ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО КПД ТРЕЛЕВОЧНОЙ
СИСТЕМЫ НА МОДУЛЬНОЙ ОСНОВЕ
Анисимов Г.М., Семенов А.М. (СПбГЛТА, г.С.-Петербург, РФ)
This article deals with problems of trailing system's exploitation efficiency increasing.
Для определения эксплуатационной эффективности
трелевочных тракторов был научно обоснован и предложен новый показатель -
эффективный коэффициент полезного действия, который позволяет оценить
номинальное (верхнее предельное) значение эффективного КПД с учетом суммарного
статистического сопротивления волока , массы пачки Q
, скорости движения V и номинальной мощности двигателя Nен трелевочной системы
при ее движении по волоку с незначительными микронеровностями (Анисимов Г.М.
Эксплуатационная эффективность трелевочных тракторов. М, Лесная промышленность,
1990, 208с).
В прцессе рядовой эксплуатации при наличии
значительных микронеровностей трелевочная система испытывает не только статистическое,
но и динамическое сопротивления волока, что приводит к снижению до 40% ее скорости
движения, эффективного КПД ет от
номинального значения и эксплуатационной эффективности, особенно на повышенных
передачах. Поэтому с учетом разработанной в ЛТА в содружестве с ОТЗ модульной
системы машин для гибкого лесозаготовительного производства, предусматривающей
применение лесотранспортных модулей для транспортировки древесины из лесосеки к
потребителю на дальние расстояния с высокими скоростями движения, возникает
необходимость при оценке эффективного КПД учитывать изменчивость не только
статического, но и динамического сопротивлений волока, а также их
конструктивные параметры, режимы работы и динамические свойства на
лесозаготовках.
Цель исследований - повышение эксплуатационной
эффективности трелевочной системы на основе разработки и применения
математической модели оценки формируемого показателя эффективного КПД с учетом
изменчивости всех сопротивлений волока, позволяющей путем оптимизации ее
параметров, режимов работы и динамических свойств обеспечить достижение номинального
значения ет.
Разработанная математическая модель оценки показателя математического ожидания нестационарного случайного процесса изменения эффективного КПД трелевочной системы имеет вид
![]() |
где rk - радиус ведущего колеса; iTP - общее передаточное число трансмиссии;
тр - КПД
трансмиссии;
г
- КПД гусеничного движения;
б
- коэффициент буксования; Q - масса пачки; Мк* -
нижний предел крутящего момента на ведущем колесе; К - коэффициент,
учитывающий попадание Мк(t) в полосу [а,б] с заданной вероятностью; s[Mk(t)] - средне
квадратичное отклонение крутящего момента; Y(t) -
математическое ожидание случайного процесса изменения суммарного коэффициента
сопротивления движению, t - время процесса;
ет*-
верхний предел (номинальное значение) эффективного КПД.
В общем виде задача оптимизации параметров и режимов работы трелевочной системы представлена следующим образом:
s[Mk(t)] min
(критерий эффективности)
ет*
(показатель эффективности)
Dмк(JnCnxn) ³ i=1,m (ограничения)
граничные условия
Выбор на модульной основе с помощью метода синтеза на участке ходовой части
конструктивных параметров ( моментов инерции масс Ji,
коэффициентов жесткости Ci и демпфирования x i ) и режимов работы
(номера используемой передачи) трелевочной системы позволяет минимизировать динамическую
составляющую s[Mk(t)],
обеспечить формирование показателя эффективного КПД до номинального значения на повышенной передаче.