МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ИСПЫТАНИЙ ТРЕЛЕВОЧНЫХ СИСТЕМ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Анисимов Г.М., Семенов А.М. (СПб ГЛТА, г.С.-Петербург, РФ)
Для оценки эксплуатационной эффективности трелевочных тракторов базового ТБ-1М и модульного ТБ-1М-16, а также проверки адекватности соответствующей математической модели осенью 1999 г., на полигоне ОАО “ОТЗ” (п.Нелгомозеро, республика Карелия) были проведены их исследовательские испытания в производственных условиях.
При этом применялась электроизмерительная аппаратура ЛТА, включающая источники питания, пульт управления, динамометрический карданный вал с ЛВТ для замера крутящего момента, приборы для измерения частот вращения коленчатого вала двигателя и карданного вала, токосъемное устройство, расходомер топлива, вибростойкий осциллограф К-12-22. Аппаратура размещалась в специальной кабине, расположенной над основной кабиной трактора. До и после исследовательских испытаний проводилась тарировка измерительных схем на тарировочном стенде. Погрешность определилась в основном погрешностью применяемых приборов, так как неточности в период подготовки измерительного оборудования, монтажа, тарировки и проведения работ были сведены к минимуму. Общая погрешность измерения крутящего момента складывалась из следующего: ошибка тарировки вала (1,0.......1,5 %), ошибка работы осциллографа (1,0…1,5 %), ошибка считывания ординат при обработке осциллограмм (1,5…2,0). Суммарная относительная ошибка измерения крутящего момента не превышала 5...6 % .
Методикой исследовательских испытаний предусматривалось движение трелевочных
тракторов по различным волокам на рабочих передачах с рейсовой нагрузкой 6м3
для ТБ-1М и 12м3 для ТБ-1М-16. Волока имели микронеровности с
дисперсиями изменения значений высот от 7,50 до 35,98 см2 В ходовой
части трелевочных тракторов устанавливались звездочки серийные и с демпферами в
виде упруго-демпфирующих втулок. Для оценки эксплуатационной эффективности трелевочных
систем полученные осциллографические записи процессов анализировались с помощью
методов теории вероятностей и ЭВМ. При этом определялись дисперсии, средние
квадратичные отклонения и математические ожидания процессов изменения крутящего
момента, а также их корреляционные функции и спектральные плотности. Это
позволило определить статическое и динамическое сопротивление волока. Наличие
исходных данных: радиуса звездочки, математического ожидания суммарного коэффициента
сопротивления движению Y(t), общего передаточного числа трансмиссии iтр,
коэффициентов полезного действия трансмиссии тр и гусеничного
движителя
г, коэффициента
буксования
б, номинального
значения крутящего момента Мк* и среднего
квадратичного отклонения крутящего момента [Мк(t)], а также массы пачки Q позволило определить
математическое ожидание эффективного КПД
ет(t) и оценить адекватность соответствующей математической
модели (погрешность составляет до 5 %).
Результаты исследовательских испытаний показали, что при модульном варианте компоновки эффективный КПД трелевочной системы достигает на рабочих передачах номинальных значений и обеспечивается повышение по сравнению с базовым вариантом, эксплуатационной эффективности.