Структурно-реологические характеристики
полимер-модифицированных вяжущих и их
использование в дорожном строительстве Беларуси
Опанасенко О.Н., Овсеенко Л.В., Малышев М.С., Буковски* А., Зелински* Я. (ИОНХ НАН Беларуси, г. Минск, РБ. *Институт химии в Плоцке,
Варшавский технологический университет, Польша)
The results of studying the structural-rheological and adhesion properties of bitumen modified by co-polymers of styrene-butadiene styrene (SBS) and ethyl vinyl acetates (EVA), and their practical use in Belarus are stated in the given paper.
Изучены структурно-реологические характеристики и адгезионно-когезионные свойства полимер-битумных композиций, полученных с использованием термоэластопластов типа СБС и ЭВА. Установлено, что их изменение определяется наряду с химической природой модификатора коллоидно-химическими свойствами самого битумного вяжущего. Определены оптимальные составы полимер-битумных композиций в зависимости от типа битума, используемого полимера и требуемых эксплуатационных характеристик. Выданы рекомендации по применению различных типов полимер-модифицированного вяжущего в дорожно-строительных технологиях. Проведен расчет прогнозируемой долговечности дорожных покрытий на их основе с использованием метода ДТА.
Проанализирован опыт применения полимер-модифицированных вяжущих в дорожном строительстве Беларуси при ремонте цементобетонных покрытий с использованием мембранной технологии, для устройства поверхностной обработки и укладки тонких слоев защитных покрытий типа сларри сил.
Работы по устройству поверхностной обработки и укладке тонких слоев защитных покрытий проводились по холодной технологии с использованием модифицированных битумных эмульсий. Эмульсии готовили как путем смешения битума с водным раствором эмульгатора и латекса, так и при использовании предварительно модифицированного полимер-битумного вяжущего.
Разработаны рецептуры модифицированных битумных эмульсий и рекомендации по устройству защитных слоев дорожных покрытий с использованием холодных эмульсионно-минеральных смесей типа сларри сил, Изучено влияние различных факторов, в том числе погодно-климатических, и состава эмульсионно-минеральной смеси, на скорость созревания защитного слоя.
Установлено, что устройство защитных слоев дорожных покрытий с использованием литой асфальтобетонной смеси и перевод технологии поверхностных обработок на модифицированные битумные эмульсии позволяет повысить срок службы покрытий без утраты качества не менее, чем на 30-40%, сократить годовые объемы производства ремонтных работ с соответствующим уменьшением расхода финансовых средств, материалов и трудозатрат.