КОНТАКТНО-УСТАЛОСТНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ КОЛЕС И РЕЛЬСОВ И ИХ МОДЕЛИРОВАНИЕ
Захаров С.М. (ГУП ВНИИЖТ МПС РФ, г.Москва, РФ)
Горячева И.Г. (ИПМ РАН, г.Москва, РФ)
Rolling Contact Fatigue Defects of Wheels/Rails and their Modeling.
Дефекты контактно-усталостного типа колес подвижного состава и рельсов продолжают оставаться одним из главных, по которым происходит их замена. В последнее время наблюдается увеличение доли этого вида дефекта среди всех остальных дефектов.
В докладе дается краткий обзор основных типов дефектов контактно-усталостного происхождения колес и рельсов, наблюдаемых на Российских железных дорогах, а также особенности, имеющие место на железных дорогах ряда зарубежных стран. Излагаются основные механизмы образования этих дефектов.
Дается краткий обзор ряда отечественных и зарубежных моделей, воспроизводящих зарождение дефектов контактно-усталостного происхождения и их развития. В частности, рассмотрены модели:
- повреждений, возникающих с поверхности катания (дефект 14 -"Squat") и на выкружке головки рельса ("Head check");
- зарождения усталостных повреждений на поверхности катания колес;
- распространения и взаимодействия поверхностно-инициированных трещин на колесе и рельсе;
- определения скорости накопления контактно-усталостных повреждений в рельсе и колесе.
Обсуждаются основные факторы, оказывающих влияние на образование контактно-усталостных дефектов различного происхождения, в частности, на поверхности катания колес грузовых вагонов и пути снижения интенсивности их появления.