровне значимости. Количество усохших деревьев в северо-восточном направлении другими направлениями на 95% уровне значимости. Средний румб направления продвижения очага ( по 5 пробам) составил СВ 35°. Этот показатель варьировал от СВ 45° до СВ ЗО0. Этими данными подтверждается гипотеза о неблагоприятном влиянии ветра и послеполуденного солнца на состояние ельников. Во всех случаях образования очагов решающим фактором было локальное снижение полноты: вывал отдельной ели, изгиб стволов дуба под тяжестью снега. Причем локальная полнота очага в некоторых случаях была выше средней по пробе. Это говорит о том, что опасно не само снижение полноты, а изменение условий произрастания ели. Во всех случаях образования очагов усыхания среди усохших деревьев имелись живые особи ели. Ими оказывались либо высокие деревья, росшие в относительно разреженном состоянии, либо угнетенные особи с замедленным приростом, разреженной кроной.
Первоначально очаг имел форму близкую к кругу (отношение меньшего диаметра к большему составило 0,8-0,85). К моменту затухания очага это отношение уменьшилось до 0,3-0,5. При изучении динамики распространения очага выявлена зависимость между вытянутостью очага в северо-восточном направлении (в метрах) и временем, прошедшем с момента образования очага (в месяцах), коэффициент корреляции 0,9. Данные, полученные при изучении динамики распространения очагов усыхания на пробной площади в кв. 74 приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Динамика увеличения размера очага в северо-восточном направлении
Время, прошедшее со времени образования очага, месяцев / Дата начала и конца измерений
|
1 04.2000 |
6
|
8
|
10
|
12
|
14 06.2001 |
Расстояние от центра, м
|
7
|
14
|
17
|
19
|
20
|
20
|
Эту зависимость в, общем виде, наиболее полно (ошибка 0,5-1 м) отражает формула
Y - размер очага в северо-восточном направлении (м);
х - время, прошедшее с момента образования очага (месяцев)
a, b - коэффициенты;
Коэффициент а увеличивался от 5,1 до 6,5 с увеличением среднего на пробе возраста деревьев ели. Коэффициент b оставался относительно постоянным ≈ 7.
С учетом этого, формула примет вид:
, где
n - средний возраст деревьев
Выводы:
1. Образованию очага во всех случаях способствовали случайные причины (вывал отдельного дерева, изгиб стволов дуба).
2. Очаг распространился (на исследуемых объектах) в северо-восточном направлении.
3. Размер очага в северо-восточном направлении можно определить по формуле
, где
n - средний возраст деревьев ели
x – время, прошедшее с момента образования очага
4. Дальнейшему развитию очага препятствует сосна.