ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ МАЛОШУМНЫХ РЕШЕНИЙ В ОБОРУДОВАНИИ СПИЧЕЧНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Черемных Н.Н.. Тимофеева Л.Г. (УГЛТУ, г. Екатеринбург, РФ)
Some examples of the implementation of low noise technical solutions for match production machinery are given.
Производство спичек в связи с поточностью насыщено разнообразным оборудованием. Это значительно ухудшает шумовой режим и вносит в разработку мероприятий по борьбе с шумом свои специфические отличия.
Высокопроизводительное, надежное специализированное оборудование (к примеру, сборочно-этикетировочные машины СпЭ-3 Новозыбковского станкозавода обеспечивают производительность 3,5 тысячи коробков в час) имеет основными источниками повышенной виброакустической активности кулачковые механизмы и поступательные кинематические пары.
В данной работе мы не будем касаться многообразия операций (станок СпКН-3 - 8 операций; станок СпКВ-ЗА - 10 операций; машина СпЭ-3 - 7 операций; СпН-3 - 6 операций), описания конструкции (кинематическая схема СпКН-3 содержит 45 позиций; СпКВ-ЗА - 34 позиции; СпЭ-3 - 62 позиции; СпН-3 - 132 позиции). Все это в дополнении с выявлением основных источников шума методом последовательного исключения их, дано в работе [1].
Возмущающие силы в кулачковых механизмах делятся на силы, вызванные технологическими нагрузками; силы трения, инерционные и ударные силы, определяемые законом движения толкателя; динамические силы, вызванные отклонением профиля кулачка от заданного. Причины, которые определяются законом движения толкателя (ЗДТ), являются детерминированными, а неточностью изготовления - случайными. Для снижения шума кулачковых механизмов следует применять синусоидальные, параболические и полиномиальные ЗДТ, т.к. законы постоянного и равноубывающего ускорений, косинусоидальные и трапецеидальные приводят к возникновению более широкополосных колебаний.
В зубчатых ненагруженных механизмах станков-автоматов используют неметаллические материалы или их комбинацию со сталью.
В табл.1 систематизированы основные источники и причины шумообразования основного специализированного оборудования.
Составляющие комплекса по снижению шума по каждому разделу таблицы 1 содержатся в нашей работе – руководстве [1].
Здесь же остановимся кратко на некоторых результатах внедрения ряда наших разработок на действующем оборудовании технологического потока. Заметим, что острота проблемы еще усугубляется тем, что концентрация оборудования в помещении очень высока.
Так, на рассматриваемой нами фабрике одновременно работают: 20 станков СпКН-3, 4 станка СпКВ-ЗА и 26 станков ВКС (по шуму они равнозначны станкам СпКВ-ЗА). По этой причине шум на рабочем месте, к примеру, у станка СпКН-3 равен 92 дБА, у станка СпКВ-3А – 95 дБА, хотя в таблице 2 уровни звука ниже, т. к. они получены нами при работе только одного, отдельно взятого станка.
На станке СпКН-3 стальной ролик пазового барабана заменили на капроновый и установили жесткие допуски на размеры паза в барабане. Кулачковая группа была закрыта звукоизолирующей крышкой, а стальные ролики заменили на капроновые. Для уменьшения шума от удара вилки толкателя болванчика о муфту на вилку установили капроновые накладки с обеих сторон.
В кулисном механизме зазор между пазом кулисы и роликом кривошипа уменьшили до минимального.
На станке СпКВ-ЗА правую бабку станка звукоизолировали стальным герметичным кожухом толщиной 2 мм, на внутреннюю сторону которого был приклеен лист поролона толщиной 50 мм. Для снижения возникающего при ударе вилки толкателя о муфту формирующего болванчика установлены накладки. Все разработки не снижают технологических возможностей и ремонтопригодности станка. Снижение для станка СпКН-3 составило 5 дБ, а у СпКВ-ЗА - 7 дБА
Мероприятия по улучшению шумовой характеристики этикети-ровочных машин:
- Реконструкция механизма тряски. Короб тряски изготовили из оцинкованной стали, оклеили поролоном толщиной 5 мм и установили на станине с помощью двух пластин из текстропной ленты. Вибрация основания узла тряски стала незначительной благодаря эксцентрику с противовесом. Масса узла тряски уменьшилась с 50 до 10 кг, а работа его стала практически бесшумной.
- Изготовлена принципиально новая этикетница, полностью лишенная подвижных шумящих узлов и более простая в эксплуатации
- Усовершенствована система выбора зазора в зубчатой конической передаче привода узла сборки (использован внутренний резерв конструкции с целью обеспечения эксплуатационной надежности).
