ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОГО КПД ТРЕЛЕВОЧНОЙ
СИСТЕМЫ НА МОДУЛЬНОЙ ОСНОВЕ
Анисимов Г.М., Семенов А.М. (СПбГЛТА, г.С.-Петербург, РФ)
This article deals with problems of trailing system's exploitation efficiency increasing.
Для определения эксплуатационной эффективности трелевочных тракторов был научно обоснован и предложен новый показатель - эффективный коэффициент полезного действия, который позволяет оценить номинальное (верхнее предельное) значение эффективного КПД с учетом суммарного статистического сопротивления волока , массы пачки Q , скорости движения V и номинальной мощности двигателя Nен трелевочной системы при ее движении по волоку с незначительными микронеровностями (Анисимов Г.М. Эксплуатационная эффективность трелевочных тракторов. М, Лесная промышленность, 1990, 208с).
В прцессе рядовой эксплуатации при наличии значительных микронеровностей трелевочная система испытывает не только статистическое, но и динамическое сопротивления волока, что приводит к снижению до 40% ее скорости движения, эффективного КПД ет от номинального значения и эксплуатационной эффективности, особенно на повышенных передачах. Поэтому с учетом разработанной в ЛТА в содружестве с ОТЗ модульной системы машин для гибкого лесозаготовительного производства, предусматривающей применение лесотранспортных модулей для транспортировки древесины из лесосеки к потребителю на дальние расстояния с высокими скоростями движения, возникает необходимость при оценке эффективного КПД учитывать изменчивость не только статического, но и динамического сопротивлений волока, а также их конструктивные параметры, режимы работы и динамические свойства на лесозаготовках.
Цель исследований - повышение эксплуатационной эффективности трелевочной системы на основе разработки и применения математической модели оценки формируемого показателя эффективного КПД с учетом изменчивости всех сопротивлений волока, позволяющей путем оптимизации ее параметров, режимов работы и динамических свойств обеспечить достижение номинального значения ет.
Разработанная математическая модель оценки показателя математического ожидания нестационарного случайного процесса изменения эффективного КПД трелевочной системы имеет вид
где rk - радиус ведущего колеса; iTP - общее передаточное число трансмиссии; тр - КПД трансмиссии; г - КПД гусеничного движения; б - коэффициент буксования; Q - масса пачки; Мк* - нижний предел крутящего момента на ведущем колесе; К - коэффициент, учитывающий попадание Мк(t) в полосу [а,б] с заданной вероятностью; s[Mk(t)] - средне квадратичное отклонение крутящего момента; Y(t) - математическое ожидание случайного процесса изменения суммарного коэффициента сопротивления движению, t - время процесса; ет*- верхний предел (номинальное значение) эффективного КПД.
В общем виде задача оптимизации параметров и режимов работы трелевочной системы представлена следующим образом:
s[Mk(t)] min (критерий эффективности)
ет* (показатель эффективности)
Dмк(JnCnxn) ³ i=1,m (ограничения)
граничные условия
Выбор на модульной основе с помощью метода синтеза на участке ходовой части конструктивных параметров ( моментов инерции масс Ji, коэффициентов жесткости Ci и демпфирования x i ) и режимов работы (номера используемой передачи) трелевочной системы позволяет минимизировать динамическую составляющую s[Mk(t)], обеспечить формирование показателя эффективного КПД до номинального значения на повышенной передаче.