ВЛИЯНИЕ ПРИСПОСОБЛЯЕМОСТИ ДИЗЕЛЯ
НА ВЕЛИЧИНУ БУКСОВАНИЯ ЛЕСОСЕЧНЫХ МАШИН
Михайлов О.А. (СПбГЛТА, г. Санкт-Петербург, РФ)
This article deals with problems of trailing system’s exploitation efficiency increasing.
Одним из факторов, влияющих на транспортную производительность и топливную экономичность лесосечных машин, является величина буксования d. Известно, что с увеличением скорости движения сокращается длительность и интенсивность уплотнения поверхности волока грунтозацепами и это приводит к уменьшению величины d. Проанализируем зависимость величины d от коэффициента приспособляемости КМ на основе экспериментального материала, полученного во время различных циклов испытаний тракторов ТБ-1М, ВП-100 и ТЛТ-100 на полигоне-волоке Онежского тракторного завода. Данные измерений (табл.) подтверждают, что с ростом коэффициента КМ (а следовательно, с увеличением скорости) величина d уменьшается, и количественно описывает зависимость величины КМ и d (рис.). Кроме того, описано, как с увеличением рейсовой нагрузки возрастают потери на буксование (табл.). Качественно такая зависимость очевидна, так как с уменьшением скорости движения и возрастанием касательной силы тяги увеличивается длительность и интенсивность процесса уплотнения грунта. Данные измерения по отдельным участкам полигона, в свою очередь, показывают, что на подъемах и поворотах, то есть при больших значениях коэффициента сопротивления y, у тракторов с двигателем постоянной мощности (ДПМ) величина d значительно меньше (5-7%), чем у аналогов. Эта разница становится несущественной на горизонтальных участках волока и особенно на спусках.
Таблица
Модель трактора |
Q, м3 |
КМ |
Nен, кВт |
V, км/ч |
d, % |
ТБ-1М |
5,3 |
1,404 |
69,7 |
6,71 |
5,2 |
1,146 |
70,4 |
6,35 |
7,4 |
||
7,4 |
1,404 |
69,7 |
6,64 |
6,3 |
|
1,146 |
70,4 |
5,99 |
8,9 |
||
ВП-100 |
5,2 |
1,385 |
71,9 |
5,54 |
10,2 |
1,171 |
86,0 |
5,67 |
9,8 |
||
6,3 |
1,385 |
71,9 |
4,90 |
11,8 |
|
1,171 |
86,0 |
5,10 |
11,0 |
||
ТЛТ-100 |
5,3 |
1,385 |
71,9 |
6,33 |
7,1 |
1,229 |
72,1 |
6,01 |
9,8 |
Рисунок- Зависимость потерь на буксование от рейсовой нагрузки Q при различных параметрах двигателя:
1 - КМ = 1,404; Nен = 69,7 кВт,
2 - КМ = 1,146; Nен = 70,4 кВт,
3 - КМ = 1,386; Nен = 71,9 кВт,
4 - КМ = 1,172; Nен = 86,0 кВт,
5 – затяжной подъем; КМ =1,404.
Отметим, что проведенные измерения дали возможность одновременно оценить также и степень загрузки муфт поворота трактора. Оказалось, что разница в количестве оборотов ведущего и ведомого барабанов каждой муфты составляет приблизительно 5%. Отсюда вытекает еще один важный вывод: если за критерий загрузки фрикционов принять время их полного выключения, то оно составляет примерно 10% от времени движения по волоку-полигону (доля времени приходящаяся на режим поворота трактора составляла 65-70%).