- Оптимизировано натяжение пружины рычага кулачкового механизма подавателей спичечных коробков.
По набивочной машине технические решения осуществлены следующие:
- Изменен профиль эксцентрика привода возвратно-поступательного движения планки узла деления спичек на порции, что крайне положительно сказалось на шумности узла.
- Ролики кулачковых механизмов заменены на ролики с демпфирующими вставками (ролики в одном случае в осевом направлении чередовались из резины и стали, во втором случае - ролик «слоеный» - в радиальном направлении с демпфирующей вставкой).
- Под пластину подающего конвейера в месте удара бойков механизма маркирования установлена демпфирующая прокладка.
- В храповой механизм предотвращения обратного хода помещено устройство, выводящее собачку из зацепления во время рабочего хода. Кроме снижения ударного шума налицо -уменьшение износа механизма и повышение эксплуатационной надежности узла.
Таблица 1-Причины и источники шумообразования
№ п/п |
Оборудование |
Причины и источники шума |
Наиболее интенсивные причины и источники |
1. |
Коробкоклеильный станок СпКН-3 |
1. Биение ролика в пазовом барабане (привод болванчика). 2. Шум кинематических пар кулачкового механизма. 3. Удары ролика кривошипа в пазе кулисы механизма подачи шпона. 4. Удары вилки в пазе муфты (привод болванчика). 5. Удары рычага подклеивающего ролика о шкив механизма подачи бумаги. 6. Удары рычага подклеивающего ролика о корпус станка. |
1,2 |
2. |
Коробкоклеильный станок СпКВ-ЗА |
1. Биение ролика в пазовом барабане. 2. Удары выступа блокировочной шестерни о ролик сопряженной шестерни. 3. Звон при ударе вилки, приводящей в движение формирующий болванчик, о муфту правой бабки станка. 4. Шум в тяжелонагруженных кулачковых парах 26 и 27 [1, рис.4.14] со сложным профилем кулачков правой бабки станка. |
1,3,4
|
3. |
Этикети-ровочная машина Сп Э-3 |
1. Механизм тряски. 2.Этикетница. 3. Коническая передача привода узла сборки. 4. Механизм привода (кулачковый) подавателей спичечных коробков. |
1,2,3 (при отсутствии регулировки бокового зазора в зацеплении), 4 (при отсутствии регулировки натяжения пружины). |
4. |
Набивная машина СпН-3 |
1. Узел деления спичек на порции 2. Узел дна наполняющего кармана 3. Механизм маркировки 4. Храповой механизм главного вала Открытая зубчатая передача. |
1,2,3,4,5 (при задевании торцовых металлических накладок колеса о шестерню). |
- Увеличена ширина текстолитового колеса зубчатой пары привода машины таким образом, чтобы его торцовые металлические накладки не входили в зацепление с зубьями шестерни. Итоги внедрения - в таблице 2.
Из таблицы видно, что по всем мероприятиям получено надежное снижение шума в (5...8) дБА по уровню звука и в октавных полосах частот в целом по агрегату.
Место замера шума
|
Уровни звукового давления, дБ, при среднегеометрических частотах октавных полос, Гц |
Уровень звука, дБА |
|||||||
63 |
125 |
250 |
500 |
1000 |
2000 |
4000 |
8000 |
||
У станка СпКН-3 |
65 |
70 |
77 |
79 |
78 |
77 |
75 |
72 |
84 |
То же, после внедрения |
63 |
66 |
70 |
74 |
75 |
72 |
71 |
67 |
79
|
У станка СпКВ-ЗА |
70 |
78 |
82 |
82 |
82 |
81 |
79 |
78 |
88 |
То же, после внедрения |
64 |
72 |
76 |
76 |
76 |
74 |
71 |
70 |
81 |
У машины СпЭ-3 |
78 |
83 |
87 |
85 |
86 |
83 |
80 |
76 |
90 |
То же, после внедрения |
69 |
75 |
77 |
75 |
76 |
76 |
71 |
66 |
82 |
У машины СпН-3 |
70 |
77 |
78 |
81 |
86 |
84 |
83 |
79 |
91 |
То же, после внедрения |
67 |
70 |
74 |
76 |
78 |
77 |
76 |
70 |
83 |
Литература
1. Чижевский М.П., Шилин А.А., Кувалдин А.И., Черемных Н.Н., Константинов Н.П., Яровой Ю.П., Сергеев В.Ф., Савельева Н.Г. Руководство по борьбе с шумом в спичечном производстве. -М.: Минлеспром СССР, 1982. – 171с.